Архив новостей → Молекула мира.
Молекула мира.
"Мы наш, мы новый мир построим!" - запевают американцы. А что же построим мы?
ПО СУТИ, нас только сейчас с головой накрыла волна, поднятая распадом когда-то великой страны. Это значит, что больше никак нельзя откладывать проект нового собирания наций, живущих по-прежнему рядом, под тем же солнцем, на той же земле. Речь, конечно, не о реставрации былой "семьи" народов - утопиями можно питаться, но насытиться ими нельзя, - а о том, как совместно преодолеть негативные последствия болезненного для всех развода. Для этого существует только один надежный ключ: "открыться" друг другу. Вот о чем этот разговор нашего обозревателя Александра Сабова с весьма наблюдательным собеседником - писателем Георгием ПРЯХИНЫМ.
Первая зарубка на память.
"Представители немецкого романтизма видели в отсталых славянах преимущественно жителей сельской местности, являвших разительный контраст с утонченностью итальянцев, французов и немцев. Философ-романтик Гердер говорил, что славяне обладают превосходящими моральными и духовными качествами, благодаря которым они станут в будущем лидерами в Европе. Эта глупая фраза оказала опасное воздействие на тех славян, которые в это поверили... Панславянское движение призывало к объединению всех славян по мере того, как они обретали независимость..." (Уильям Пфафф, "Славянский вопрос и разлагающийся Запад", "Балтимор сан").
- Георгий Владимирович, я приготовил не только вопросы, но и некоторые документальные "зарубки на память" из своего журналистского досье. Последний на сию пору съезд славянских народов Белоруссии, России и Украины состоялся в июне 2001 года. Он принял решение о создании Собора славянских народов. Панславизм восстал из пепла, подобно птице Феникс?
- Я не бывал на подобных съездах, но знаю, что идея объединения славянских народов культивируется, и, может быть, сегодня она жива больше, чем когда-либо. А ожила она в тот момент, когда распадалась наша страна - как реакция на этот распад. Причем поднялась снизу, с генетического, скажем так, уровня. Поэтому ни о каком панславизме речи не идет.
- Тогда что же это за движение и какие оно преследует цели?
- По большому счету, только теперь, десять лет спустя, нас действительно настигла ответная волна после развала советской империи. Похмелье в разгаре. Перегруппировка геополитических сил в мире подходит к очередной завершенной форме. И уже ясно, что нас практически выставили за дверь большой мировой политики. Если раньше противовесом азартным гегемонистским устремлениям Америки был Советский Союз, то сейчас роль противовеса все больше берет на себя объединенная Европа. Нет худа без добра: в результате мы начинаем ощущать себя европейской страной не только в силу того, что развитие экономики, становление новой политической системы в России идет в основном по европейским рельсам, но еще и потому, что поняли: без Европы мы теперь мало что представляем собой в отношениях с Америкой и даже, по-моему, с Китаем. Вот почему так важно найти новый несущий базальтовый горизонт, на котором Россия сможет выстроить свою новую самостоятельность в этом деформирующемся, меняющемся мире. А найти такой горизонт можно только вместе со своими родовыми друзьями, которые нуждаются в нем ничуть не меньше. Исторические прецеденты? Пожалуйста. Более полутора веков тому назад Америка и Англия провозгласили "мир на вечные времена" - и с тех пор во всех мировых делах действуют практически синхронно именем незыблемого англо-саксонского союза, хотя под ним и нет какого-то конкретного договора.
- Да, но в связи с тем, что сейчас делается вокруг Ирака, по страницам английской прессы пошла гулять новая кличка премьера Тони Блэра: "пудель Буша".
- Очень едко... и остроумно. Но кто сказал, что англо-саксонский союз призван оправдывать только благородные дела? Пойдем дальше. Недавно по европейскому телевидению мы увидели ошеломляющее зрелище: состоялось общее заседание парламентов Франции и Германии. В то время как мы стесняемся высказать даже надежду на объединение славянских народов в каком-то там грядущем веке, парламенты двух ведущих европейских стран уже открыто провозглашают курс на объединение своих государств и народов! Но разве между русскими и украинцами больше разницы, чем между немцами и французами? Я думаю, меньше. Так почему бы и нам не обратиться к корневым родственным узам? Не форсируя искусственно славянское объединение, но и не мешая его естественному развитию. Вот примерно перечень аргументов, по которым лидер нашей партии, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев подвижнически относится к идее добровольного славянского союза. Именно он и стал духовным лидером движения общественных организаций, усилиями которых рожден Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины.
- Нет ли тут известного противоречия: с одной стороны - воля снизу, с другой - прямая поддержка второго, по сути, лица в государстве?
- Нет и в принципе не может быть. Сама по себе "воля снизу" просто не может нести никакой экспансионистской задачи, ни панславянской, ни пангерманской, ни панамериканской. Политики, которые пожелали бы придать такую функцию спонтанным общественным движениям, на самом деле разрушали бы их, а не укрепляли. Тем более что у них есть немало способов помочь этим процессам иными средствами. В этой связи меня чрезвычайно обрадовала недавняя встреча лидеров четырех государств СНГ - Путина, Кучмы, Лукашенко и Назарбаева, причем особенно присутствие Назарбаева. Нам нельзя в поисках партнеров переходить к некоему изоляционизму, автаркии, замкнутому пространству. Миф о том, что у государства, которое встроилось в общий капиталистический лад, нет внешнего врага, что никто на Россию не нападет и что системы вооружения, подчиненные большой войне за национальные территории, уже принадлежат прошлому, этот миф прожил от силы лет восемь. Сегодня претензии к Ираку, завтра к Ирану, послезавтра, глядишь, кому-то на ум придет придраться к "панславянскому союзу", если бы такой союз родился на свет... Вот почему в поиске дружественных пространств надо быть по возможности шире, не ограничиваясь только этническими родичами и родовыми друзьями. Известно: чем система многоукладнее, тем она прочнее. Поэтому мы должны приобретать и пестовать своих стратегических союзников, невзирая на разницу политических систем или экономических интересов, не только на Украине и в Белоруссии, но и в той же Центральной Азии, не отрезая от себя поколения людей, выросших в Российской империи и при советской власти и исторически тяготеющих к нам.
- Ну тогда не могу не высказать изумления: а развал-то Советского Союза произошел по инициативе лидеров трех республик, составлявших его славянское ядро!
- К сожалению, это правда. Назарбаеву повезло, что тогда он приземлился в Москве, а не в Беловежской пуще. Поэтому сегодня он имеет моральное право заново собирать камни, которые разбросали другие. Я как-то прочитал у английского писателя Сомерсета Моэма, чей стиль мне очень импонирует авторской самоиронией, такую мысль, цитирую по памяти: я всегда отдавал себе отчет в том, что у меня характера больше, чем таланта... Эту фразу я отнес бы к большинству славянских лидеров, в том числе к Ельцину, Кравчуку, Шушкевичу, которых мне пришлось знать лично. Да, у развала Советского Союза были объективные исторические и геополитические причины - только поэтому я не стал бы демонизировать эту троицу. Другое дело, что каждый из троих мог стать против процесса распада, против того психоза, которым сопровождался этот процесс. А все трое выбрали противоположный путь - обострения психоза и ускорения развала.
- Не потому ли что совпало с личными амбициями?
- Боюсь, что да: очень поцарствовать хотелось. И все-таки, повторяю, не стал бы писать этих людей исключительно черными красками. Надо признать: они обеспечили прорыв к свободе. Другое дело, что свобода имеет разные измерения, она бывает и убийственной...
Вторая зарубка на память.
Пока еще рано говорить, какие окончательные черты примет будущая Европейская Конституция, проект которой в октябре прошлого года от имени Конвенции о будущем Европы представил ее председатель Валери Жискар д,Эстен. Пока в проекте 46 статей.
В дополнение к национальному предлагается ввести европейское гражданство. В системе управления Европейским союзом, которая сегодня состоит из трех органов власти - Комиссии ЕС, Совета Министров ЕС и Европарламента, появится также институт президента ЕС. На обсуждение поставлена также идея регулярных "Европейских конгрессов" - совместных заседаний депутатов национальных парламентов и Европарламента. 45-я статья проекта предусматривает возможность исключения из Европейского союза той или иной страны "за нарушения союзных принципов и ценностей", 46-я допускает добровольный выход из состава Союза.
- На этом европейском фоне что представляет собою то, что происходит в отношениях России с Белоруссией?
- Исторические связи между Россией и Белоруссией по-своему были даже прочнее, чем между Россией и Украиной. Вспомним Советский Союз. Высокотехнологичным производством Белоруссия была насыщена больше, чем Россия, - в пересчете хоть на тысячу жителей, хоть на квадратный километр. Если грамотно распорядиться нашим объединенным потенциалом, то "экономическая невыгодность", которой пытаются торпедировать процесс объединения, окажется временной. Недавно один академик втолковывал мне: ведь почему объединяется Европа? Не потому, что немцы вдруг стали роднее французам, а потому, что новая экономика требует наднациональных затрат. Подчас они не под силу даже транснациональным корпорациям, то есть без объединения наций просто не обойтись.
Помогая Белоруссии, Россия помогает и самой себе. Наконец, если долго, упорно игнорировать волю народов, к добру это не приведет. Надо искать пути такого объединения, чтобы не навредить России, которая сейчас чуть-чуть поднялась с колен, и вместе с тем не потерять такого важного союзника. Но когда слышишь по российскому ТВ: в Минске, мол, власть такая же, как в Багдаде, вот только бомбы Минску не угрожают, тут невольно задумываешься: с какой целью это говорится? Кстати, в Белоруссии тоже много противников объединения. Может быть, их даже больше, чем в России. Вот чего мы добились за годы топтания на месте: в Белоруссии возникла своя националистическая интеллигенция.
- Национальная или националистическая?
- Именно националистическая. Она против объединения. Она считает: только-только Белоруссия встала на свой путь, вернула свой язык, и вот уже опять надо "идти под Москву"...
- Да ведь в небольших масштабах она там существовала и раньше!
- Но такого, как сейчас, не было. В свое время излишне русифицировали Белоруссию, совсем уже забыв, что это другой народ. Этой проблемой теперь достаточно последовательно занимаются президенты двух государств. А Геннадий Селезнев, один из подвижников российско-белорусского сближения, взял на себя еще одну общественную миссию - он назначен сопредседателем комиссии, которая должна выработать Конституционный акт Союзного государства.
- То есть готовится Конституция для Союза России и Белоруссии? Мой вопрос не случаен: я проецирую его на Европейский союз...
- Нет, речь не идет о переделке Конституций России или Белоруссии для их приспособления к нуждам Союзного государства. Речь о новой, общей Конституции. Вообще, я считаю, это должна быть конфедерация двух государств, с двумя правительствами, двумя президентами, без третьего - "надпрезидента"... Достаточно ротации, но не годичной или полугодичной, как когда-то в Югославии, ныне приказавшей долго жить. Это должно быть серьезно: не меньше чем три-четыре года один из президентов является и союзным президентом, независимо от того, переизбран другой президент в своей стране или нет. Может, кому-то из двух президентов и не удастся побывать во главе Союза. Ну что ж, тоже не страшно. Можно и нужно брать из опыта Европейского союза все, что нам годится, но копировать слепо не надо. Ведь одно дело - конфедерация 25 государств, другое дело - конфедерация двух. Вот если станет расширяться и наш Союз, если встанет вопрос о надгосударственных органах по типу европейских, тогда, возможно, понадобится и "надпрезидент"...
Третья зарубка на память.
"Центральное духовное управление мусульман России выражает свое беспокойство относительно предпринимаемых сегодня отдельными политтехнологами попыток внести разлад в отношения между православными и мусульманами... Люди, мало что понимающие в исламе и этнически не имеющие совершенно никакого отношения ни к мусульманам, ни к русским, вдруг разворачивают активную деятельность по созданию "русского ислама". Не может быть никакого отдельного "русского ислама", это бессмыслица. В Исламе нет деления по национальным направлениям или течениям..." (Из обращения заместителя председателя ЦДУМ России муфтия Фарида Салмана к полномочному представителю Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко, 7.11.2002.)
- Патриарх Алексий II недавно вручил председателю Госдумы Геннадию Селезневу орден Русской православной церкви...
- Но с тех пор произошло еще одно событие: Геннадию Селезневу, Евгению Примакову, Патриарху Алексию II и ряду других достойных людей были вручены ордена Славы России в храме Христа Спасителя.
- Да это же светский орден, почему церемония его вручения происходила в храме Христа Спасителя?
- Потому что этот Храм является одним из символов возрождающейся России, а зал Соборов в нем специально предусмотрен для проведения подобного рода мероприятий, не обязательно церковных.
- Хорошо, это детали. Не возникает ли тут вопроса: а почему эти награды не достались, скажем, руководителю КП РФ? Лишь потому, что партия, которую возглавляет Геннадий Зюганов, продолжает исповедовать атеизм?
- Это ошибка: уже в последнем Уставе КПСС не было даже упоминания об атеизме. И некую толику в это дело внес ваш покорный слуга. Однажды мне довелось побывать в поездке вместе с Горбачевым и митрополитом Ювеналием - членом Синода, одним их высших иерархов РПЦ, высокообразованным человеком, чей ум и манера вести беседу вызвали у меня просто восхищение. А тогда в ЦК партии пришло молодое поколение, я был заместителем заведующего идеологическим отделом. Как раз готовился съезд партии... Не скрою, под влиянием бесед с митрополитом Ювеналием я - конечно, на своем уровне - сделал все, чтобы из нового Устава КПСС, который наша рабочая группа выпускала на съезд, исключить положение о том, что коммунист обязан быть атеистом. Естественно, такого положения нет и в Уставе нынешней компартии. Впрочем, сейчас досаду вызывает не столько агрессивный атеизм, которого практически уже и не стало, сколько декларированная набожность, которую публично демонстрируют бывшие атеисты. В этом много фальши и лицемерия. Общение с Богом - дело интимное.
- Ну тогда придется принять во внимание следующий факт истории: католическая церковь лишь на днях объявила, что больше не будет изгонять из церкви коммунистов.
- То есть мы вместе с Русской православной церковью провели это положение в жизнь даже раньше католиков? Ин-те-рес-но! Да, всем надо учиться терпимости, но церкви, может быть, в первую очередь. Вот вспоминаю такой факт. Мы были вместе с Селезневым на моей родине, Ставрополье, в районах, подвергшихся наводнению. В одном из сел Кочубеевского района жили всеми покинутые старик и старухи. Жили практически в амбаре, печку топили очищенными початками кукурузы, которые им давали с элеватора, мылись раз в месяц в корыте. Так вот, из своих скромных резервов, с помощью ставропольского предпринимателя Виталия Алмазова, наша партия купила хороший кирпичный дом, с ванной, туалетом, спальней, с садом в 29 соток земли, огороженным забором. Привезли туда стариков, передали им дом. Можете представить, какое это было событие для заброшенных людей! После этого уехали. Собрались пообедать в придорожном кафе, а там греческая часовня при греческой общине. Селезнев попросился пройти туда. Я вошел за ним. Смотрю: помолился и перекрестился мелко-мелко, как крестятся очень привычные к этому люди. Если вспомнить, что родился он в городе Серове, что года в три, по-моему, остался с одной матерью, что потом долгое время воспитывался у бабушки, которая носила замечательную фамилию Свободина, что таких, как он, у нее было человек девять... ну что после этого удивляться характеру самого Геннадия Селезнева? Может, и орден-то ему дали именно за это - за природную доброжелательность, способность к сочувствию.
- Коснемся очень коротко Партии возрождения России, которую возглавляет Селезнев: как я понимаю, она намерена принять участие в будущих парламентских выборах?
- Конечно.
- Какие отношения установились у нее с "альма-матер"? Состоялось ли хотя бы признание ПВР со стороны КП РФ?
- Признание очевидно, потому что ПВР - уже очевидный факт. В целом ряде регионов на выборах, от самых низовых до губернаторских, партия заявляет о себе все смелей и смелей. Что касается отношений с КП РФ, сказать, что Селезнев и Зюганов разошлись, значит почти ничего не сказать. Они шли к этому разрыву давно и неминуемо. Селезнев - личность неавторитарная, демократичная, смею сказать, куда современнее Зюганова, не случайно к нему тянутся из той же КП РФ люди современные, молодые. Зюганов - личность другая: властная, авторитарная. Но дело, конечно, не только в разнице их темпераментов. КП РФ раздваивается. В этой партии есть интеллектуальные силы, понимающие, что Зюганов ведет ее в тупик. В течение одиннадцати лет, что КП РФ сидит в парламенте, вся ее деятельность исчерпывается митинговостью. Она без конца выкликает на улицы стариков и старух, используя их, извините, как "митинговое мясо", что в современных условиях - путь в никуда. Объективно или инстинктивно, Селезнев давно представлял в КП РФ ее социал-демократическое крыло. И как только Зюганов почувствовал, что к нему выстраивается целый фланг, тут же нашел повод и, как говорится, вычистил его из руководства.
- Все бывшие компартии в Восточной Европе проделали эволюцию к социал-демократизму. А что с КП РФ: она к такой эволюции не готова? Она ее отвергает? Это только проблема перемены имени или какие-то более глубокие причины?
- Проблема глубже. Если в нашей стране существовала какая-то организованная оппозиция, особенно в начале 90-х годов, то нельзя не признать, что это заслуга в первую очередь КП РФ. Но постепенно ее руководство срослось с властными структурами, забыв, что представляет целые массы "людей в стоптанных башмаках". Вот сейчас с КП РФ активно сотрудничает один очень неглупый человек. Правда, к его писательским экзерсисам я отношусь весьма сдержанно, в них много пафоса, вычурного стиля, хотя в конце концов это его писательский выбор.
- Александр Проханов?
- Да, он. Это очень умный человек, но он просекает ровно до того уровня, до которого ему нужно. Как-то я прочитал или услышал высказанную им мысль: любую партию, любое общественное движение, если они ставят перед собой серьезные политические или социальные цели, можно строить только на пороховой бочке. Другими словами, нужен тротил. А если ориентироваться на спокойный электорат, или, как говорят, на "болото", то вместо взрыва будет тягомотина, перетекание, то-се, пятое-десятое, но боевой партии, боевой выборной единицы не получится. В абсолютном согласии с этим воззрением Проханова и строит политическую работу в массах Геннадий Андреевич Зюганов. Фактически Проханов уже вошел в руководство компартии, во всяком случае сегодня он ближайший идеолог и сподвижник Зюганова, с которым соревнуется в этом плане разве что Валентин Васильевич Чикин. Все трое успешно, на протяжении многих лет, эксплуатируют тот пороховой материал, который несомненно есть в нашей стране, ничего реального взамен не давая. Все наши университеты исторически болеют левыми идеями, и это правильно. Во всех странах так. Говорить, что коммунистические идеи в России выветрились, что они не имеют базы, не просто несправедливо, лукаво, а недальновидно. Тем не менее притока молодежи в КП РФ нет. Она все более становится партией пенсионеров, но не для пенсионеров. Если бы она старалась хоть как-то улучшать их жизнь, то еще куда ни шло. Да, сегодня это пороховой заряд, но завтра может появиться и детонатор. В этом и состоит наше коренное разногласие: ПВР не исповедует классовую борьбу, а уж тем более вооруженную классовую борьбу. Кстати, руководство КП РФ сейчас тоже деликатно уходит от этого слова, но вместе с тем отвергает оно и классовый мир.
Р.S. Георгий Пряхин:
- Идеологи разных мастей, в том числе и авторитеты церкви, слишком эксплуатируют именно различия между людьми и верами. Абсолютизируют эти различия, восстанавливают людей друг против друга. Как бы на ничейном пространстве топчутся, а на самом деле стараются сделать его только своим. И отсюда тоже силовое напряжение в обществе! Слишком много накопилось горючего материала, в том числе нравственного. Один пример: разве может воюющая страна иметь столько казино, сколько их сейчас в России? Ну нельзя же: одни головы кладут в Чечне, другие просаживают огромные деньги, наверняка на войне и нажитые. Год назад побывал я в госпитале, где лежали раненые из Чечни, человек тридцать, не меньше. Спросил, кто откуда. Все из сел! Ни одного не оказалось даже из райцентра. Вот какая Россия воюет: хуторская, деревенская. Потом они вернутся с войны. Через десять лет повзрослеют и беспризорники, которых уже три миллиона в нашей стране. И о каком социальном мире мы тогда сможем говорить? Вот почему надо заново собирать камни, так бездумно разбросанные за последние десять лет. Вопрос стоит именно так: быть или не быть?
00:04 27.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |