Архив новостей → ТАРИФНАЯ РЕФОРМА.
ТАРИФНАЯ РЕФОРМА.
С января 2001 года вступил в действие новый таможенный тариф. Ключевые аспекты нововведения комментирует начальник Главного управления тарифного и нетарифного регулирования Государственного таможенного комитета России Андрей Кудряшов. В самом факте изменения ставок нет ничего необычного. На протяжении последних лет это случалось многократно. Например, только в 1999 году тариф корректировался тридцать с лишним раз. Но теперь правительство предлагает изменить всю структуру таможенного тарифа. Это действительно масштабные перемены. Поэтому все заговорили о реформе. Хотя я, пожалуй, не стал бы называть это реформой. Скорее, это радикальная модернизация существующего тарифа.
Главная цель - это улучшение всей системы таможенного администрирования, повышение эффективности таможенного контроля. Тapиф - это важнейший инструмент таможенного регулирования. С его помощью можно стимулировать экономический рост, повышать конкурентоспособность и, конечно, пополнять бюджет. Напомню, что тариф, с которым мы работаем, был принят еще в 1993 году. Тогда была определена его структура, система ставок. Два года спустя, в 1995 году, многое было изменено. По предложению ГТК начали активно вводиться комбинированные ставки. Сейчас они применяются для полутора тысяч импортируемых товаров, прежде всего потребительских.
Меняется жизнь, меняется положение в экономике - значит, пора пересматривать и таможенный тариф. Иначе он будет тормозом развития. Опыт показал, что у нас слишком высоки ставки импортных пошлин. Их вводили с благородной целью - защитить отечественного производителя. Но на деле реальной защиты не получилось Вот существует, например, 30-процентная пошлина на ввоз одежды. Разве это помогло нашим швейным фабрикам конкурировать с дешевым импортным ширпотребом? Завышенные, неподъемные ставки попросту не работают. Их так или иначе обходят. Если к ввозным пошлинам в 25 - 30 процентов приплюсовать налог на добавленную стоимость, который взимается при таможенном оформлении, в сумме получится примерно 50 процентов. А если речь идет о подакцизных товарах, то размер таможенных платежей превышает 70 процентов от стоимости товара. Понятно, что коммерсанты стали искать всякие способы уклонения от уплаты. Резко вырос "серый" импорт. По нашим оценкам, почти 30 процентов товаров сейчас ввозится в страну с различными нарушениями.
Я не думаю, что все импортеры теперь немедленно выйдут из "тени". Нужно время, чтобы сложился новый деловой и правовой климат. Однако нарушений, надеюсь, вскоре станет меньше. Когда таможенные платежи будут умеренными, многие импортеры предпочтут честно их заплатить. Это выгоднее и безопаснее, чем втягиваться в сомнительные незаконные операции. Важно, чтобы импортеры считали платежи справедливыми. Если удастся создать экономические предпосылки для честного бизнеса, вполне можно ждать перемен к лучшему. В то же время мы не рассчитываем, что каналы "серого" импорта закроются сами по себе. Из арсенала таможни не исключаются методы силового, административного воздействия на недобросовестных коммерсантов.
И еще одно: новый тариф предполагает не только снижение, но и унификацию пошлин. Это тоже шаг к оздоровлению. Чем проще и понятнее будет таможенная процедура, тем меньше будет попыток обойти закон. Существует опасение, что унификация пошлин погубит сборочные производства в России - например, производство телевизоров, компьютеров. Действительно, производство телевизоров сильно зависит от внешней торговли. Наши "Рубины" и "Витязи" на 70 - 80 процентов укомплектованы импортными деталями. Но почему изменение пошлин должно их обязательно погубить? Сейчас на готовые телевизоры ставка составляет 30 процентов. Кинескопы ввозятся беспошлинно, да и на значительную часть других деталей сейчас нулевая ставка.
Что изменится? На готовые телевизоры будет ставка 20 процентов, на большинство деталей - 5 процентов. Это нормальная разница. Классическая эскалация тарифа. Что же касается компьютеров, то эти позиции вообще не трогали. Так что оснований для паники, на мой взгляд, нет. Что касается сборочных проектов, то проблема не в пошлинах, а в малых объемах производства. Когда вы производите всего 500 автомобилей в год, у вас очень велики накладные расходы. И компанию будет лихорадить до тех пор, пока масштабы производства не достигнут приемлемого уровня. Никакие таможенные льготы тут не помогут. Если говорить о пошлинах на автомобили, сейчас комбинированная ставка - 30 процентов. Ее намечено снизить до 20 процентов. По-моему, это вполне приличная фора для действий на рынке. Тем более что участники сборочных проектов могут работать через свободные склады. - Это таможенный режим, который могут использовать отечественные производители автомобилей.
Учреждай такой склад, беспошлинно завози комплектующие, собирай машины, а потом можешь вывозить их и выпускать в свободное обращение без уплаты таможенных платежей. Но мы должны думать не только о производитлях, но и о потребителях. Ведь тариф - это, по сути, баланс разных интересов. И нельзя жертвовать одними в угоду другим. Надо искать взаимоприемлемый компромисс. Многие эксперты говорят о том, что у нас катастрофически изношено технологическое оборудование на предприятиях, и предлагают снять ввозные пошлины на большинство видов оборудования. Износ оборудования действительно может сказаться на экономическом росте. Важно отметить: при импорте технологического оборудования проблема не столько в пошлинах (они невелики), сколько в 20-процентном налоге на добавленную стоимость.
В принципе существует законная возможность не платить этот налог. Такая норма предусмотрена законом об НДС для технологического оборудования, которое входит в списки, утвержденные правительством. Норма есть, а вот самих списков, к сожалению, до сих пор нет. Дальше разговоров в министерских кабинетах дело пока не идет. У таможни, таким образом, связаны руки. Решать этот вопрос самостоятельно не в нашей компетенции. При обсуждении нового тарифа в правительстве затрагивались вопросы переговорного процесса о вступлении России в ВТО. Предполагаемые изменения, конечно, повлияют на позицию России на переговорах с ВТО. Не исключено, что снижение ставок кто-то из западных партнеров сочтет проявлением слабости, односторонними уступками. С другой стороны, мы можем преподнести этот шаг как свидетельство нашей доброй воли, как знак того, что мы готовы двигаться навстречу партнерам.
Вы просили о снижении - получите. Только взамен тоже что-нибудь предложите. Например, учтите наши пожелания по каким-то важным вопросам. Переговорный процесс с ВТО - это сложный механизм. Тем более что речь идет не только о согласовании уровня ставок. Там и доступ иностранных страховых компаний и банков на наш рынок, вопрос о субсидиях и так далее. Впрочем у нас остается возможность для маневра. Ведь новая структура импортного тарифа вводится пока на девять месяцев. Это нужно для того, чтобы согласовать все изменения в рамках Таможенного союза. Если, например, за это время переговоры с ВТО не продвинутся, у нас в принципе есть возможность вернуться на исходную позицию. Существуют разные оценки последствий снижения ставок. Сегодня, думаю, никто не возьмется точно просчитать будущие результаты. Но все-таки есть основания полагать, что снижение налогового бремени позволит увеличить объем импорта и соответственно бюджетные доходы. Думаю, что в целом выигрыш будет больше, чем потери.
00:04 11.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |