Архив новостей → (3) ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
(3) ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 ГОД И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2004 ГОДА.
Импульс роста инвестиций, в энергетическом секторе должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики. Это будет происходить как вследствие естественного процесса накопления капитала в отраслях с большей глубиной переработки, так и вследствие более жесткой конкуренции для российских товаропроизводителей. Благодаря рыночным преобразованиям в энергетическом секторе будут постепенно выравниваться существующие ценовые диспропорции, способствуя росту предложения энергоресурсов на внутреннем рынке. Однако темпы роста энерготарифов должны соответствовать реальным адаптационным возможностям отечественной экономики. Период инвестиционного роста откроет возможности для завершения реформ в социальной сфере, необходимых для наращивания инвестиций в человеческий капитал и повышения доходов населения, в первую очередь через рост оплаты труда. Таким образом, на втором этапе динамичный рост может быть поддержан быстрым расширением потребления, основанном на возрастающей роли заработной платы. 2. МАКРОЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ И ДИНАМИКА ЦЕН В 2002 ГОДУ 2.1. Производство и использование ВВП. Формирование доходов С учетом факторов и условий развития экономики темпы прироста ВВП в 2002 год составят по вариантам прогноза 3.5 - 4.3 процента. Расширение конечного спроса в настоящее время является доминирующей тенденцией в структуре используемого ВВП. В 2001 году его структура качественно изменилась по сравнению с предыдущим годом. В 1.5 раза возрос вклад расходов на потребление (потребительского спроса) в рост конечного спроса. Вклад валового накопления (инвестиционного спроса) также несколько увеличился против уровня прошлого года. Влияние внешнего фактора резко сокращается, обеспечивая в 2001 году только 11% роста конечного спроса против 37% в 2000 году. В 2002 году тенденции усиления роли потребительского и ослабления внешнего спроса сохранятся.
В 2001 - 2002 годах замедлятся темпы роста расходов на конечное потребление (6.3% и 3.8 - 4.6%, соответственно), против 7% в 2000 году. Сохраняется слабая зависимость роста расходов на конечное потребление сектора государственных учреждений от увеличения доходов бюджета. В 2001 - 2002 годах доля сектора государственных учреждений в ВВП составит около 15 процентов. Фактором, сдерживающим расширение конечного спроса, является использование в значительной мере дополнительных доходов фискальной системы на увеличение бюджетного профицита и соответствующий рост объемов погашения государственного долга. Перераспределение финансовых ресурсов от экспортоориентированного сектора экономики к прочим отраслям в 2001 году незначительно. В результате свободные ресурсы этого сектора частично служат источником для вывоза капитала, а частично - инвестируются в сам сырьевой сектор за счет импорта технологического оборудования. Заемные ресурсы не играют сколь либо заметной роли в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, несмотря на устойчивое сохранение процентных ставок (в реальном выражении) в области отрицательных значений. С учетом развивающихся тенденций в 2002 году прогнозируется замедление темпа прироста валового накопления до 9.1% (против 13.1% в 2001 году и 17.3% в 2000 году).
В связи с опережающим наращиванием импорта по сравнению с экспортом, тенденция перераспределения ресурсов между внутренней экономикой и внешним миром в пользу внешнего мира, проявившаяся после кризиса 1998 года, в 2001 году будет преодолена. Доля внутреннего спроса в структуре ВВП возрастет до 85.1% в 2001 году и 89.6 - 87.5% в 2002 году (против 79.6% в 2000 году), преимущественно за счет увеличения расходов на конечное потребление (их доля возрастет до 69.1 - 67.6% в 2002 году). Ожидаемые итоги 2001 года и прогноз на 2002 год оцениваются исходя из анализа сложившихся тенденций. Сохранение относительно высокого уровня поступления доходов в бюджетную систему и ограничительной политики по финансированию государственных расходов позволят государству концентрировать ресурсы, необходимые для обслуживания и выплат по государственному долгу в этом периоде. Характерной особенностью сектора государственных учреждений в текущем году является относительное сокращение, по сравнению с 2000 годом, ресурсов, аккумулируемых сектором. Они сократятся на 1 процентный пункт - с 46.7% ВВП в 2000 году до 45.7% ВВП в 2001 году. Это снижение происходит за счет сокращения налоговой составляющей ресурсов сектора, несмотря на продолжающийся в текущем году рост поступлений налоговых доходов в бюджетную систему в реальном выражении (в 1.16 раза за 4 месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Ожидаемое снижение доли налоговых доходов сектора в 2001 году обусловлено следующими факторами.
Во-первых, рост поступлений налогов на доходы и богатство до 11% ВВП в 2001 году за счет прироста как налога на прибыль, так и подоходного налога, не компенсирует ожидаемое снижение поступлений налогов на производство и импорт. Их существенное падение обусловлено главным образом изменением системы налогообложения (отмена налога на содержание жилищного фонда и значительное сокращение ставки налога на пользователей автодорог). Во-вторых, поступления налогов от внешнеэкономической деятельности в 2001 году не превысят уровень 2000 года. В 2002 году прогнозируется дальнейшее уменьшение вклада в ресурсы сектора налоговых доходов. На фоне продолжающегося снижения налогов на производство и импорт произойдет сокращение налогов на доходы и богатство. Вместе с этим в 2002 году ожидается усиление роли в формировании доходов сектора такой составляющей, как доходы от собственности. В 2002 году реформируется система налогообложения добычи полезных ископаемых, что увеличивает эти платежи. В секторе домашних хозяйств в 2001 году продолжается постепенное восстановление их доходов, снизившихся в результате кризиса в 1998 году. На протяжении всего первого полугодия наблюдалось опережение номинальных располагаемых доходов населения по сравнению с уровнем инфляции. Во многом это связано с проводимым поэтапным увеличением оплаты труда в бюджетной сфере, погашением задолженности по зарплате за предыдущие периоды. Доля ресурсов, аккумулируемых сектором, в 2002 году возрастет до 63.9% от ВВП (в 1996 году - 75.8% от ВВП).
Сектор финансовых учреждений Использование ресурсов сектора финансовых учреждений в первой половине 2001 года характеризовалось теми же тенденциями, что и в 2000 году. Кредитование реального сектора экономики (нефинансовых государственных предприятий, предприятий частного сектора и населения) продолжало расти: в реальном выражении, с учетом индекса цен производителей промышленной продукции, этот рост за 5 месяцев 2001 года составил 9.0 процентов. В целом за 2001 год ожидается сохранение роста кредитования реального сектора со стороны финансовых учреждений, чему будет способствовать дальнейшее проведение институциональных реформ в экономике, снижение рисков кредитования и сохранение динамики снижения процентных ставок по кредитам, наблюдавшейся в начале 2001 года. Об этом же свидетельствует начавшийся еще в декабре 2000 года рост денежного мультипликатора, что говорит о повышении эффективности активных операций кредитных организаций и улучшении трансмиссионного механизма денежного предложения. Сохранение в 2001 году стремления кредитных организаций вкладывать средства в иностранные активы может тормозить дальнейший рост кредитования банками национальной экономики. Показатели прибыли и амортизации на 2002 год разработаны как в условиях действующего законодательства, так и в условиях принятия и введения в действие с 1 января 2002 г. главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Прибыль в 2002 году по сравнению с 2001 годом в условиях действующего законодательства увеличится по первому варианту на 18.4%, по второму варианту соответственно - на 20.8 процентов. Величина амортизации будет возрастать, в основном, за счет увеличения общего объема инвестиций, в том числе производственных. При расчете показателей 2002 года в условиях принятия и введения в действие главы 25 Налогового кодекса РФ были учтены следующие основные изменения в определении расходов организаций: - изменение порядка определения амортизации;
- снятие ограничений по отнесению расходов по добровольному страхованию имущества и ответственности; - включение расходов по содержанию объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; - включение в расходы процентов по инвестиционным кредитам, включение расходов общественных организаций инвалидов, учреждений, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, организаций, использующих труд инвалидов, в состав прочих расходов при условии направления указанных средств на цели социальной защиты инвалидов. Будут пересмотрены принципы формирования норм амортизационных отчислений, которые будут устанавливаться с учетом сроков полезного использования имущества и его морального и физического износа. Все амортизируемое имущество будет сгруппировано в 10 групп по срокам полезного использования. Нормы амортизационных отчислений увеличатся по активной части амортизируемого имущества в среднем на 30 процентов, а по пассивной части - на 10 процентов. Также предусматривается расширение начисления амортизации ускоренными методами. Причем при амортизации вновь вводимых основных средств (в основном - машин, оборудования и транспортных средств) будет применяться нелинейный метод (метод убывающего остатка).
2.2. Инфляционные процессы и динамика цен в 2002 году Ценовая политика, проводимая государством в прогнозном периоде, наряду с другими антиинфляционными мерами, будет направлена на создание условий для снижения инфляции, роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Меры, проводимые в области ценовой политики, будут способствовать обеспечению равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в масштабе всей экономики и на отдельных отраслевых товарных рынках. Одним из факторов, способным повлиять на динамику цен и экономического развития уже в ближайшее время является реализация тарифной политики. Политика заниженных тарифов на товары и услуги естественных монополий - снижает издержки остальных отраслей реального сектора, повышает их конкурентоспособность и создает стимулы к росту, но консервирует моральное и физическое старение инфраструктурных отраслей, высокую энергоемкость потребителей их продукции и услуг. Политика завышенных тарифов на товары и услуги естественных монополий - стимулирует энергосбережение экономики, способствует эффективной перестройке инфраструктурных отраслей, формирует новую экономику, но, если эту политику провести раньше, чем окрепнут другие отрасли, можно подорвать возобновившийся рост.
Оптимизация цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, продолжение структурных преобразований в этом секторе позволят выстроить рациональную динамику издержек изготовителей готовой продукции в части расходования средств на использование электроэнергии, газа, услуг железнодорожного и трубопроводного транспорта, связи. Один из основных инструментариев государственной ценовой политики на прогнозируемый период - ценовое регулирование естественных монополий. В 2002 - 2004 годах предполагается постепенно повышать уровень цен и тарифов в естественных монополиях, так как их реальный уровень (тарифов) для промышленности существенно снизился относительно уровня цен 1997 года (в 2001 году, по оценке, относительные тарифы на электроэнергию составят всего 0.66, оптовые цены на газ - 0.56 по отношению к 1997 году). Этим условиям удовлетворяют следующие параметры роста цен и тарифов на энергоносители (по отношению к инфляции в промышленности): в электроэнергетике - 1.11 - 1.13 раза, оптовых цен на газ - 1.06 - 1.08 раза. Более высокое повышение тарифов в электроэнергетике по сравнению с ценами на газ предусматривается учетом худшего финансового положения энергетики. Доходы в энергетике будут постепенно повышаться, в том числе и за счет более низкого роста затрат на газ. Тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом будут повышаться в меру инфляции в промышленности.
На перевозки грузов железнодорожным транспортом проектируется повышение тарифов с учетом завершения унификации грузовых железнодорожных тарифов во внутрироссийском сообщении в 2002 году, предусматривающих отмену международных тарифов для экспортно-импортных грузов, следующих через сухопутные переходы (в 2001 году отменены международные тарифы для грузов, следующих через порты). При этих параметрах рост цен в промышленности на внутреннем рынке на 2002 год проектируется в размере 12 - 14 процентов. Учитывая объективную необходимость постепенной компенсации снижения относительных цен на продукцию естественных монополий в послекризисный период, такое увеличение темпа инфляции является приемлемым на настоящем этапе. При этом уровень инфляции на потребительском рынке не выйдет за рамки целевых показателей (10 - 13%) на 2002 год. На 2003 - 2004 годы параметры и сроки повышения цен и тарифов на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки проектируются исходя из того, чтобы обеспечить достижение целевых параметров инфляции и роста производства, не провоцировать инфляционные ожидания у потребителей, сгладить ценовые диспропорции и стимулировать производство продукции естественных монополий для внутреннего рынка. Проектируемые параметры повышения цен на продукцию естественных монополий не окажут существенного влияния на снижение конкурентоспособности отечественной продукции и представляются инфляционно безопасными. В 2003 - 2004 годах вклад повышения цен и тарифов на продукцию естественных монополий в инфляцию не превысит 3 процентных пункта.
Повышение регулируемых цен на продукцию естественных монополий в проектируемых масштабах не окажет существенного влияния на уровень инфляции в промышленности, так как изменение уровня рыночных цен будет зависеть от соответствия спроса и предложения. При этом постепенное перераспределение доходности от основных энергоемких потребителей в пользу естественных монополий, создаст необходимые финансовые ресурсы для инвестирования последних, будет способствовать росту производства и экономии энергоресурсов в экономике России. Ограничения на рост цен и тарифов будут стимулировать повышение эффективности деятельности естественных монополий. Для создания условий для проведения экономически обоснованной ценовой политики необходимо исключать неденежные формы расчетов путем ужесточения условий потребления и ограничения поставок энергоносителей, в том числе обеспечив безусловное исполнение обязательств бюджетов всех уровней в части расчетов бюджетополучателей за топливно-энергетические ресурсы. Для снижения издержек и повышения эффективности в естественных монополиях в прогнозируемом периоде продолжится совершенствование механизмов регулирования цен на их продукцию в условиях проведения: - реструктуризации монополий с целью разграничения естественно монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности;
- обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной, с целью недопущения необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на услуги, реализуемые в режиме естественно-монопольного состояния рынка; - поэтапного прекращения перекрестного субсидирования различных категорий потребителей; - совершенствования инвестиционной политики, обеспечивающей разумную прибыль на инвестированный капитал; - поэтапной либерализации цен на услуги выделяющихся из монопольных структур коммерческих организаций, включая поставщиков газа и электроэнергии, совершенствование правовой регламентации их деятельности на рынках сбыта;
- упорядочения предоставления ценовых льгот хозяйствующим субъектам. В отраслях естественных монополий будет продолжено проведение организационных мероприятий по введению раздельного учета затрат по основным и непрофильным сферам деятельности и переход к конкурентным, рыночным механизмам ценообразования с сохранением государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий будет проводиться на основе методологий, предупреждающих включение в цены (тарифы) неоправданных затрат и чрезмерной прибыли. В электроэнергетике предусматривается введение раздельного учета затрат на производство и передачу электро- и теплоэнергии, планируется создание сети независимых производителей электроэнергии и обеспечение недискриминационного доступа к системам электроснабжения, что будет способствовать развитию реальной конкуренции в этом секторе. Продолжится формирование системы купли-продажи энергии на федеральном и региональных (зональных) рынках энергии и мощности с целью снижения тарифной нагрузки на затраты потребителей, совершенствование антимонопольного контроля энергетических рынков. Предусматривается создание условий для перехода к установлению долгосрочных тарифов на услуги по передаче электроэнергии. В газовой отрасли цены на газ будут регулироваться на основе раздельного определения стоимости добычи и услуг по его транспортировке и распределению, что позволит усовершенствовать методы государственного регулирования цен на газ. По мере создания условий для деятельности независимых производителей (поставщиков) газа и развития конкуренции в сфере его добычи, будет осуществлена либерализация цен на природный газ, предусматривающая продажу газа потребителям по договорным ценам при сохранении государственного регулирования тарифов на услуги по его транспортировке и распределению, реализации свободного доступа независимых производителей газа к газотранспортным сетям.
00:04 13.11
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |