Архив новостей → Черное золото ВИНКов.
Черное золото ВИНКов.
Достанется ли оно средним компаниям?
В первой половине марта в Нарьян-Маре прошло заседание экспертной комиссии, определявшей победителя конкурса на право освоения трех нефтяных месторождений вала Гамбурцева на территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в Ненецком автономном округе.
РЕШЕНИЕ комиссии наделало много шума: из девяти соискателей, в число которых вошли едва ли не все крупные, так называемые вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), она выбрала среднюю по масштабам "Северную нефть". Проигравшие и победители незамедлительно провели в Москве пресс-конференции, газеты запестрели комментариями. Между тем мало кто из наших коллег заметил очевидное: дело не просто в очередном конкурсе на разработку очередных месторождений. Речь идет, во-первых, об идеологии взаимоотношений государства с нефтяными компаниями, а во-вторых, о попытках ряда ВИНК сохранить свою монополию на государственные природные ресурсы.
"ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и "Сибнефть", а также "ЮКОС" и "Роснефть" распространили совместное заявление: мол, результаты конкурса были предопределены заранее, он был проведен-де с грубейшими нарушениями и его итоги необходимо пересмотреть. И вообще, нужны, мол, не конкурсы, а аукционы, чтобы все решали деньги. В то же время вице-президент "Роснефти" Сергей Оганесян обмолвился, что его компания не согласна с идеей аукционов, поскольку это автоматически ставит барьер перед более мелкими нефтяными предприятиями. Добавим сюда растиражированное в СМИ замечание "лукойловского" вице-президента Леонида Федуна, обмолвившегося, что "ЛУКОЙЛ" напрягся из-за победы именно "Северной нефти" (дескать, если бы на ее месте оказалась какая-нибудь из ВИНК, было бы не обидно), - и все становится на свои места: нефтяным гигантам не нравится, что в России появляется слой средних компаний, способных составить им реальную конкуренцию. Большинство ВИНК устраивает нынешний статус-кво, и они хотят по-прежнему заниматься нефтяным переделом в своем узком кругу.
Да, на первый взгляд победа "Северной нефти" действительно не выгодна бюджету: компания предложила бонус в 7 млн. долларов, тогда как некоторые другие участники конкурса предлагали 100 и больше. Но если разобраться, то получается, что более государственный подход скорее у "Северной нефти". Ее генеральный директор Александр Самусев заявил на своей пресс-конференции, что аукционно-бонусная система была хороша для начала 90-х, когда регионы едва сводили концы с концами и "быстрые" деньги в виде бонусов были для них спасением.
Сейчас же ситуация стабилизировалась, и в этих условиях нет смысла делать ставку на сиюминутную выгоду - нужно думать и о перспективах. А перспективы, согласно представленному "Северной нефтью" проекту освоения вала Гамбурцева, таковы. Только за первые пять лет здесь будет добыто более 15 млн. тонн нефти и государство получит в виде налогов порядка 900 млн. долларов (за весь 25-летний лицензионный период - более 3,3 млрд.). Суммарный объем капитальных вложений составит 864 млн. (необходимые на начальном этапе 140 млн. кредитных средств предоставят Сбербанк и другие кредиторы). На охрану окружающей среды планируется направить свыше 130 млн. долларов, на развитие социальных программ региона - 108 млн.
Компания обещает трудоустроить всех ненецких безработных. Более того, она выступила с беспрецедентным предложением - включить в лицензионное соглашение письменные гарантии и обязательства с ее стороны: не переуступать права на разработку месторождений (зачастую лицензии приобретаются компаниями исключительно за этим), заплатить штрафы в случае недостижения проектного уровня добычи. Таким образом "Северная нефть" гарантирует, что действительно будет разрабатывать эти месторождения, а не просто присовокупит их к уже имеющимся запасам и заморозит на долгие годы. Именно так поступают многие ВИНК, расширяя свои империи и не заботясь ни о наполняемости бюджета, ни о новых рабочих местах.
Вдумайтесь: 15,4 процента нефтедобычи на введенных в 2000 году в России месторождениях обеспечено "Северной нефтью", проходка в бурении на тонну добытой нефти составила у нее почти 150 процентов к среднеотраслевому показателю. Компания, созданная 7 лет назад непосредственно для освоения новых нефтяных запасов на Севере, всей своей деятельностью доказывает, что небольшие по размеру месторождения могут эффективно разрабатываться небольшими же предприятиями.
Выгодно для государства и то, что "Северная нефть" быстрее других участников конкурса - уже в следующем году - приступит к бурению и опытно-промышленной добыче нефти вала Гамбурцева: она работает всего в 100 километрах от него, на Салюкинском месторождении, и уже вложила около 100 млн. долларов в создание там производственной инфраструктуры - в том числе с прицелом на новый проект.
В общем, официальное заявление экспертной комиссии, что она остановилась на "Северной нефти", поскольку та предоставила лучший технико-экономический проект, выглядит обоснованным. Кстати, бонусы, на которые ссылаются проигравшие, тут вообще ни при чем: согласно условиям конкурса, которые пока разрабатывает все-таки государство, они принимаются во внимание лишь в том случае, если определить, чей ТЭП сильнее, не представляется возможным.
Как бы то ни было, победу "Северной нефти" пока нельзя назвать окончательной: решение экспертной комиссии должны утвердить Министерство природных ресурсов РФ и администрация Ненецкого автономного округа. А губернатор Владимир Бутов заявил в прессе, что не собирается этого делать. Возможно, камень преткновения - все те же бонусы. При этом Бутов известен своим жестким отношением к ВИНК, поскольку они, по его мнению, платят территории мало налогов. Недовольство Бутова и других руководителей нефтедобывающих территорий вызывают прежде всего низкие корпоративные, или трансфертные цены, по которым нефтяные гиганты покупают нефть у своих дочерних компаний в регионах, тем самым обирая региональные бюджеты. Фактически одновременно с объявлением промежуточных итогов конкурса по валу Гамбурцева с Бутовым солидаризировался в этом смысле губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, новый член Госсовета Александр Филипенко. На встрече депутатов Госдумы с руководством "ЛУКОЙЛа" в Когалыме он заявил: "В 2000 году одни предприятия округа продавали нефть по 600 рублей за тонну, а другие - по 4500 рублей. По мнению Филипенко, система трансфертных цен позволяет нефтяным компаниям недоплачивать деньги государству за счет снижения налоговых выплат".
Судя по всему, война нервов, разворачивающаяся между государством и нефтяными гигантами, вошла в новую фазу.
Михаил КРЫЛОВ.
"Российская газета" решила обратиться.
в Министерство природных ресурсов и попросила министра Бориса Яцкевича высказать собственное мнение о конфликте. Вот что он рассказал:
- Я оцениваю эту ситуацию как нормальную. Если в конкурсе участвуют девять компаний, то количество довольных и недовольных его итогами нетрудно подсчитать. При этом руководство министерства отдает себе отчет, что любому из участников конкурса психологически трудно признать свое поражение. Ведь в нем участвовали не просто нефтяные компании. Многие имеют статус компаний мирового уровня. Это и "ЛУКОЙЛ", и "Сургутнефтегаз", и "ЮКОС".
Однако для меня остается загадкой, почему возник такой ажиотаж. Месторождение ведь самое заурядное. Среднее по запасам. И сегодня нефтяники спрашивают - почему не аукцион, а конкурс? Я отвечаю: это решение было принято по инициативе губернатора Ненецкого автономного округа, а Министерство природных ресурсов его инициативу поддержало.
Поясню, сегодня в распределенном фонде недр в округе числится за той же компанией "ЛУКОЙЛ" запасов нефти порядка 600 миллионов тонн. Однако их освоение идет крайне медленно. Вопрос, почему? Ведь компания крупная, солидная, располагающая соответствующими средствами. Между тем в мировой практике на начальной стадии разработки месторождения должны отдавать не менее 10 процентов своих запасов. В России этот показатель составляет 6 процентов. "ЛУКОЙЛ" же там добывает 3,8 миллиона, то есть менее одного процента.
И мы решили посмотреть: может быть, дело не в деньгах? Может, для освоения нужны технические решения. А это реализуемо только в условиях конкурсной системы, при которой бонусный платеж стоит на втором месте. На первом - и это четко оговорено законами - технико-экономическое обоснование проекта.
При этом я утверждаю, что конкурс был проведен в соответствии со всеми правилами и в соответствии с законодательством. Поэтому призываю недовольных не пресс-конференции проводить, а в случае претензий обращаться в суд, как это принято в цивилизованном мире. И уже там доказывать свою правоту. Пока же заурядному хозяйственному спору пытаются придать политический характер, что в корне неправильно.
Михаил КРЫЛОВ.
00:04 21.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |