Архив новостей → Артур Чилингаров: Благоразумие -это не трусость.
Артур Чилингаров: Благоразумие -это не трусость.
НЕОЖИДАННЫЙ скандал разгорелся вокруг только что завершившейся уникальной экспедиции наших полярников в Антарктиду. Напомним: впервые в мире российский легкий одномоторный самолет Ан-3 совершил посадку на Южном полюсе. Однако обратный курс "аннушка" так и не взяла. Члены экспедиции во главе с заместителем председателя Государственной Думы, Героем Советского Союза доктором географических наук Артуром Чилингаровым вернулись на Большую землю на военном американском самолете.
Некоторые СМИ сразу же написали: мол, "крылатый рекордсмен", не выдержав перегрузок, сломался, а Россия теперь должна будет заплатить за спасение наших полярников 80 тысяч долларов.
- Артур Николаевич, скажите сразу: выставили счет или нет? И кому именно, вам или российскому Правительству?
- Да нет никакого счета. Я сам узнал о нем из сообщений зарубежных агентств. Но тех, кто подкинул "утку", можно даже поблагодарить: эта информация привлекла огромное внимание к нашей экспедиции, - говорит Артур Николаевич. - Сейчас некоторые пишут, что идея попахивает авантюризмом. Я и не скрываю: элемент авантюрности есть в любой экспедиции. Но хочу подчеркнуть, что благоразумие для полярника - это не трусость. Последний раз я был в Антарктиде одиннадцать лет назад, тоже в воздушной экспедиции. Тогда для того, чтобы доказать возможности нашей техники, на российском самолете Ан-74 мы сели на снежную полосу на станции "Восток". Взлетели потом, кстати, только с семнадцатой попытки.
- Почему вы остановились на самолете Ан-3?
- На эту машину я обратил внимание на авиасалоне в Жуковском. Это усовершенствованный вариант Ан-2 с новым двигателем. И очень хорошо, что омское производственное объединение "Полет" вместе с машиностроительным заводом пошло на модернизацию: это возможность дать технике вторую жизнь. Мы договорились проверить одномоторный самолет в самых экстремальных ситуациях, которые могут быть на земле.
- Хотите вы или нет, но финансовая сторона экспедиции интересует всех. Кто все-таки за нее заплатил?
- Не скажу. Но это никакого отношения не имеет ни к государственным бюджетным деньгам, ни к спонсорским средствам российских предпринимателей. Есть друзья, которые верят в меня и которые вместе со мной участвовали в экспедиции. У нас есть бюджет экспедиции, который в состоянии решить все вопросы, в том числе страховочные, форс-мажорные и т.д.
- Чем была сложна эта экспедиция?
- Мы должны были маленький самолет доставить в Антарктиду. Из Омска до Москвы Ан-3 долетел сам за 123 часа. А в Москве его ждал арендованный самолет Ил-76, куда в разобранном в виде Ан-3 загрузили и взяли старт на Антарктиду. Не везло нам с самого начала. До Чили долетели нормально, но потом 12 суток не было никакой погоды и приличного прогноза, чтобы большой транспортный самолет мог долететь и сесть на леднике Пэтриот Хиллс. Наша смета предусматривала всего 2-3 полета, поэтому мы не рисковали.
Командир самолета Ил-76, заслуженный летчик России Андрей Деревянко:
- Летели до Антарктиды пять часов. Садились на ледник "с подбором". После касания самолет 2400 метров скользил по льду. Бросало ли самолет? В пределах нормы. Мы использовали не тормоза, а чисто реверс. Если бы затормозили колесами, то "вальс бы танцевали".
- Мы собрали самолет за полтора суток, облетали его. Запаслись топливом и всем необходимым, если бы пришлось делать вынужденную посадку: палаткой, печкой, продовольствием на неделю, спальными мешками, - продолжает Артур Чилингаров. - Но что такое 1200-километровый полет до Южного полюса одномоторного самолета, который не имеет антиобледенительной системы, локатора? Как только он входит в облака, начинает терять высоту. В довершение ко всему у нас из-за атмосферной бури нарушилась связь. И все-таки за 18 км до посадки мы наконец услышали Южный полюс.
Встречать нас высыпали американские полярники: их станция "Амундсен-Скотт" базируется на Южном полюсе. Мы договорились, что стоим два часа и возвращаемся обратно. Но Антарктида непредсказуема. Через 2 часа резко ухудшилась погода. Можно видеть видеокадры, где моя борода полностью обросла сосульками.
2-й пилот Ан-3 Анатолий Сарычев:
- Все работало штатно. Когда мы стали запускать двигатели, появились некоторые замечания по их устойчивой работе. Ситуация совершенно обычная. Но нельзя рисковать, тем более в Антарктиде, самолетом, экипажем, всеми теми, кто был с нами.
- Некоторые специалисты говорят, что двигатель нельзя было глушить?
- У нас таких ограничений в руководстве по летной эксплуатации нет.
- Через двое суток командир самолета Ил-76 передал нам: "Если я не улечу через полчаса, буду вынужден оставить Ил-76 на леднике", - рассказывает Чилингаров. - В той непростой ситуации я дал ему "добро". Так что потом на самолете Ан-3 нам лететь уже было просто некуда. То есть никакой катастрофы самолета, о чем поспешил сообщить один наш телеканал, не было. Да, самолет остался на Южном полюсе. До следующей экспедиции. Повторяю, он в рабочем состоянии, заправлен.
Пять членов экипажа самолета Ан-3, я и корреспондент ОРТ обратились к начальнику станции Джерри Марти с просьбой оказать содействие в вылете на Большую землю с попутным грузом. Еще семь человек, мои друзья, заказали у американской туристской компании самолет и улетели в Чили, заплатив за полет сами. Никаких вопросов не возникло. Потому что безопасность и возвращение - это принцип любой моей экспедиции.
- Если выставят все-таки счет, то кому?
- Только мне и никому больше. Но я летел на военном самолете "Геркулес", который проводит плановое обслуживание американской станции. Меня выручили друзья, с которыми я работаю много лет бок о бок. Полярная взаимовыручка - дело святое, мне тоже приходилось не раз помогать зарубежным коллегам. Поэтому, думаю, все вопросы будут решены.
- Артур Николаевич, а когда состоится следующая экспедиция в Антарктиду?
- Довольно скоро: мы хотим там открыть православный храм в память о тех 60 полярниках, которые погибли, осваивая шестой континент.
Наталия Ячменникова.
00:04 18.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |