Архив новостей → Трагедия в Иркутске: размышления над версиями...
Трагедия в Иркутске: размышления над версиями "Карготранс" взял 1 млн.
600 тыс. долларов за доставку двух истребителей во Вьетнам. Но истратил на подготовку полета только 330 тысяч долларов. Не в разнице ли этих сумм причина иркутской трагедии?.
Похоже, земля русская в последние дни года, словно магнитом, притягивает к себе горе. Именно так подумалось в те первые мгновения, когда услышал о невиданно страшной трагедии, свалившейся на Иркутск.
Но почему? Можно ли найти какой-либо иной ответ на этот вопрос, кроме иррационального, обращенного к Всевышнему?
Его ищет сейчас множество комиссий. Мы с надеждой восприняли сообщения о том, что обнаружены "черные ящики" и отправлены в Москву. Но что скажут исследователям обгоревшие самописцы? Честно говоря, не очень-то верю њ и не только я, њ что они внесут полную ясность в причины трагедии. Наверно, поэтому все мы сейчас сами пытаемся сопоставлять появившиеся версии и выбирать из них то, что, на наш взгляд, выглядит наиболее вероятным.
Версия первая, прозвучавшая сразу после падения: мощный Ан-124 был перегружен, оттого и упал после взлета.
Я разговаривал со специалистами, и они, как говорится, с порога отвергают эту причину. "Руслан" должен был доставить во Вьетнам два двухместных, предназначенных главным образом для обучения истребителя Су-27. Вес их был немногим больше пятидесяти процентов груза, допустимого для "Руслана".
Версия вторая утверждает, что этот самолет военно-транспортной авиации уже отлетал свое, к тому же давно не ремонтировался.
И эта версия, как настаивают специалисты, от лукавого. Во-первых, "Руслан" не налетал еще и половины ему положенного. Во-вторых, только в прошлом месяце он прошел плановые регламентные работы и был признан по всем статьям годным к полетам. И наконец, в-третьих, незадолго до катастрофы этот же Ан-124 с таким же грузом был уже во Вьетнаме.
Не могу не сказать защитного слова в пользу самой военно-транспортной авиации (ВТА), на которую сейчас, разумеется, посыпятся шишки. ВТА, как и вся Российская армия, живет в условиях жестких финансовых ограничений. Тем не менее задачи, которые перед ней ставятся, выполняет.
На этом "Руслане" был первоклассный экипаж. Даже в те последние секунды, что были отведены воздушному гиганту, летчики думали, как спасти город. Очевидцы трагедии утверждают, что самолет пытался сделать вираж, встать между улиц. Не удалось: слишком короток был срок полета и чрезвычайно велика тяжесть гиганта.
Но есть две версии, от которых специалисты отмахнуться не могут. Первая из них њ нарушена была центровка груза, отчего после взлета и произошла катастрофа.
В истории советской авиации лет пятнадцать назад такой случай был. Из Ленинграда вылетало на Ту-104 почти все командование Тихоокеанского флота. В те времена не хватало не только колбасы в магазинах, но и бумаги. Поэтому и решили тихоокеанцы прихватить с собой из Питера "рулончик". А закрепить его как следует в самолете поленились. После взлета рулон оторвался, последовало резкое нарушение центровки и падение. Все, кто находился в самолете, погибли.
Если подобная причина привела к катастрофе в Иркутске, надо искать не только того, кто занимался непосредственно крепежкой истребителей, но и тех, кто обязался за большие, очень большие деньги выполнять перевозку груза.
Вторая и, пожалуй, самая убедительная версия њ отказ двух двигателей. Случай редчайший в летной практике, но и он был в истории советской авиации тоже более двадцати лет назад. Два двигателя отказали в Прибалтике у самолета Военно-Морского Флота Ан-24. При падении он крылом протаранил детский сад. Из-за неоправданной секретности, царившей в те времена, причины отказа двигателей неизвестны. Не желало, видимо, начальство учить людей на чужих ошибках.
А почему могли отказать двигатели на "Руслане"? Конечно, обстоятельства могли быть самые разные, в том числе, как предполагал помощник Президента РФ Евгений Шапошников, низкое качество запорожских движков. Но этот Ан-124, как и другие, летал весьма успешно прежде с такими движками. Так что, скорее всего, причина в низком качестве топлива. Кстати, специалисты, наблюдавшие развитие ситуации, говорят о двух характерных хлопках в двигателях. Подобное случается именно при невысоком качестве топлива.
Итак, рассматривая две наиболее вероятные версии гибели самолета и очень многих людей (точное число погибших пока не установлено, но оно огромно), мы должны ответить на главный вопрос: кому же было доверено готовить "Руслан" к этому трагическому полету? Потому как именно те, кто готовил машину, должны отвечать за все.
Вы скажете: ответ уже дан њ к полету "Руслан" готовило Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), собравшее для Вьетнама "сушки". И ошибетесь. Так получилось, что я совершенно случайно познакомился с документами, которые отвечают на этот вопрос по-иному и куда точнее.
Приношу извинения за канцелярский стиль, но он необходим для соблюдения точности. Итак, ОАО ИАПО поручило, а ЗАО "Карготранс" приняло на себя обязательство организовать воздушные перевозки во Вьетнам имущества по контракту госкомпании "Росвооружение". "Карготранс" обязалось обеспечить фрахтование воздушных судов Ан-124 и Ан-22 и организовать воздушную перевозку грузов, обеспечить загрузку имущества в транспортные самолеты, обеспечить заправку транспортных самолетов топливом. ИАПО в свою очередь обязалось лишь застраховать груз в Ингосстрахе, что и сделало. Чтобы не раскрывать коммерческую тайну, скажу, что сумма страховки выражается многими десятками миллионов долларов.
Вы поняли, кто должен был крепить "сушки" и загружать "Руслан" топливом? Да, "Карготранс". Для этого ИАПО выделило ему один миллион шестьсот тысяч долларов. Сумма достаточная, чтобы все сделать надежно: и закрепить, и топливо подобрать высшего качества.
Но "Карготранс" по существу посредническая контора, которая не является владельцем транспортных средств и не располагает квалифицированным персоналом. Поэтому свои обязанности фактически перекладывает на плечи служащих ВТА, выдавши им "гигантскую" сумму њ около 330 тысяч долларов. А это, посчитайте сами, лишь пятая часть того, что действительно было необходимо и что вручило "Карготрансу" ИАПО.
Куда же делись остальные миллион двести тысяч долларов? На такой вопрос, пожалуй, лучше всего ответят руководители ЗАО "Карготранс" њ генеральный директор Валерий Малашук, председатель совета директоров Вадим Еремичев.
Последний, кстати, до недавнего времени был заместителем бывшего генерального директора ГК "Росвооружение" по финансам. К моему глубокому сожалению, в состав учредителей "Карготранса" входит и экс-гендиректор "Росвооружения" Александр Котелкин.
Само же нынешнее "Росвооружение", где есть истинные профессионалы организации таких перевозок, от участия в отправке Су-27 во Вьетнам было категорически отстранено. Правда, среди тех, кто сопровождал груз и погиб, находился один из представителей госкомпании.
Я не хочу делать выводы, пусть их сделает сам читатель, определяя степень ответственности тех или иных людей. Но вот о чем не могу не рассказать.
В минувшее воскресенье был в Саратове. Там нынешнее руководство "Росвооружения" открывало свое очередное, шестое представительство. Цель њ быть ближе к предприятиям "оборонки", оперативно откликаться на их запросы, совместно решать проблемы экспорта российского вооружения на мировой рынок.
После подписания Соглашения об открытии представительства состоялась небольшая пресс-конференция, в которой участвовали губернатор области Дмитрий Аяцков и гендиректор "ГК "Росвооружение" Евгений Ананьев. Последнему был задан вопрос: не отразится ли катастрофа в Иркутске на перспективе заключения будущих контрактов? Евгений Николаевич, человек от природы немногословный, ответил коротко: нет, между первым и вторым нет никакой причинно-следственной связи.
Но я знаю, что хотел услышать областной журналист: а рассчитаемся ли мы с Вьетнамом, не будем ли ходить в должниках? Марку престижа в торговле оружием Россия по-прежнему будет держать высоко њ сейчас уже прорабатывается вопрос о замене Су-27 уже готовыми Су-30.
Вернет свои миллионы за истребители благодаря страховке ИАПО.
Не вернешь самое бесценное њ жизнь человека.
Владимир КЛИМОВ.
00:04 09.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |