Архив новостей → Камни интифады.
Камни интифады.
"Палестинская улица" Р это выражение появилось в Израиле для обозначения той части общественного мнения, которое уже не подвластно не только официальному истеблишменту страны, но зачастую даже, скажем так, собственной администрации на территориях, которым предоставлен статус Палестинской автономии (ПА). Удивительно, что при этом понятия "израильская улица" в политическом обиходе нет Р и не потому ли нет, что она-то как раз вполне повинуется государственному и политическому истеблишменту страны? Однако без "израильской улицы" и "палестинской" не было бы.
"Палестинская улица".
За последнее время самый очевидный прогресс в направлении к Палестинскому государству, которому впору справлять уже 52-й год своего нерождения на свет, выразился в разделении его будущей территории на зоны А, В и С. Не подумайте, что это и в самом деле три "сплошных" смежных территории с линейными границами. Нет, это сущий калейдоскоп, который к тому же постоянно встряхивают, вновь и вновь перемешивая его кубики, кружочки, ромбики, точечки, и в каждом месте, где они соприкасаются друг с другом, стоит воинский блок-пост.
Со мной еще двое коллег - Надежда Спиридонова из "Независимой газеты" и Валерий Батуев из "Времени МН", и кто-нибудь из троих непременно скажет подошедшему израильскому солдату: "Привет от русских журналистов. Ну как служится?" Попадание - в одном случае из двух: солдат розовеет лицом, отвечает: "А-аЙ ПриветЙ Да нормально служится", а так как мой паспорт еще с тиснением на обложке "Союз Советских Социалистических Республик", то диалог бывает и подлиннее: "Что ж до сих пор никак не поменяете, а?" Впрочем, это не претензия и даже не укор, а так - наблюдение бывшего соотечественника. Даже если попадания нет и вам что-то говорят на иврите, то и в этом случае не делается ни малейшей попытки задержать вас как гражданина уже несуществующего государства.
Но все не так просто. Зоны А - это территории, где палестинской администрации уже предоставлено самоуправление, без права вмешательства в ее дела израильских властей или спецслужб. В зоне Б такое право вмешательства за ними еще сохраняется. Чтобы въехать в эти две зоны или выехать из них, приходится пересекать два блок-поста, израильский и палестинский. В зоне С, пока она не передана ПА, еще полностью распоряжаются израильтяне. Машинам с зелеными палестинскими номерами дальше блок-постов ходу нет. С желтыми израильскими передвигаться куда легче, но только если за рулем не араб.
Самое удивительное: вдруг блок-посты переставали кого бы то ни было пропускать, но объездные дороги при этом оставались открыты. Тысячи машин сначала ползли в гору по серпантину, узкому и закрученному, как кончик серпа, сигналя, ослепляя, задевая бортами друг друга, чтобы тут же на визжащих тормозах съехать вниз и оказаться точно позади огромных валунов на дороге, нагроможденных на них мешками с песком, за которыми лениво, как тараканьи усы, покачивались солдатские ружья. И уж не от смеха ли покачивались? В чужой стране, а все равно закипаешь: да лучше уж пробки с проверками, чем такие полузапреты-полудозволения передвигаться из зоны в зону! "Нас специально дразнят, - отвечали палестинцы, - стараются довести до кипения. Но мы к этому уже притерпелись".
Может, дальше этой черты и не суждено было бы мне проникнуть в настроения "палестинской улицы", если бы не помог случай. В Рамалле чиновник из министерства информации Палестинской автономии Саада Хатиб пригласил к себе домой "на русский обед". Обед был по всем статьям арабский, но приготовлен он был руками русской женщины - Татьяны, в замужестве Хатиб, и двух их дочек, Марии и Нади. В центре Рамаллы все еще продолжался бой детей с полицейскими, камней против резиновых пуль, как вдруг прогремели взрывы такой мощности, что тряхнуло даже четырехэтажный каменный дом. "Танки!" - сказала Таня и перекрестилась. Мы выскочили на балкон. "Боже, надеюсь, не в детей! Но они обязательно кого-то подстрелят! Еще полгода назад стреляли только в ноги - теперь уже целятся в голову, в грудь!" Но резиновой пулей, возразил я на это, подстрелить человека можно разве что с очень короткого расстояния. "Да кто вам сказал, что они стреляют только резиновыми пулями? - закричал Саада, которого опять заглушила тяжко грохнувшая пушка. - Видите вон то высокое здание? Это гостиница СIN. На ее крыше снайперы.".
- Да как же так, - спросил я, когда мы вернулись в дом, где говорить можно было нормальными голосами, - ведь это же зона А!
- А, В, С! - только и сказал хозяин дома, послав вашего корреспондента сразу на все три буквы, правда, латинские. Действительно, какие еще комментарии нужны, когда они у тебя прямо перед глазами?
Вот уж поистине, неисповедимы пути человеческие: уезжая с мужем "в его Палестины", Татьяна Хатиб, русская женщина из Вильнюса, попробовала напоследок все-таки стать полноценной российской гражданкой. Однако государство наше ей в этом отказало. Но в конце-то концов, так ли велика разница? Разница огромная, пояснила Татьяна: русскому человеку все-таки лучше быть с российским паспортом, вот мне лично это перед дочками было бы важно. Надя, наша старшая, уже студентка университета здесь, в Рамалле, учит английскую литературу, как же я могу не желать, чтобы она чувствовала себя и россиянкой в Палестине? Кстати, в Рамалле много иностранцев, причем по большей части именно женщин-иностранок, матерей. Как-то раньше не особо и знались друг с другом, а началась интифада, начались эти стрельбища, убийства, похороны каждый день, и у каждой из нас сердце сжалось от страха: боже мой, ведь не сегодня-завтра и наши дети окажутся под пулями! Так мы тоже решили не молчать. Организовали свое движение: женщины-иностранки против террора! Да, идем с плакатами, с громкоговорителями, требуем прекратить эту страшную бойню и насилие!
- И у кого же вы требуете? У снайперов, которые сидят на крыше?
- Ну тогда я вам объясню, почему они там сидят. Потому и сидят, что в самой Рамалле, прямо в самом городе, уже три израильских поселения, которые тоже держат его под прицелом. Снайперы, так сказать, пришли-ушли, а эти же тут постоянно. Вот мы и доходим прямо до колючей проволоки, которой эти поселения обнесли себя, потому что в нас они все-таки не решаются стрелять. Знаете, что сегодня самое опасное на "палестинской улице"? Люди отчаявшиеся, способные на безумные одиночные акции. Уже несколько раз такие безумцы одним-двумя выстрелами в сторону поселения Писгот вызывали оттуда ответный шквал огня. Вот что: хотите в ближайшее воскресенье прийти на нашу манифестацию?
"Израильская улица".
К сожалению, в воскресенье пришлось уехать из Рамаллы, и тогда Татьяна Хатиб предложила устроить "русско-палестинское чаепитие", пригласив своих знакомых и подруг. Всего в этом городе и в деревнях вокруг него живут около шестидесяти русских женщин, взявших на себя заботу о семейных палестинских очагах. "Деревенские" приехать не смогли: все дороги перекрыты блок-постами. Пришли полтора десятка русских женщин, причем не одни - с мужьями-палестинцами и даже с детьми.
Теперь уже мне незачем живописать и пересказывать - просто приведу разговор в том виде, как он шел. Только начну с конца "чаепития": я пустил по кругу листок, предложив всем назвать себя либо сохранить свое инкогнито, кто как пожелает. Записалась вся семья Хатиб: Татьяна, Саада, Надя, Мария. Так же многочисленна оказалась семья Хамартех: Сусанна, Мухаммед, Рами и Тамара. Дальше по двое: Залина и Башар Хамаэль, Елена и Зияд Собех, Оля и Сами Батраци. Поодиночке представились Лиза Бородина, Гузель Мустаева, Светлана Горбунова, Рияд Мустафа, наконец, просто Оксана.
- Я должна была поехать встретить свою старенькую маму, но разрешения на выезд в аэропорт израильские власти мне так и не дали. Представляете, как же она добиралась через блок-посты в незнакомой стране! (Лена).
- А я не могу съездить в Россию навестить своих родителей: прежние палестинские документы просрочены, чуть с ними засветишься - тут же штраф. Нам положены палестинские документы, но выдают-то их службы израильские. И вот я уже два с половиной года ждуЙ (Света).
- Раньше палестинцы жили, так сказать, под оккупацией, это было тяжело, но как-то приноровились, как-то жили. Теперь же малейшая провинность - и бомбят. Вы не представляете, что с нашими детьми сделалось: после бомбежек они стали заикаться, писаться в постель. А при этом говорят только о солдатах, о войне (Лиза).
- А я живу прямо около гостиницы СIN. Старшему моему тринадцать лет. Я его чуть не привязываю: ни шагу из дома! Своих детей мы еще как-то удерживаем от интифады, а палестинские матери уже не могут: все мальчики взялись за камни.
- Видите эту резиновую пулю? Она попала в друга моего мужа, но, на его счастье, уже потеряла убойную силу. Возьмите на память (Лена).
- У нас у всех здесь спутниковые антенны, мы постоянно смотрим телепередачи из Москвы. И не можем не поражаться. О каждой израильской жертве - подробно, с именами. О палестинских - всегда вскользь, всегда без имен.
Я не удержался от возражения: но ведь это же здесь, в Рамалле, толпа растерзала двух израильских солдат, один из которых, Вадим Нужниц, оказался эмигрантом из России, - таким же русским человеком, как и вы, только не с палестинской, а с израильской стороны! Как же нашему телевидению было не показать эти страшные сцены? На секунду за столом установилась тишина, а потом грянул хор голосов, из которых я сумел только разобрать, что заблудиться и случайно попасть в Рамаллу, окруженную блок-постами, солдаты никак не могли. И что было их не двое, а четверо, но двоим удалось убежать. Дальше темой завладели Залина и ее муж Башар, который был свидетелем той чудовищной расправы. Вот их рассказ, с деталями, которых мы не слышали ни по каким телевизорам и ни в каких газетах не читали.
- Вы должны знать, что в этот день Рамалла как раз хоронила своих пятерых детей, убитых накануне. Заметив машину с желтыми израильскими номерами и в ней неизвестных людей, кто-то закричал: мустарамин! мустарамин! Знаете ли вы, что означает это слово? Натасканные убийцы. Они всегда одеты под арабов и часто даже лицами похожи на них. Это настоящие звери. Есть кадры арабской телехроники, как они убивают и похищают людей. Народ в Рамалле уверен, что на кладбище, во время похорон, они намеревались учинить еще одну бойню. Если нет, то почему те двое, которые сбежали, до сих не предстали перед судом с доказательствами, что действительно по ошибке попали в Рамаллу и что никакими мустараминами не являются? Почему никто не говорит и о том, что накануне в нашем городе был найден труп зверски замученного араба и что это, скорее всего, их же рук дело? Весь мир оповещен, будто бы палестинские полицейские втащили незнакомцев в свой участок и первыми начали их избивать. Это неправда: они даже стреляли поверх голов толпы, стараясь ее остудить. Начальник полицейского участка до конца защищал их от самосуда толпы, но его самого буквально затоптали ногами. А после этого Израиль предпочел только меры возмездия: шарахнул с вертолета ракетой по участку полиции, где это произошло, и концы в воду. И теперь можно винить только арабов, только о "палестинском терроризме" кричать на весь мир. Не потому ли правительство Израиля так яростно возражает против создания международной комиссии, которая разобралась бы, почему началась интифада, кто разбудил насилие? Ведь ясно, кто это сделал: Ариэл Шарон, лидер партии "Ликуд", когда в конце сентября под охраной тысячи солдат ворвался на территорию мусульманской мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Разве не затем и была учинена эта провокация, чтобы опять отложить создание Палестинского государства, которое до наступления 2000 года должно было родиться на свет? Ведь тогда и полетели первые камни, а в ответ полетели пули, и именно там, около мечети, пали первые палестинцы - одиннадцать человек за два дня.
Улица за улицу?
Первую интифаду, длившуюся почти семь лет, в сентябре 1993 года прервали переговоры, которые правительство Ицхака Рабина наконец начало в Осло с лидером ООП Ясиром Арафатом. Тогда ООП признало право Израиля на существование, отказалось от террористических методов борьбы с ним, а взамен получило гарантии, что пятилетний переходный период по созданию Палестинской автономии (зоны А, В, С) завершится переговорами о статусе и дате рождения Палестинского государства.
Но еще пять лет тому назад "израильская улица" устранила премьера Рабина - из политики и из жизни. Продолжала умножать израильские поселения не только в зоне В и С, но даже в зоне А: их уже 180 на Западном берегу реки Иордан, 19 - в секторе Газы. От каждого такого поселения тянутся дороги, на которые не вправе выехать машина с зеленым палестинским номером. Расчет ультраправых явно построен на том, что их политике несговорчивости подыграет не только "израильская", но и "палестинская улица" - спиралью ответного насилия. В нем заглавную роль пытаются перехватить у ООП исламские террористические организации, всегда противившиеся мирному плану создания Палестинского государства.
Суть спора в том, что ООП согласилось создать государство палестинских арабов на 22 процентах территории исторической Палестины, тогда как "твердые исламисты" стоят на уже утратившей силу резолюции ООН более чем 50-летней давности, согласно которой эта территория должна была быть вдвое больше. С этой целью они и переносят террор на территорию Израиля, по принципу: око за око, зуб за зуб.
Вот почему жертв "израильской" и "палестинской" улиц считать следовало бы скорее вместе, чем порознь, хотя они и не идут ни в какое сравнение друг с другом. С 29 сентября по 29 ноября на "палестинской улице" погибли 260 человек, из них 87 детей. Ранены 8686 человек, из которых от 850 до 1000 уже навсегда останутся инвалидами. В Палестине за эти два месяца танками и тракторами выкорчеваны и взрыты сады и огороды общей площадью 5420 дононов (1 донон - 1000 кв. метров земли). Разрушено десять крупных заводов, тысячи жилых домов. Пропорция израильских потерь, к счастью, на много порядков меньше, как и в первую интифаду, стоившую Палестине 1500 жизней ее "второстепенных", с точки зрения "израильской улицы", граждан.
Но варварство не поддается пропорциональному счету. Да и в счетах обеих сторон сначала должна разобраться международная комиссия, беспристрастная к их политическим позициям, но строгая к их делам.
Александр САБОВ, специальный корреспондент "Российской газеты".
Рамалла - Москва.
00:04 07.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |