Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейВехи: Современники вне времени.

Вехи: Современники вне времени.

Серия поэтических книг с рабочим названием "портретная" появилась не сразу. У нашего издательства ("Московский рабочий"), тесно связанного с Союзом писателей Москвы, возникло естественное желание выпускать сборники русских поэтов, наших современников. В этом неизбывное богатство поэзии, духовная связь между прошлым и будущим.

В 1993 году вышли сборники стихотворений Фазиля Искандера и Юрия Кублановского. С тех пор издано шесть книжек поэтов.

Первой книжкой в "портретной" серии были "Милости судьбы" - сборник новых стихотворений Булата Окуджавы, вторая - "Цветение картошки" Бориса Чичибабина, тоже новые стихотворения. Я и думать не думал, что так скоро придется расстаться навсегда и с тем, и с другим. Окуджава и Чичибабин преисполнены были высокого и ясного духовного напряжения, ничего общего не имеющего с декадансом прошлого века - никакие не "цветы зла", а само излучение "добра и света", по выражению Александра Блока. Их поэзия оздоровительна для нас и наших детей, без них бы мы одичали. Истинно рыцарское благородство и достоинство Булата - такая исключительная редкость в наши дни.

Говорят, что прошла пора гражданской поэзии с ее прямой ораторской интонацией. Говорят также, что прошла пора любовной лирики с ее непосредственным и открытым изъявлением чувств. А Борис Чичибабин вошел в современную русскую поэзию сильным откровенным лириком и страстным гражданским поэтом.

Мощная творческая энергия добра исходит от поэзии Чичибабина, хотя - если продолжить сравнение - его гражданская отзывчивость сродни именно Маяковскому, но сильно повзрослевшему, умудренному эпохой, познавшему грех революции, обернувшейся империей и на наших глазах распавшейся - трещина прошла по живому телу страны и по сердцу поэта. Ранила его неизлечимо - он, большой русский поэт, в одночасье оказался в своем Харькове за кордоном России (иностранцем?!)... "Что было Родиной вчера, того сегодня нет".

Место Марка Лисянского в нашей поэзии утвердилось не только в антологиях - на двадцать третьем километре от Москвы, там, где захлебнулась волна фашистского нашествия, начертаны его слова из песни "Моя Москва", ставшей гимном столицы:

И врагу никогда не добиться,.

Чтоб склонилась твоя голова.

Незадолго до смерти он собрал книгу новых стихотворений "Диалог" (точное и характерное для его поэзии название!).

У Лисянского - одна излюбленная тема, повторяющаяся, усиливающаяся. Это глубоко нравственная, глубоко личная тема верности, дружеской преданности, столь выстраданная, конкретная, что порой кажется биографическим свидетельством, заверенным фактом - забываешь, что перед тобою стихи. Этот гимн дружбе звучал в годы, когда торжествовала другая "мораль": верность идее, дескать, превыше всего, выше дружбы, любви и родственных чувств...

А у Николая Рубцова вся сила его пронзительной лирики исходит от родной русской природы - исходит и направлена к ней, через нее открываются душа, любовь и смысл жизни: "Улетели листья с тополей - повторилась в мире неизбежность... Не жалей ты листья, не жалей, а жалей любовь мою и нежность". Его сборник "Осенняя луна" был бережно и цельно составлен поэтом Олегом Дмитриевым. Не только песни - многие строки Рубцова вошли в жизнь и повторяются наизусть: "До конца, до тихого креста, пусть душа останется чиста!"...

Не сегодня это сказано, а как важно и сегодня, и завтра!

Поэзия неисчерпаема, как жизнь. И открывая новые книжки стихотворений, открываешь одновременно новые миры - личные, личностные и всегдашние, вечные. Война, любовь, природа, философия - широк диапазон Николая Панченко ("Горячий след"). Он не без вызова воскликнул: "Поэт не царь, но только больше!" И твердо, убежденно добавил: "Но что бы стоила история без поколенья моего?" Николай Панченко вместе с Паустовским и Оттеном в шестидесятых годах затеял знаменитый (чуть ли не крамольный) альманах "Тарусские страницы", но вот парадокс: вторую книгу в обстановке нашей "рыночной" свободы уже издать не удалось... Зато стихи рождаются и остаются.

И, наконец, совсем недавно вышла книга Татьяны Кузовлевой "Сквозь снег". Ее отличие не только в том, что автор - пока единственная женщина в этой серии, и ее сугубая лиричность откровенно женственна, а еще потому, что сборник задуман и осуществлен как целостное произведение: ему дан подзаголовок - "Московские стихи". В них борьба света и тени, истории и злободневности, любви и судьбы...

С каждым годом труднее издавать поэзию. Распространять - еще труднее. Но пусть утешением послужит выписка из воспоминаний Корнея Чуковского об издательстве "Скорпион": "...нам приходилось садиться на какие-то пачки истерзанных книг, перевязанных крепкой бечевкой. Что это за книги, полюбопытствовал я. Оказалось: Ив. Бунин. "Листопад". Этот первый сборник бунинских стихов... лег на складе мертвым грузом. Всякий раз, приходя в издательство, я видел эти запыленные пачки, служащие посетителям мебелью. Они оставались там несколько лет...".

Первая книга будущего лауреата Нобелевской премии.

Кирилл КОВАЛЬДЖИ.

  00:04 28.08  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU