Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейСудебный департамент обеспечивает независимость...

Судебный департамент обеспечивает независимость суда.

Ни для кого не секрет, что сегодня функционирование судебной системы в значительной мере зависит от правильной организации обеспечения деятельности судов.

В первую очередь судов общей юрисдикции, рассматривающих свыше 95 процентов материалов. Это является одним из важнейших элементов судебной реформы, поскольку напрямую связано с обеспечением независимости судей.

Ранее в СССР были опробованы различные модели организационного и материального обеспечения правосудия. Эти функции выполняли то органы юстиции, то непосредственно высшие судебные инстанции. И тот и другой порядок подвергались справедливой критике со стороны судейского сообщества, и проверка временем показала их несостоятельность. Так, совмещение у вышестоящего суда надзорных полномочий с управленческими и организационными функциями нередко приводило к отрицательным последствиям. В частности, нижестоящие суды оказывались не только в процессуальном, но и в административном подчинении вышестоящих судебных структур, что делало провозглашенную Конституцией независимость судей весьма условной. В свою очередь вышестоящие суды несли прямую ответственность за состояние дел в нижестоящих районных и городских судах, особенно за законность и обоснованность принимаемых в них решений. Отрицательно повлияла на объективность и обоснованность судебных постановлений передача функций управления судами органам юстиции. Поскольку на Министерство юстиции и его подразделения в субъектах Российской Федерации было возложено организационное руководство судами, исполнительная власть получила прямые рычаги воздействия на судей, сводя на нет принцип независимости судебной власти.

Попытка укрепить независимость судей путем упразднения контрольных функций со стороны Министерства юстиции и возложения на его органы только решения задач ресурсного обеспечения судов привела к ослаблению контроля за организацией работы судов общей юрисдикции.

Это в сочетании с острой нехваткой финансовых средств вызвало ухудшение общего состояния дел в подавляющем большинстве районных (городских) судов.

Анализ возможных путей улучшения организации работы судов общей юрисдикции в период обсуждения, принятия и начала реализации судебной реформы в России привел к идее создания в рамках действующей судебной системы автономного органа управления, который, с одной стороны, обеспечивал бы материально-техническое снабжение судов, а с другой - непосредственно занимался организацией их работы, включая обеспечение процесса правосудия. С принятием Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации" завершилась многолетняя дискуссия о том, кто должен организационно обеспечивать деятельность судов - орган исполнительной или судебной власти.

Место Судебного департамента в судебной системе Российской Федерации, его функции и полномочия определены в двух правовых источниках, а именно: в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и в Федеральном законе "О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации". Кстати, Закон "О судебной системе Российской Федерации" еще в 1996 году предусмотрел образование Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации как составной части судебной системы России. Но потребовалось еще два года, чтобы был принят Закон "О Судебном департаменте", и еще практически год, чтобы Судебный департамент начал функционировать как в центральном аппарате, так и в субъектах Федерации.

В Рязанской области процесс организации управления Судебного департамента завершился к концу 1998 года.

Аппарат сравнительно небольшой - 25 человек, но объем работы значительный, так как в области 31 районный (городской) суд, штатная численность судей - 118 человек, численность работников аппарата судов - 210 человек.

Основной функцией управления Судебного департамента является прежде всего организация деятельности судов.

Она включает в себя обеспечение эффективного делопроизводства в судах; работу по повышению квалификации судейского корпуса, обучение и переподготовку служащих судов, финансирование и материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции, компьютеризацию судов, ведение судебной статистики. Это означает, что в целом сфера деятельности судей по принятию дел к производству, их рассмотрению и вынесению судебных решений согласно закону не может и не должна быть предметом вмешательства со стороны работников Судебного департамента.

Судебная власть является единственной государственной структурой, в целях обеспечения независимости которой непосредственно Конституцией России установлено, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. В целях осуществления контроля за целевым использованием судами денежных средств в структуре управления создана контрольно-ревизионная служба и разработан пакет нормативных документов, регламентирующих вопросы расходования выделяемых средств. Управление призвано заниматься также реализацией предусмотренных для судей и работников аппарата судов социальных гарантий, развивать систему оздоровительных учреждений для них, решать вопросы обеспечения судей жильем и средствами связи.

Действующее законодательство наделило Судебный департамент полномочиями по материальному, техническому и организационному обеспечению судебной деятельности и создало предпосылки для предупреждения попыток оказать воздействие на судей, используя финансовые и организационные рычаги.

Учитывая, что деятельность судов обеспечивается целым рядом направлений работы управления Судебного департамента, нельзя обойти вниманием материальное обеспечение работы судов, создание технической базы для надлежащего рассмотрения дел. Поэтому управлением Судебного департамента проведена серьезная работа по оформлению приема на баланс движимого и недвижимого имущества, необходимого для размещения и обеспечения нормального функционирования судов в области.

Сегодня как никогда важным направлением нашей деятельности является работа с кадрами, предполагающая, в частности, участие в формировании корпуса судей, в комплектовании штата служащих судов, их подборе, профессиональном обучении и переподготовке. Если с 1990 года количество судей районных (городских) судов Рязанской области увеличилось примерно на 50 процентов, то нагрузка на судей только за последние 8 лет возросла в несколько раз. В связи с этим большие надежды по ее снижению мы связываем с введением в области института мировых судей. Весь комплекс мер по кадровому обеспечению, предпринимаемых управлением Судебного департамента, уже в этом году дал первые положительные результаты.

Напомню, что Судебный департамент и входящие в его систему органы, не являясь составной частью Верховного суда Российской Федерации и нижестоящих судов общей юрисдикции, не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. В этой связи актуальным и небезынтересным является вопрос о взаимоотношениях управления Судебного департамента с аппаратами судов области.

Поскольку судебная власть самостоятельна и независима от исполнительной и законодательной властей, для обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по осуществлению правосудия законом предусмотрен аппарат суда. Вместе с тем, обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется не только аппаратом соответствующего суда, но и структурными подразделениями управления Судебного департамента. Поэтому в числе первоочередных на текущий год управлением предпринимаются необходимые меры по введению должностей администраторов судов.

Нельзя не признать, что большое значение имеет организация четкой работы с поступающими в суды заявлениями, жалобами и другими документами, своевременное направление на исполнение вступивших в силу приговоров и решений суда, оформление в установленные сроки рассмотренных дел и материалов, а также система контроля за исполнительской дисциплиной работников аппаратов суда. В 1999 году в управление поступило 150 жалоб и заявлений граждан, но отсутствие у нас конкретных полномочий не позволяет принять по ним необходимые меры. Это связано с тем, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных им дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, в том числе и управлению Судебного департамента, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. А закон относит рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан к компетенции председателя соответствующего районного (городского) суда. Свои же функции управление Судебного департамента в Рязанской области выполняет в четком соответствии с нормами закона.

Анатолий Павлухин.

  00:04 27.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU