Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейТайшетский романс.

Тайшетский романс.

Александр Карлюкевич.

Полвека назад Иосиф Сушко в лагере аккомпанировал Лидии Руслановой.

ЖИВЕТ в Молодечно заслуженный работник культуры Республики Беларусь, руководитель ансамбля песни и танца "Спадчына" Иосиф Фомич СУШКО. 75-летнего артиста, композитора и баяниста знают еще и как солагерника Лидии Руслановой. К нему я и напрашиваюсь в гости.

Во время войны, когда Беларусь еще была оккупирована,

14-летний Юзик Сушко учился в Молодечненской учительской семинарии. Сразу после освобождения руки бдительных службистов Берии до всех "фашистских прихвостней" (а в их число, как известно, мог попасть любой, кто находился в оккупации) не дошли. А уже когда война подходила к концу, взялись за всех, кто даже шаг неправильно при немцах ступил. Сушко продолжал учиться - теперь уже в педучилище. Правда, не на втором курсе, а по второму кругу - на первом. Но учеба была недолгой. Арестовали почти всю группу - тех, кто в оккупации учился в семинарии. Началось хождение по этапам. Вначале - тюрьма в Вилейке, затем - пересылка в Орше. Мальчишке не было еще шестнадцати. А когда вышел из "малолеток", был суд. Иосифа этапировали в Тайшет, где начиналось строительство авторемонтного завода. Две тысячи народу. Блатные и политические - в одном строю.

- Мне тогда повезло, - вспоминает Иосиф Сушко. - Попал в бригаду землекопов. Люди, как правило, в возрасте. На меня смотрели будто на сына родного, оберегали как только могли. Заметили мою любовь к песням. А я ведь еще в училище руководил кружком художественной самодеятельности. И на гармошке играл, и на баяне.

Вскоре Ваню забрали в лагерный оркестр. А слухи о юном музыканте к тому времени уже и до начальства дошли. Заинтересовался Сушко начальник культурно-воспитательной части капитан Тютин. Оказалось, что земляки. Эмгэбист - родом из Полоцка. Близко, правда, к себе мальчишку он не подпускал. Но, уже повзрослев, Иосиф понял, что делал он это из боязни, чтобы не заподозрили в особых симпатиях к заключенному. На самом же деле поблажек баянисту он оказал немало. Баян кунгурской работы раздобыл.

В 1949 году лагерь разделили: блатных перевели в другое место, оставили одних политических. А начальство тем временем задумало в Тайшетском лагере создать профессиональный ансамбль. Из других мест заключения сюда перевели вчерашних артистов, профессиональных музыкантов. Взяли в новый коллектив и Сушко.

В конце 1949-го в лагерь привезли и Лидию Андреевну Русланову. Певицу арестовали вслед за ее мужем - генерал-лейтенантом Крюковым, Героем Советского Союза, одним из ближайших сподвижников маршала Жукова. Обвинили Русланову едва ли не во всех смертных грехах: тут и незаконно купленные бриллианты, и орден, которым ее якобы непонятно за что наградил лично Жуков, и картины, которые она, мол, у обездоленных и голодных скупала... А правда была, видимо, в другом - и Крюков, и Русланова оказались очень близки к маршалу Жукову, которого Сталин хотел "поставить на место" и даже арестовать. Нужен был компромат. Арестовали Русланову, и никто при этом не вспоминал, что не было другой такой певицы, которая почти всю войну провела с концертами на фронте, а на свои гонорары две батареи "Катюш" купила...

- Не знаю, как так получилось, но приглянулся я Лидии Андреевне, и весь ее тайшетский период аккомпанировал певице на лагерных концертах, - рассказывает Иосиф Фомич. - У нас уже был создан оркестр. Взяли еще одного баяниста. Моргунов его фамилия. Как смотрю фильмы с участием актера Моргунова, так сразу вспоминаю своего солагерника. Очень похожи, может быть, и родственники... Русланова была своенравной и капризной. Не по отношению к нам, а к начальству. Однако не припомню, чтобы ей в ответ грубили. В лагере ведь тоже понимали, что Лидия Андреевна - большая артистка. Особенно в память запал наш последний концерт. Приехало много начальства. Сидели на концерте все вместе - и администрация, и зэки. Русланова, между прочим, никогда не пела отдельно для начальников. Все это знали. И в этот раз - точно так. Одну песню Лидия Андреевна спела, вторую, затем "Валенки"... Казалось, аплодисментам конца не будет. Мы уже - за кулисами. Русланова, один раз поклонившись, идет следом за нами. Подумали, что сейчас вернемся: будет еще и на "бис" песня. А Лидия Андреевна мне и Моргунову говорит за сценой: "Надо было в Москве слушать... Больше не будем петь..." Мы молчим, а про себя думаем: на черта нам эти капризы. Беды потом от начальства не оберешься...

Аккомпаниаторам этот случай сошел с рук, а Руслановой тайшетская администрация не простила. Вскоре певицу перевели из Тайшета во Владимирский централ. Там, говорят, в ответ на просьбы выступить Лидия Андреевна отвечала: "Птичка в клетке не поет"... Так это или нет, Иосиф Фомич не знает - больше на лагерных "маршрутах" с артисткой он не встречался. А вот другая встреча была...

Из лагеря Иосиф вышел в 1954 году. Десять лет мытарств за плечами. Хотя самому-то всего лишь 25. Надо было как-то обустраивать свою судьбу. Поехал работать на Витебщину, в деревню Воропаево. Назначили заведующим клубом. Создал хор. Часто вспоминал лагерь, с кем-то переписывался из бывших солагерников. А однажды услышал, что в Минск на гастроли приезжает Лидия Русланова. Бросил все дела и рванул в столицу. Послевоенный Минск только начал отстраиваться, гостиниц было немного, и Сушко точно угадал, где поселилась певица. Пришел в "Беларусь", поднялся на второй этаж и постучал в дверь номера.

- Лидия Андреевна, это я, - от волнения Сушко и фамилии своей не назвал.

А Русланова даже не спросила, кто. Открыла дверь, обняла Иосифа: "Я тебя по голосу узнала..." До очередного концерта времени оставалось немного. И поговорить толком не успели. Лидия Андреевна наказала своему лагерному аккомпаниатору явиться на концерт. Иосиф пришел незадолго до начала, заглянул в гримерку. Русланова распорядилась, чтобы на весь концерт Сушко отвели место за кулисами. После выступления Лидия Андреевна представила молодого человека своим московским музыкантам:

- Знакомьтесь, это мой аккомпаниатор...

А где он для нее музицировал, объяснять не стала. Да и концерт тот минский проходил в клубе Дзержинского, прямо в здании республиканской госбезопасности. Но музыканты все поняли...

В 1963 году Иосифа Сушко полностью реабилитировали. К тому времени Иосиф уже жил в родном Молодечно. Работал в народном ансамбле песни и танца "Спадчына". Вместе с коллективом музыкант объехал многие страны мира. Получил самые престижные награды, стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

Александр Карлюкевич.

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

  00:04 29.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU