Архив новостей → Без денег петь нельзя на свете, нет!
Без денег петь нельзя на свете, нет!
.
Феерической премьерой "Коронации Поппеи" родоначальника оперного искусства Клаудио Монтеверди начал Камерный музыкальный театр Бориса Покровского подготовку к празднованию 400-летия мировой оперы.
Многие ценители высокого искусства сегодня убеждены, что современная серьезная музыка вот уже два десятилетия как зашла в тупик. После шумных 60-х, когда расцвел авангард, публика почти не испытывает к ней интереса, а предпочитает слушать проверенную веками классику њ эмоциональную и мелодичную.
Оперные театры Европы и Америки почти отказываются ставить сочинения современников. Так, если в 1975 году в Западной Европе были представлены 52 новые оперы, то в 1997-м њ всего 8. При этом ставка делается не столько на музыкальные достоинства сочинения, сколько на сенсационность самой постановки.
Даже громкие имена не всегда помогают делу. К тому же постоянное навязывание примитивных шаблонов поп-музыки привело к невиданному падению массового вкуса. В Англии в этом году даже возникло "Общество рационального использования средств налогоплательщиков", которое называет оперу "чепухой и блажью сытой части общества" и требует передать деньги бездомным и безработным.
Действительно, оперу дешевым искусством не назовешь. Билеты в лучшие театры Запада стоят от 50 до 400 долларов. Правда, в последние годы многие из них увеличивают число недорогих билетов, а также стараются привлечь публику пошлостью постановок. Так, в английском "Ковент-Гардене" в "Макбете" Верди три ведьмы выходили на сцену в чем мать родила. Но на подобных трюках долго не протянешь.
Кризис затронул даже лучшую оперу мира "Метрополитен-Опера". Скорее всего, здесь откажутся от помпезных и дорогостоящих постановок, которыми славился театр. Теперь вряд ли Франко Дзеффирелли позволят задействовать 300 статистов в постановке "Турандот" Пуччини или вывести на сцену в "Аиде" Верди дрессированных слонов. Слоны поначалу вели себя культурно, но, когда зазвенели фанфары знаменитого марша, испугались и дружно... опорожнили кишечник. Выбежавший на сцену Радамес-Паваротти в результате проехался до оркестровой ямы. Спектакль был сорван, но видеокассета с его телезаписью до сих пор пользуется успехом у посетителей "Метрополитен".
Недешево обходятся и оперы Рихарда Вагнера, у которого в громадном оркестре должно быть, к примеру, восемь арф, а для "Зигфрида" требуется дополнительно ввести еще и 16 (!) наковален.
Если такие трудности происходят на Западе, то что же ждет российскцю оперу, да еще в условиях нынешнего кризиса? Архиповой и Пьявко так и не удалось поставить "Хованщину" на Красной площади. Едва зародившись, заглохла идея создать в Пскове "русский Байрейт" и поставить на территории местного Кремля оперы Римского-Корсакова.
Но в то же время всеобщее изумление вызывает взлет под руководством Валерия Гергиева Мариинки, где с блеском поставили мистерию Вагнера "Парсифаль". Примечательно, что к "дорогому" Вагнеру решили обратиться и в Большом: здесь собираются ставить "Золото Рейна". А пока приятно удивили оригинальной интерпретацией оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", хотя режиссура Питера Устинова критикой признана малоудачной.
И все же российских музыкантов, как и их западных коллег, крайне волнует вопрос: останется ли опера в XXI веке живым искусством или станет музейным экспонатом?
Андрей ЩЕРБАКОВ.
00:04 23.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |