Архив новостей → Шариат приходит ночью, вооруженный до зубов.
Шариат приходит ночью, вооруженный до зубов.
Наш специальный корреспондент Бахтияр Ахмедханов передает из Дагестана.
ЕЩЕ СОВСЕМ недавно Ботлих в шутку называли "горным Парижем" - из-за веселого и беспечного нрава местных жителей. Сегодня все по-другому, сегодня здесь война.
На небольшом горном плато стоят два боевых вертолета и несколько военных грузовиков, у которых курят солдаты. Их немного. С каждой из четырех сторон выставлены боевые посты - по пять-шесть человек, вооруженных автоматами и пулеметом. Позади - Ботлих, впереди - захваченное боевиками село Рахата. Ощущение незащищенности полное: плато окружено высокими лесистыми горами, откуда в любую минуту может быть открыт огонь. Причем не только из стрелкового оружия, по разведданным у боевиков имеются две установки "Град", но где они находятся в данный момент - в Чечне или уже в Дагестане, неизвестно. Пока, впрочем, не стреляют.
- И слава Богу, - говорит один из офицеров. - Если начнут - нам труба. Батальона как такового здесь пока нет, большая часть людей и тяжелая техника пока на марше. - Десантник показал на утопающие в зелени крыши домов. - Вон там, на окраине, они и окопались. Огневые точки метрах в ста друг от друга, на каждой по трое: снайпер, пулеметчик и гранатометчик - грамотные, сволочи".
Этот разговор состоялся в субботу. В тот день на рассвете здесь началась война. Около шести утра женщина из села Ансалта вышла подоить корову и увидела в своем дворе людей в камуфляже. Кинулась звонить в контору - загнали обратно в дом. Три села - Ансалта, Рахата и Ашино - были захвачены без единого выстрела. Сотрудников РОВД просто разоружили и отпустили по домам. Вот что рассказал один из местных милиционеров:
- В Рахату вошли более трехсот человек, для боя силы были слишком неравны. Я оделся по-колхозному, в спортивный костюм и кепку, и выбрался из села. Среди боевиков я узнал Шамиля Басаева, он нес кинокамеру, с ним было еще несколько арабов. Были и женщины - тоже в камуфляже и с автоматами. Боевики сказали сельчанам, что отныне у нас шариатский порядок. Вреда не причиним, мы здесь, потому что сюда пришли русские солдаты, - так они сказали.
Ближе к полудню субботы захваченные села стали покидать, все направлялись в Ботлих. Вскоре в райцентре собрались практически все жители и других окрестных сел. Во второй половине дня вертолеты начали наносить удары по окрестностям Рахаты и Ансалты. Со слов военных, били бестолково, без особого вреда для боевиков. Вечером наконец подтянулись основные силы десантников и солдаты 102-й особой бригады. Всю ночь окрестные горы освещались ракетами. Ждали Басаева, который обещал до утра взять Ботлих.
С утра в воскресенье между боевиками и милиционерами время от времени вспыхивали короткие перестрелки. Тогда же мина накрыла огневую точку - четверо милиционеров погибли на месте, пятый вскоре умер в больнице, 14 человек ранено. Разговоры об ударе российского штурмовика ничем не подтверждены, по крайней мере находившиеся поблизости люди уверяли, что удара с воздуха не было.
Целый день вертолеты утюжили окраины сел, несколько раз возникали слухи, что боевики пошли в атаку - и все оставалось по-прежнему. В Ботлихе очень много беженцев, в основном женщин и детей, которые во что бы то ни стало стремятся уехать в безопасные места. Легковая машина до Махачкалы стоит уже 800 рублей - деньги для этих мест совершенно немыслимые. Навстречу беженцам по серпантину медленно - не быстрее 10 километров в час - ползет военная техника. Ибеженцы, и солдаты выглядят одинаково напуганными и растерянными.
- Зачем сюда везут этих мальчиков, - говорит женщина с красными от слез глазами. - Они же впервые в горах, они же пушечное мясо" Что у нас за власть, уже полгода боевики свободно приходили в села и агитировали, все об этом знали, и никто ничего не делал" Мы не нужны никому, бросили дома, скотину, сады, бандиты нас ограбили, деньги отняли и украшения.
Эта женщина отправляла в Махачкалу детей. Сама она решила остаться, чтобы быть рядом с мужем.
В понедельник картина в западной части горного Дагестана выглядела так. В Цумадинском районе исламистами контролируются села Гакко, Сильди, Эчеда, а также хутора Хвайни и Хвайни-Коло. За исключением Эчеды это крошечные населенные пункты, именно здесь ваххабиты имели неплохие позиции среди местного населения. Тем не менее практически все жители Эчеды - а это более 500 человек - покинули село, заявив, что они согласны, если военные сотрут его с лица земли - лишь бы при этом уничтожили боевиков. Примерно в том же духе высказываются и жители Ботлихского района.
Исламистами в Цумадинском районе командуют Амир Багаутдин, который родом из этих мест, и специалист по партизанской войне пакистанец Абу-Джафар, в Ботлихском - Шамиль Басаев и саудит Хаттаб.
По уточненным данным в Дагестан из Чечни перешло порядка полутора тысяч человек - это практически все боевики, базировавшиеся в Урус-Мартане. По свидетельству очевидцев, отряды исламистов представляют собой настоящий интернационал - помимо чеченцев и дагестанцев в их составе арабы, прибалтийцы, албанцы, русские, украинцы, узбеки, таджики и даже негры. По оперативной информации, войну финансирует международный террорист Бен-Ладен. Называется и сумма, уплаченная за установление шариата в Дагестане, - 25 миллионов долларов.
Площадь в Махачкале оцеплена вооруженными омоновцами, стоит даже БМП, два дня сюда не пропускали даже пешеходов. Милиционер из оцепления долго не хотел говорить, но, увидев журналистское удостоверение, произнес целую речь, щедро пересыпанную нецензурными оборотами:
"Лично я этих крыс защищать не буду. Обворовали народ, на деньги, что Москва присылает, строят дворцы. Здесь и за границей".
Примерно в таком же духе высказываются о местной, а заодно и центральной власти и остальные респонденты. В Дагестане лишь в понедельник приступили к созданию отрядов самообороны - Госсовет и правительство никак не могли решить, насколько раздача оружия соответствует российскому законодательству. И только всегда осторожный председатель Народного Собрания Муху Алиев позволил себе в понедельник неслыханную дерзость, сказав примерно следующее: "Если нет подходящих законов, то плевать на такое законодательство, идет война и нам надо защищаться". Вообще же власть на последнем заседании Госсовета имела весьма бледный вид. Впечатление такое, что собравшиеся умышленно вязли в пустых и, в сущности, ненужных формулировках.
Тем не менее военкоматы по всей республике, пусть и с опозданием, но приступили к созданию отрядов ополченцев. Добровольцев очень много, но предпочтение отдается прошедшим "горячие точки". Параллельно возникают стихийные штабы самообороны, сюда приходят представители всех народностей Дагестана, предлагают людей и оружие. Взаимные претензии и обиды сейчас забыты, все происходящее однозначно воспринимается как агрессия против общего дома.
- Допереговаривались, - сквозь зубы цедит руководитель отряда, прибывшего из Махачкалы. - Довели до войны, чтобы "бабки" списать, а может, войну и из Москвы заказали, так некоторые ребята говорят. Ладно, разберемся здесь - и в Махачкалу, резать бородатых...
Если бы не длинная борода и застегнутый наглухо воротник рубахи моего другого собеседника, его можно было бы запросто принять за студента-отличника или даже молодого ученого. Казбек - один из первых членов махачкалинского джамаата (общины ваххабитов), радикал, два года проживший в Чечне, в Урус-Мартане.
- Все, что я скажу, - это лишь мое частное мнение, в данный момент я представляю только самого себя, - так начался наш разговор в обычной хрущевской пятиэтажке в самом центре дагестанской столицы. - Нас 800 человек, а в 1994 году было всего четверо. Мы сможем захватить город, если поступит приказ. От кого поступит - в данном случае не принципиально.
- Правда ли, что войну финансирует Бен-Ладен?
- Не знаю. Бен-Ладен - благороднейший человек. Рыцарь ислама, пожертвовавший на джихад все свое состояние.
- Говорят, у вас был план вторжения в Дагестан. Вы уложились в сроки?
- Мы начали раньше из-за того, что русские солдаты убили шестерых наших братьев и вошли в горные села.
- Люди в Дагестане не хотят жить в исламском государстве и готовы воевать с вами. Вас это не смущает?
- Если дагестанцы выступят на стороне неверных, мы будем воевать с ними. Ничего страшного.
- А почему бы не построить шариатское государство для начала в Чечне? Так сказать, для примера?
- К сожалению, это оказалось невозможным.
- Из-за Масхадова?
- Отчасти.
- А если власть предоставит вам телеканал и разрешит открыто проповедовать свои взгляды?
- Думаю, тогда отряды будут отозваны и джихад в его нынешней форме приостановлен. Сейчас вы наблюдаете самое начало. После Дагестана наступит очередь Осетии, где притесняют наших братьев.
- С чего вы начнете, когда возьмете власть?
- С просвещения и очищения народа от скверны и разврата, навязанного неверными...
В ночь на понедельник кто-то вывесил над мечетью в Ботлихе черный флаг - в знак того, что село захвачено. Такие же флаги висят в Ансалте и Рахате. Флаг наутро сорвали, а один из местных парней сказал, что молодежь скоро найдет того, кто это сделал, - тогда ни ему, ни его роду здесь больше не жить. Он же рассказал, что сельчане уже начали выявлять других предателей, скорее всего их судьба будет весьма печальной.
Ботлихцы уверены, что боевики к ним не сунутся: помимо солдат и милиционеров здесь находится отряд, присланный аварским народным фронтом имени имама Шамиля, - 150 человек, вооруженных "красавчиками" - так здесь называют ручные пулеметы РПК.
Всю вторую половину понедельника по боевикам работали МИГи и СУшки. Над горами стоял страшный рев, казалось, что обрушилось небо. На этот раз удары достигли цели. По уверениям местных жителей, только утром в понедельник было уничтожено более 40 боевиков. Люди рассказали, что пришельцы хоронят их прямо в одежде, не устанавливая на могилах ни плит, ни камней - по обычаю ваххабитов.
Махачкала поразила роскошными летними ресторанами и обилием красивых девушек в мини-юбках. Трудно поверить, что где-то рядом военкоматы начали мобилизацию, а в аэропорту то и дело садятся транспорты с войсками и техникой.
Когда этот репортаж был уже готов к отправке, поступила информация, что дагестанские милиционеры начали занимать в районе Ботлиха господствующие высоты. Один из офицеров обмолвился, что, по слухам, против боевиков планируется применить "серьезное оружие". Одновременно оперативники, со ссылкой на агентурные данные, сообщили, что между дагестанцем Багаутдином и чеченцами возникли трения. Суть их якобы в том, что боевики очень рассчитывали на понимание со стороны местного населения. Но вместо теплого приема столкнулись с полным неприятием. Люди в Дагестане действительно не любят власть. Но чужаков с оружием не любят еще больше. Ботлих - Махачкала.
БАХТИЯР АХМЕДХАНОВ.
00:04 12.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |