Архив новостей → Был деревянным, стал фальшивым .
Был деревянным, стал фальшивым .
Если жители дальней провинции, проснувшись поутру, вдруг обнаружат совершенно незнакомые денежные знаки, где вместо привычного "1 рубль" будет значиться, скажем, "1 россель" или там "1 лебедь", не надо удивляться. В нашей непредсказуемой стране все возможно. И это совсем не шутка.
ПО КРАЙНЕЙ мере работникам Свердловской областной прокуратуры было не до шуток, когда они обнаружили в обиходе странные дензнаки с интернациональным названием "уральский франк". Нечто парижское с екатеринбургским.
Обеспокоенные очевидным нонсенсом, уральские пинкертоны закинули широкую сеть и выловили ни много ни мало 528 тысяч штук бланков этих самых уральских франков. Но, как выяснилось впоследствии, улов не рекордный. Попытка поглубже исследовать проблему открыла занимательную картину.
Оказалось, история уходит корнями в 1991 год. Тогда зам. председателя Правительства РСФСР г-н Гайдар Е.Т. незаконно (как ныне утверждают прокуроры) дал согласие некоему ТОО "Уральский рынок" на выпуск товарно-расчетных чеков с наименованием "уральские франки". Из благородных, конечно, побуждений њ покрыть дефицит наличных денег.
Инициативные "товарищи с ограниченной ответственностью" тут же заказали означенные купюры номиналом в 1, 5, 20, 50 и 100 единиц на Пермской фабрике Гознака. Фабрика оперативно отпечатала 1,9 млн. штук этих суррогатов платежных средств. Впрочем, тогда они таковыми не считались. Никто особенно и не скрывал, что выпуск лжефранков связан с политическим движением по созданию так называемой Уральской республики. Параллельная страна њ параллельная валюта, все чин чином на провинциальный лад. Разве что недоставало своей "Марсельезы" да дворца "а-ля император".
В 1992 г. отпечатанные банкноты были получены в Перми сотрудниками названного выше ТОО и на военно-транспортном вертолете доставлены в Екатеринбург. Там их до поры до времени сдали на хранение в Свердловсксоцбанк, а через год уполномоченные того же ТОО получили ценный груз обратно. Однако по ряду причин правительство области так и не рискнуло ввести в обращение новоявленные франки в качестве собственной валюты. Где теперь гуляют более миллиона недоловленных прокурорами купюр њ одному Богу известно, их след простыл.
Генеральная прокуратура ныне строго журит свердловского прокурора за то, что в момент изготовления и хранения незаконных с точки зрения федеральных законов местных денег он не дал данному факту уголовно-правовую оценку. Претензии вроде бы и справедливы: если прокуроры не будут смотреть за порядком, то скоро в каждой губернии появится свой Попандопуло, который "к утру еще нарисует" каких хочешь ассигнаций: франков, тугриков, гривен или шекелей.
НО, С ДРУГОЙ стороны, что может прокурор, когда местные законники на каждый федеральный закон приняли по три своих, разрешающих своим властям практически все. А если прокурор не делает вида, будто не замечает явных беззаконий, его попросту стараются выжить. Таких случаев много, и о них не раз писала наша газета.
Чего сетовать на прокурорскую промашку давних лет, если в той же Свердловской области 11 ноября 1996 года областное правительство издало постановление о выпуске новых расчетно-товарных чеков. Теперь для расчета с лицами, получающими ежемесячные пособия на детей, њ в форме материального покрытия, т.е. продуктами питания, оплатой коммунальных услуг и т.д.
Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает исключительно денежную форму выплаты пособий. Но в Екатеринбурге решили по-своему, вопреки федеральному закону. Объяснение, конечно же, гуманное и детолюбивое: Москва, мол, денег не дает, и мы хотя бы так заботимся о малых и сирых. Интересно все же было бы узнать: за мрамор, позолоту и прочий блеск в отстроенных королевских хоромах, где не так давно планировалась встреча "трех", равно как и зарплату иноземным рабочим тоже платили расчетно-товарными чеками, или все же звонкой наличностью?
Эта самодеятельность в сфере ценных бумаг характерна не для одних лишь екатеринбуржцев. Ныне это головная боль правоохранительных органов многих городов и весей. Рынок ценных бумаг приобрел ярко выраженный криминальный оттенок.
Строки официальных реляций сухи и лаконичны. Из них следует, что МВД РФ в 1996 г. выявило 288 преступлений на этой благодатной ниве. В 1997 г. их было уже 516. Значит, нива и впрямь тучная, ведь мошенники "сравнительно честным способом" отняли у простодушных налогоплательщиков и прочих сограждан около 600 миллиардов рублей.
Если верить справке, подготовленной тремя управлениями Генеральной прокуратуры (а почему бы им не верить?!), в прошлом году был предотвращен ущерб в 85 трлн. руб. њ сорвана операция с использованием безобидных и очень нужных "с виду" ценных бумажек.
Скажем, компания "Энергоатом" эмитировала собственные векселя на 22 трлн. рублей... без их материального обеспечения. В ходе расследования дела изъято 886 векселей на 11 трлн. рублей. Документы, обнаруженные у организаторов крупной аферы, свидетельствуют, что они нацелились на 2 млрд. долларов, выделяемых США на федеральную программу России по разработке нефтяного шельфа Сахалина.
Андрей Козленок, со своей "Голден Адой" умыкнувший бриллианты на 176 млн. долларов, њ ягненок в сравнении с ними. В качестве залога под американские инвестиции в сахалинскую нефть махинаторы уже поместили в "Чейз Манхэттен Банк" 100 своих векселей на 10 трлн. рублей.
Кто не слышал об обманутых вкладчиках? Противоправная деятельность финансовых, трастовых и иных компаний причинила, по данным МВД, ущерб почти 9 миллионам акционеров на сумму более 11 трлн. рублей. В отношении виновных в обмане около 140 уголовных дел находится в судах, еще около 200 њ в стадии расследования.
Меньше информации о той стороне деятельности, которая касается непосредственно возмещения ущерба людям. Но, как известно, в свое время был создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Государство перечисляло ему деньги в размере 2 процентов от средств приватизации и таким образом наперечисляло, по некоторым оценкам, 23,4 млрд. рублей.
ТЕПЕРЬ вслед за нашим прозорливым бардом самое время поинтересоваться: "Где деньги, Зин?" Кому там счастье привалило? Мнения здесь существенно расходятся. Пессимисты говорят, что ни одному пострадавшему ущерб не возмещен. Оптимисты уверяют, мол, ничего подобного, уже две тысячи человек (из 9 миллионов?) имели случай тихо порадоваться.
А вот у реалистов из числа правоведов свой взгляд на ситуацию. По их мнению, названный фонд не может никому и ничего компенсировать, поскольку такая деятельность противоречила бы нормам УПК и ГПК. А потому фонд передал полученные миллиарды в доверительное управление американской компании, которая использует их для покупки и продажи отечественных ценных бумаг.
Наивно думать, будто фикс-векселями пользуются лишь отъявленные мошенники. Не брезгуют ими и вполне респектабельные чиновники. Скажем, закон разрешает органам местной исполнительной власти выпускать облигации. Но только по решению законодательных собраний, причем эти облигации не могут признаваться бюджетом в качестве обязательных платежей.
На деле, как вы правильно догадались, все обстоит наоборот. В итоге вексель стал одной из форм взаиморасчетов между юридическими и физическими лицами, что в свою очередь ведет к уменьшению налогооблагаемых доходов њ ведь расчеты минуют счета реализации. Вексель используется для отмывания "грязных" денег и как скрытая форма кредитования. То и другое усугубляет криминальную ситуацию, стимулирует инфляцию в экономике.
Прокуратурой Сахалинской области расследуется сейчас уголовное дело о незаконном выпуске облигаций под материальные ресурсы острова на 5 млрд. долларов США. Эти облигации хранятся ныне в иностранных банках. Пять миллиардов њ такая сумма, что впору задаться вопросом: а наш ли уже остров Сахалин, не загремит ли он "под фанфары" с молотка?
Правительство Республики Горный Алтай выпустило гарантийные обязательства на 2 млрд. американских долларов, ликвидность которых обеспечивали месторождения полезных ископаемых. А по поручению этого же правительства банк "Ноосфера", не имеющий даже лицензии на проведение валютных операций, выпустил гарантии под залог месторождений на 9 млрд. долларов.
П О МНЕНИЮ сотрудников Генпрокуратуры, в таком положении дел нет ничего удивительного. По нынешним законам большинство общественно опасных деяний на рынке ценных бумаг не может квалифицироваться как правонарушения. Не существует четких санкций за выпуск суррогатов ценных бумаг. Суды тоже оказались не готовы к подобной напасти. Нет механизмов предупреждения мошенничества.
Генеральная прокуратура старается бить в колокола. Необходимы срочные меры, нужны законы. Вот только, похоже, мало кто слышит тревожный звон.
Борис ЯМШАНОВ.
00:04 26.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |