Архив новостей → Все мы в России коренные.
Все мы в России коренные.
Николай ШМЕЛЕВ: Какой суверенитет нужен человеку.
Нет, все-таки мы, россияне, не безнадежны. Многое, правда, доходит до нас слишком долго. Но уж если дойдет, то имеет все шансы накрепко засесть и в головах, и в душах людских.
К примеру, еще недавно казалось неприличным при обсуждении проблем межнациональных отношений ссылаться на соображения, так сказать, "разумного эгоизма", на то, что при ухудшении этих отношений выигрывавших быть не может, могут быть лишь проигравшие. Но сегодня мы, похоже, не стесняемся называть вещи своими именами. Показательна в этом смысле статья мэра Черкесска Станислава Дерева "Все мы в России коренные", опубликованная в "Российской газете" 27 января.
"По моему убеждению, њ пишет он, њ исход русских из национальных республик њ двойная трагедия. Разумеется, уезжающим тяжело бросать родной очаг. Но вынужденная миграция трагична и для тех, кто остается, њ для так называемого коренного населения. Это бомба, которая рано или поздно взорвется, причиняя неисчислимые бедствия".
Печально, что на таком языке заговорили у нас только сейчас, после развала Советского Союза, после войны в Чечне, после нескольких лет разрушительного кризиса, разыгравшегося повсюду на постсоветском пространстве. А начинать говорить на этом языке надо было еще на рубеже 80њ90-х годов, когда первые приступы националистического безумия стали только-только ощущаться. Ни повыскакивавшие тогда как грибы после дождя республиканские, региональные и прочие царьки и князьки, ни одураченная ими толпа, с ревом требовавшая на митингах "отделения", и слышать не хотели о том, что никакой выгоды это "отделение" простому человеку нигде не даст. Ни колбасы, ни денег у него от развала Советского Союза не прибавится. Ни детям, ни больным, ни старикам от этого лучше не станет. Зато ухудшение жизни гарантировано всем, кроме этих самых царьков и князьков. Что и подтвердили события 90-х годов во всех постсоветских государствах.
Сегодня, оглядываясь назад, можно лишь руками развести в удивлении: как, например, удалось задурить головы целым народам самой что ни на есть примитивнейшей ложью, вроде утверждений о том, что "это москаль все ваше сало съел". Как раз "москаль-то" был здесь абсолютно ни при чем. Наоборот. В последнее перед распадом СССР десятилетие спрятанные в ценах субсидии России четырнадцати другим союзным республикам составляли порядка 50 миллиардов долларов в год (Казахстану њ 11, Украине њ 6,5, Грузии њ 3,5 и т. д). Понадобилась всего пара лет, чтобы жители независимых республик с ужасом обнаружили, что нефть стоит не три доллара за тонну, как в СССР, а 120њ130 долларов! Что уголь и сало, мандарины и плохонькое вино, как выяснилось, нигде в мире не нужны. А вот своей-то "местной" серьезной науки, оказывается, нет, и даже общепринятой научной терминологии на многих языках не существует, и учителя далеко не все коренной национальности, и врачи сплошь и рядом приезжие. Но детей надо учить, больных лечить, а работы на местах нет, за ней надо ехать за тридевять земель... Вот и получается так, что, скажем, до трети армян и азербайджанцев вынуждены были покинуть свои республики и в поисках заработка переселиться в Россию. А миграция на историческую родину русских, выжитых с насиженных мест близорукими шовинистами, уже превысила по оценкам два миллиона человек.
Сегодня с похожими проблемами, к сожалению, приходится сталкиваться уже в пределах Российской Федерации, из всех субъектов которой лишь около десятка не являются дотационными. Безмозглый национализм, зависть к соседям, "выдавливание" русских из национальных территориальных образований и здесь никакой выгоды местному населению не принесут. Результатом может быть лишь усиление нищеты, одичание и возврат в средневековье.
Не о племенных суверенитетах надо сейчас думать, а о единственно важном в современном цивилизованном мире суверенитете њ о суверенитете человека, а значит, и о его продолжении в экономической сфере њ суверенитете предприятия, неважно, малого или крупного. Ни человек, ни предприятие не должны знать ни национальных, ни географических границ. Для развитого мира это расхожая истина. Для нас же њ все еще темный лес, предмет досужих размышлений, но никак не нормальное человеческое мировоззрение.
На экономическом языке этот единственно важный суверенитет называется "рынок". А на здоровом рынке любое њ хоть национальное, хоть федеративное, хоть конфедеративное њ государство должно играть лишь направляющую, а лучше сказать, подправляющую роль. И основная задача его есть устранение из жизни всего, что мешает беспрепятственному передвижению через любые границы товаров, людей, идей и капиталов под влиянием законного человеческого интереса.
Когда мы окончательно поймем это? Не знаю. Боюсь, что еще долго будем корчиться в муках, гоняясь за химерами и всякими националистическими погремушками, что сегодня так щедро разбрасывают вокруг себя некоторые политики, ослепленные тщеславием, а то и просто алчностью.
Но одно я твердо знаю: пока мы это не поймем, пока во главу угла не будет поставлен интерес "простого человека" вне его национальной принадлежности, никакой национальный суверенитет и никакая демократия "человеку с улицы" не дадут ничего.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ: Цепная реакция добра.
Из всех болевых точек сегодняшней России едва ли не самая тревожная та, о которой в полный голос сказал мэр Черкесска Станислав Дерев. О том, что исход русских и њ шире њ русскоязычных из разных провинций некогда единой страны трагичен для миллионов семей, писали многие. Но Дерев, за что ему низкий поклон, впервые увидел, что трагедия њ двойная. Что беда эта не русская, а общая. Что страдают и те, кто уходят, и те, кто остаются.
Многовековая история наша сложна, противоречива и, к сожалению, не бескровна. Горько, что осколки давних взрывов до сих пор поражают наших современников. Порой самым неожиданным образом.
Как-то в одно из театральных училищ поступала скуластенькая московская девчонка, умная и одаренная. Однако председатель комиссии сказал огорченно:
њ Молодец, но њ увы. С вашими скулами трудно будет вписаться и в русский, и в западный репертуар.
њ Я, что ли, виновата, њ возопила невезучая абитуриентка, њ что на Руси было татаро-монгольское иго?!
На Руси было много чего. И ордынское нашествие, и польское, и французское, и немецкое, и свое собственное њ на юг до гор и пустынь и на восток до океана. Страна сложилась так, как сложилась. Все переплелось: пути сообщения, экономические интересы, культурные и бытовые традиции, родственные и дружеские связи. Да, за спиной у нас много и горя, и крови. Но требовать от истории справедливости не только бесполезно, но и крайне опасно. Тысячу раз прав Станислав Дерев: деление людей на коренных и пришлых до добра не доведет.
Возьмем хотя бы Причерноморье. Сколько раз здесь сменялись хозяева! И скифы, и греки, и римляне, и печенеги, и половцы, и гунны... Что уж говорить о кавказских предгорьях? Кто тут только не побывал, кто не оставил свои следы и могилы! Кто коренней, чьи права исконней? Когда начинают в этом разбираться, не выигрывает никто њ только прибавляется могил. Сколько национальных конфликтов породило последнее десятилетие њ а в результате хоть кому-нибудь стало хорошо?
Станислав Дерев обратил внимание на драму Армении. Я бы вспомнил и близкую соседку России њ Грузию. Получили независимость и, как восторженно вещали национальные лидеры, "избавились от русских". А дальше? А дальше њ три бессмысленных, безвыигрышных войны: грузино-осетинская, грузино-абхазская и грузино-грузинская. Три пожара, которые вроде бы и потушены, да головешки тлеют до сих пор.
Вероятно, у каждого из нас есть свои недостатки. Без сомнения, их хватает и у русских. Но прав Дерев: вместе с добровольными и невольными беженцами уходит из региона и стабильность.
Хочу сразу же оговориться: речь не только о русских. Исход любого этноса трагичен для остающихся, потери всегда несравнимо больше сомнительных приобретений. Несправедливость по отношению к любому народу и к любому его представителю вызывает цепную реакцию зла. И это понимает всякий разумный человек. Не случайно, например, российская интеллигенция так решительно борется с любой попыткой ущемить права "лиц кавказской национальности". И не только в том дело, что эти "лица" внесли и вносят огромный вклад в русскую культуру и науку. Арам Хачатурян, Георгий Товстоногов, Кайсын Кулиев, Валерий Гергиев или Махмуд Эсамбаев уникальны и незаменимы. Страшнее то, что человек, не вступившийся за однокашника, за друга или соседа, за товарища по работе, просто за прохожего, совершает тихое предательство. А предательство, даже тихое, по своей природе разрушительно њ и для предателя, и для окружающих. Подлость не действует избирательно, "точечно" њ она заразна, как СПИД...
Как-то у меня была встреча со старшеклассниками. Ребята спросили, что важнее всего в школьные годы: учеба, спорт, выбор профессии? Подумав, я ответил, что все это необходимо, но самое важное њ в ином. Школьные годы даются человеку, чтобы обретать друзей њ тех, что на всю жизнь, что порой ближе родственников. Кажется, мир велик, людей множество, выбор огромен њ и лишь с возрастом понимаешь, что друга не заменит никто.
Общая жизнь ста пятидесяти народов сперва в Империи, потом в Союзе, теперь в России как раз и оказалась такой школой. Всяко бывало: не ладили, ссорились, даже дрались, но кому еще на свете есть до нас дело? Что и говорить, на земле много интересных стран, люди там живут хорошие. Но ни с кем из них нас не связывают века пусть не очень гладко, но все же совместно пройденного пути. Даже ругаясь, мы как минимум понимаем друг друга. А попробуй понять, за что на тебя обиделся датчанин или японец!
Многослойность населения может стать для страны залогом и беды, и успеха. Югославию национальные проблемы просто взорвали њ так же, как Ольстер религиозные. В США кризис не довели до трагедии њ там и белые, и цветные ощущают себя гражданами единой американской нации, отсюда и благополучие. Неужели нам, чтобы поумнеть, необходимо ломать ноги на камне, о который на наших глазах спотыкались соседи?
Станислав Дерев, чьи предки веками обживали суровые горы, выполнил долг порядочного человека, вступившись за русских. А поскольку он мэр республиканской столицы, его позиция является своеобразной гарантией того, что Черкесск и впредь будет спокойным, доброжелательным городом. Ведь цепной реакции зла можно противопоставить только цепную реакцию добра.
Глан ОНАНЯН: Только глупец радуется пожару в квартире соседа.
Я благодарен Станиславу Дереву и "Российской газете" за умную и смелую статью "Все мы в России коренные". Я не черкес, не карачаевец и не русский, однако все, написанное мэром Черкесска, имеет самое прямое отношение к моей судьбе.
Я армянин, но родился и почти всю жизнь прожил в Грузии. У меня три высших образования, я кандидат технических наук и доктор философии. Мои родители говорили на нескольких языках, я сам свободно владею грузинским. Но общим языком у нас дома всегда был русский, который и стал моим родным.
В Союз писателей меня приняли именно как русского поэта. Многие годы я был председателем русской секции Союза писателей Грузии. На русском языке вышло тринадцать книг моих стихов. Никто никогда не пытался меня насильно ассимилировать, никто не навязывал мне русский язык, а если его все-таки "навязали", то это сделали Пушкин, Лермонтов, Толстой и Чехов, Есенин и Пастернак. Русский язык создал могучее культурное пространство для всех народов России, мировая классика приходила к нам прежде всего в русских переводах...
Сегодня националисты всех мастей спекулируют на этой теме, утверждая, что язык был орудием кремлевской верхушки. Но разве это правда? Деятели Политбюро нередко страдали косноязычием, как же они могли навязывать другим то, чем не владели сами? Да и в основе всякого шовинизма обычно лежит не столько идеология или биология, сколько желание поживиться за чужой счет.
Еще десятьњдвенадцать лет назад я и не подозревал, что мне выпадет горькая участь беженца. Но всевозможные национальные движения, в которых задавали тон откровенные карьеристы, прежде всего поднимали на щит понятие "титульной нации". Оказалось, что в каждой из вновь возникших независимых республик есть люди первого, второго и третьего сорта. И почти сразу стало ясно: политиканы, ополчившись на русскую культуру, по сути боролись с культурой вообще. Не могу вспомнить ни одного примера, когда бы националисты заботились о национальной науке или искусстве, њ их интересуют только деньги и власть.
Мы не сумели сохранить Союз, и это стало нашей общей трагедией. Теперь наша задача њ сохранить и укрепить единство России. Я говорю "наша" без всякой неловкости. Ведь, уезжая из Тбилиси в Москву, я никуда не эмигрировал, я оставался в рамках страны, в которой вырос, в рамках той же культуры и, кстати, той же нравственности, не позволявшей выбирать друзей, исходя из их этнического происхождения.
Я готов подписаться под яркой и точной формулой Станислава Дерева: "Все мы в России коренные". Да, у нас полтораста народностей. Но все вместе мы составляем единый народ. Исторически так сложилось, что русская культура стала нашим общим достоянием, а русский язык њ средством общения. Дробление народа на составные части њ жестокий и гибельный процесс. Ведь так можно "доделиться" до полного абсурда: этнические границы пройдут не только между семьями, но и внутри семей.
Вот поразительный и очень близкий мне пример. Мой сын, ученый-физик, женился на хорошей девушке, российской кореянке. У меня растет замечательный внук, на которого я не нарадуюсь. Будучи специалистом в области высшей математики, я однажды решил построить круговую диаграмму и определить этнические пропорции моего внука. Оказалось, что в его жилах течет четверть армянской крови, четверть корейской, 37,5 процента славянской, 6,25 њ грузинской и 6,25 њ осетинской. В каком же месте нашей планеты он будет "коренным"?
Когда Станислав Дерев отстаивает права русских жителей своей республики, он защищает всех нас, защищает интересы нашей общей страны, великой России. Если талант и энергия ста пятидесяти российских народов будут действовать в одном направлении, мы сумеем добиться быстрого прогресса во всех областях жизни. Если те же усилия будут направлены в разные стороны, то... Впрочем, об этом лучше не думать њ ничего хорошего Россию тогда не ждет.
Сто пятьдесят народов њ это полтораста квартир одного дома. И только очень глупый человек может радоваться пожару в квартире соседа...
00:04 17.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |