Архив новостей → Инфляция работает по-стахановски.
Инфляция работает по-стахановски.
Она уже выполнила годовой план.
- Алексей Валентинович, какие основные макроэкономические показатели достигнуты за первые шесть месяцев нынешнего года?
- С точки зрения макроэкономики есть результаты и весьма позитивные, и такие, которые нас тревожат. Радует сохраняющийся экономический рост. По итогам года он может составить около 5 процентов: даже выше того, что планировалось. Это связано с увеличением как инвестиций (примерно на 6 процентов к соответствующему периоду прошлого года), так и потребительского спроса. Раз есть экономический рост, увеличивается внутренний валовой продукт (ВВП), значит больше становится и налогооблагаемая база. Ежемесячные поступления в бюджет сейчас существенно выше, чем год назад. Скажем, в мае они составили 127 миллиардов рублей - чрезвычайно высокая цифра.
В результате мы рассчитываем не только на тот объем дополнительных доходов, который у нас зафиксирован в законе о бюджете, но и на получение сверх того еще не менее 100 миллиардов рублей. Это позволит нам не только в полном объеме осуществить выплаты по внешнему долгу, но и выполнить социальные обязательства перед населением.
- А что вас тревожит с точки зрения макроэкономики?
- Инфляция, конечно. По уровню инфляции мы, грубо говоря, за полгода уже выбрали плановый годовой лимит, приблизившись к рубежу в 12 процентов. Честно признаюсь, я полагал, что мы быстрее справимся с тем скачком инфляции, который был в начале года. Да, ее темпы снижаются от месяца в месяц: в мае было 1,8, по итогам июня - 1,6 процента. Но снижение - очень медленное.
- Чем же объясняется такое "непослушное" поведение цен?
- Многие специалисты считают, что высокая инфляция связана с повышением тарифов естественных монополий - железнодорожных, энергетических и прочих. Но это не совсем верно. Дело в том, что у нас уровень потребительских цен выше, чем уровень цен предприятий. То есть имеет место не инфляция издержек, а инфляция спроса. Необычность ситуации состоит в том, что у нас весь первый квартал проводилась достаточно жесткая денежная политика. В результате денежная база практически не увеличивалась, а инфляция все равно росла. В апреле-мае у нас и денежная база стала расти довольно быстрыми темпами. Значит, в инфляции есть и монетарная составляющая, и структурная.
- Что это означает для населения?
- У нас возрастает в денежной базе доля наличных денег. Это говорит о том, что население в среднем стало меньше сберегать денег и больше их тратить. Значит, динамика роста товарооборота выше, чем динамика наших реальных доходов. Население проявляет большую склонность к потреблению, причем спрос направлен в основном на товары отечественного производства. Особенно это касается непродовольственных товаров, объемы продажи которых очень сильно растут.
- Что нужно предпринять, чтобы обуздать высокую инфляцию?
- Ничего нового, кроме жесткой денежной политики, тут придумать нельзя. Если ее проводить достаточно долго и последовательно, рано или поздно инфляция снижается. Но тут есть свои нюансы. Можно, конечно, проводить еще более жесткую денежную политику, чем она есть сейчас. И добиться любого, даже отрицательного денежного предложения на какое-то время, тем самым сдвинув с мертвой точки борьбу за сокращение инфляции.
Но возможной платой за это было бы прекращение экономического роста, потому что предприятия лишились бы оборотных средств, необходимых для развития производства. Лично мне кажется, что все-таки чуть более высокая инфляция - допустимая плата за то, что сохраняется экономическое оживление.
- Над нашей экономикой по-прежнему нависает солидное долговое бремя. Что можно сделать, чтобы его уменьшить?
- Бюджет 2002 года - это и есть наш ответ на проблему обслуживания долга и погашения его в соответствии с имеющимся графиком в полном объеме. У нас практически 15 миллиардов долларов составляют выплаты на следующий год: более 8 - обслуживание, более 6 - погашение. Соответственно, мы предусмотрели в бюджете в полном объеме средства на обслуживание долга. При цене не 17, а 22 доллара за барель нефти бюджетом выделяется 130 миллиардов рублей на его погашение. При этом мы должны создавать резервы для того, чтобы выполнить долговые обязательства и в 2003 году, а они стоят на 4,5 миллиарда долларов больше, чем в 2002. Значит, решение этой проблемы требует дополнительных усилий.
Конечно, здесь мы находимся в зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Одно дело, если мировые цены на нефть останутся высокими - тогда мы имеем все шансы выполнить наши обязательства перед международными кредиторами. Другое дело, если эти цены резко снизятся. Тогда у нас возникнет финансовый разрыв. И нам останется надеяться на то, что России будет предоставлена возможность рефинансирования внешнего долга. Например, в рамках "кредита предосторожности" от МВФ.
- Много говорится о большом значении для экономики новых налоговых законов. Ощущается ли уже бюджетом обещанное снижение налогового бремени?
- Те решения, которые были приняты в прошлом году, сказываются уже сейчас. Я имею в виду единую 13-процентную ставку подоходного налога с граждан, единый социальный налог. Рост поступлений в бюджет по этим налогам - более 50 процентов к соответствующему периоду прошлого года. В основном за счет того, что упростилось налоговое администрирование, а налоговое поведение стало более позитивным. Многие из тех работодателей, которые считали своим долгом использовать разные "теневые" схемы зарплаты - конвертные и прочие, - теперь не хотят идти на риск. Им проще заплатить 13 процентов подоходного налога. С другой стороны, упростилось налоговое администрирование, потому что все платят одну и ту же ставку. Самая главная отдача именно от легализации доходов. Ведь нельзя вывести из "тени" заработную плату, не легализуя в целом деятельность компании. Бизнес становится более чистым, прозрачным, нормальным.
Теперь мы будем ожидать того же и в следующем году, после того как налог на прибыль уменьшили с 35 до 24 процентов. Я считаю, для бизнеса это очень важный шаг к улучшению финансового состояния большинства предприятий.
- Давно уже говорится, в том числе и премьером, о всевозможных кадровых изменениях в экономическом блоке правительства. Как вы можете прокомментировать эту информацию?
- Это неинтересная тема для обсуждения. Что ж теперь - не работать, сидеть и ждать каких-то изменений? Очень неплодотворно. Я, признаться, думаю, что никаких существенных потрясений не будет. И большинство тех людей, с которыми я работаю в экономическом блоке правительства, будут благополучно трудиться здесь и дальше.
Итоги экономической жизни страны за первое полугодие 2001 года подводит в беседе с "ОГ" первый заместитель министра финансов Алексей УЛЮКАЕВ. ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ.
00:04 12.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |