Архив новостей → Василий Лановой: Я горжусь "Офицерами".
Василий Лановой: Я горжусь "Офицерами".
Пожалуй, нет такого человека, кто не видел бы фильм "Офицеры". В свое время его можно было бы назвать культовым. Тысячи молодых парней уходили в армию под впечатлением от увиденной киноленты. На сеансы в кинотеатр с трудом можно было найти лишний билетик.
Этот год для легендарных "Офицеров" юбилейный.
Киноленте 30 лет!
Этой дате посвящена акция "Есть такая профессия - Родину защищать!", недавно начавшаяся в нашем городе.
Надо сказать, что Рязань к фильму имеет самое непосредственное отношение. Финальные кадры фильма снимались в нашем 137-м парашютно-десантном полку.
Инициатором акции выступила ассоциация "Армия и культура", которую возглавляет народный артист СССР Василий Лановой. До мая следующего года, когда в Москве пройдут кульминационные торжества фильма, акция "проедет" по всем центрам ВДВ, побывает во всех военных округах страны.
Тридцать лет для кинофильма - это действительно срок. Не каждая картина, прожив столько, остается живой, не каждая картина вбирает в себя не какие-то сиюминутные ценности, а то, что свойственно всему народу на протяжении многих и многих веков. И это, наверное, самое главное, что присуще "Офицерам". До сих пор фильм вызывает самые теплые чувства в сердцах зрителей. Прошло уже столько лет, а он как будто только что вышел на экраны.
На торжества, посвященные знаменательной кинодате, в Рязань приехал сам Василий Семенович, а с ним и его друзья - эстрадные артисты. На вечер собрался полный зал зрителей. И привели их сюда в первую очередь "Офицеры". На сцене выступали известная певица Надежда Чепрага, Татьяна Андреева и многие другие гости. На большом экране демонстрировались отрывки из фильма-юбиляра. Многие гости получили в подарок от Ланового праздничный выпуск видеоверсии киноленты с автографом актера. "Так получилось, что я сыграл не одного, а тысячи и тысячи таких Иванов... И эти тысячи, только юных уже потомков наших героев, ринулись в год выхода "Офицеров" на экраны поступать в военные училища. Об этом рассказал мне тогдашний министр обороны Андрей Антонович Гречко. Вот вам и феномен этого фильма! Я очень горжусь этим фильмом", - сказал Василий Семенович на закрытии вечера.
По окончании праздника мне посчастливилось встретиться с исполнителем главной роли. "Он был очень красив и знаменит", - отозвался кто-то об актере, когда я шел к нему в гримерку, и я полностью с тем согласился. За исключением слова "был" - прошедшее время не для него.
Он по-прежнему очень красив: те же аристократические, тонкие черты лица, таинственное, трудно читаемое выражение темно-карих глаз под царственно взметнувшимися бровями - за всю свою жизнь так ни у кого подобных и не увидел. За чаем "единственный и неповторимый" рассказал мне историю создания "Офицеров".
Тридцать лет назад, летом 1970 года, Василий Семенович был приглашен на киностудию имени Максима Горького, где ему сказали, что пишется сценарий по поручению тогдашнего министра обороны Андрея Гречко.
Вызвал к себе министр Кирилла Раппопорта и Бориса Васильева - двух сценаристов - и сказал: "Мне нужен сценарий о жене офицера. Мужики там не обязательны, можно обойтись и без них, но жена должна присутствовать обязательно, она должна быть основополагающей фигурой в этом сценарии". "Будет исполнено", - сказали сценаристы и стали уже, было, уходить из кабинета, когда министр их окликнул: "Да, в сценарий должна быть обязательно вставлена такая фраза: есть такая профессия - Родину защищать! Авторских с вас не возьму" . Спустя два месяца Васильев и Раппопорт вновь появились в кабинете министра и с сожалением сказали, мол, ничего не получается, не выходит, чтобы в основе была женщина, мужики обязательно будут... Так началось создание сценария, и так летом 1970 года начались съемки "Офицеров". Съемки проходили в Душанбе, в Подмосковье, в Рязани, но главные работы проводились в Москве на киностудии Горького.
"Я трижды отказывался от роли в этом фильме, - рассказывает Василий Семенович. - Не очень понимал, куда поворачивать Ивана Варавву, не знал, в какое русло его определить. Видел, какая роль написана у Жоры Юматова, какая роль написана у Алины Покровской, моих партнеров по фильму. Но свою я понять не мог. Ко мне несколько раз приходили "сверху", даже угрожали "настучать" в ЦК комсомола, если я откажусь от этой роли. Но когда поняли, что это не действует, решили подойти с другой стороны, предлагая заплатить вдвое больше. Я говорю, что не в этом дело. Мне нужно просто понять, кто такой Варавва. И тогда мудрец-оператор подошел ко мне и сказал: "Ты знаешь, Вась, я думаю, что Иван несет в себе романтическую нагрузку. Это маленький романтик нашего большого века". Подумав, я решил, что оператор прав. И когда было найдено точное зерно образа, мы начали съемки. Снимали картину достаточно быстро - полгода. И почти каждый день со мной что-нибудь да происходило. Ну вот, например...". И Василий Семенович рассказал такую историю. Случилась она, когда съемки фильма подходили уже к концу. Иван Варавва к тому времени уже постарел, поседел.
Соответственно и Ланового с помощью гримеров "вводили в возраст": наклеивали парики и морщины, надевали генеральский мундир. И пришлось как-то Василию Семеновичу и Алине Покровской переезжать с одной съемочной точки на другую - от киностудии Горького к Воробьевым горам, где снималось окончание фильма. По пути Василий Семенович так разговорился с собеседницей, что не заметил, как проскочил под красный свет. Сразу за спиной водителя послышался милицейский свисток, и медленной походкой к машине Ланового подошел милиционер. Василий Семенович начал, было, извиняться, но как только гаишник увидел, кто сидит за рулем, взволнованно извинился сам и, раскланиваясь и козыряя, удалился. Нет, дело не в том, что милиционер узнал артиста Ланового, он увидел там генерал-полковника (Василий Семенович совершенно забыл, что он в генеральском мундире). Естественно, вступать в прения с "начальством" у незадачливого патруля желания не было.
С того дня артист до конца съемок мундира так и не снимал и даже просил режиссера оставить его после съемок. Но ему отказали. Подобных комических сцен было много.
Позднее, когда фильм уже был полностью готов к показу, настал самый волнующий момент - презентация киноленты. Так получилось, что она проходила летом, в самый разгар дачного сезона, и на торжество пришло очень мало народа. После просмотра зрители как-то вяло на него отреагировали. Съемочная группа вся была на нервах. Неужели провал!? Но человек, отвечающий за прокат фильма, в отчаяние не впал. Через несколько месяцев, уже осенью, он вновь собрал презентацию. На этот раз пришло такое количество гостей, критиков, прессы, что устроители задумались: а уместятся ли все в зале? Уместились. Посмотрели. "Офицеры" прошли на "ура". После этого дня все кинотеатры показывали и фильм, все газеты и журналы писали о нем, детвора играла в героев ленты. К картине пришел настоящий успех, который не проходит и до сих пор.
Помнят Ланового как Павку Корчагина и кумира всех девчонок Артура Грея из "Алых парусов". Для кого-то он начинался с Михаила Ярового из "Любови Яровой" или генерала Карла Вольфа из "Семнадцати мгновений весны".
В чьем-то сознании рельефно отпечатались его толстовские Анатоль Курагин и Алексей Вронский, Шервинский из булгаковских "Дней Турбиных" и блестящий эпизод из "Полосатого рейса". Или вереницы театральных персонажей от "Принцессы Турандот" до одной из последних ролей в спектакле "Посвящение Еве", на который и сегодня тяжело раздобыть лишний билетик. В этой веренице образов и ролей никогда не потеряется Иван Варавва, сыгранный актером тридцать лет назад.
Александр Рюмин.
00:04 03.11
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |