Архив новостей → КУЛЬТ БЕЗ ОХРАНЫ.
КУЛЬТ БЕЗ ОХРАНЫ.
Аида Могилевская, Алексей Скорбин.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Именно по такому принципу, сформулированному еще в 20-е годы прошлого столетия легендарным Остапом Бендером, строятся сегодня взаимоотношения государства и церкви в области сохранения церковного имущества. Церковь независима от государства и полностью автономна. Основным источником пополнения церковной казны, как и столетие назад, остаются добровольные пожертвования верующих. Именно на эти средства восстанавливаются храмы по всей территории России. Тем не менее этих денег не хватает на то, чтобы оборудовать каждый приход стандартной "тревожной кнопкой" и защитить храм от святотатства. Государство же предпочитает не вмешиваться в дела церковные. По данным Управления вневедомственной охраны при ГУВД Москвы, даже в относительно благополучной столице охраняются всего 49 церквей, и это при том, что их общее количество доходит до полутысячи. А потому храмы все чаще становятся объектами преступного посягательства.
За прошедший год в Москве было зарегистрировано 200 случаев, когда предметами преступного посягательства являлись церковная утварь и иконы. В их числе кражи, грабежи и разбойные нападения. Семь преступлений квалифицированы по ст. 164 УК РФ - хищение предметов, имеющих особую ценность. Эта статья в виде поправки была внесена в Уголовный кодекс совсем недавно. Ее появление было обусловлено в первую очередь тем, что до последнего времени сроки лишения свободы за подобные преступления были просто мизерными. С введением новой статьи уголовное наказание резко ужесточается. Теперь санкция за подобное преступление предусматривает лишение свободы до пятнадцати лет. Законодатели рассчитывают, что суровое наказание заставит потенциальных преступников задуматься, прежде чем пойти на "богомерзкое дело".
В то же время, по мнению сотрудников милиции, приблизительно половина преступлений не регистрируется вообще, настоятели просто не обращаются в органы правопорядка, считая случившееся исключительно внутренним делом. Отчасти это действительно так. Как показывает практика, приблизительно в половине случаев к кражам в храмах причастны люди, имеющие туда свободный доступ, то есть так или иначе связанные со служением: сторожа, активные прихожане и так далее.
11 января из прихода церкви Серафима Саровского в Санкт-Петербурге были похищены иконы и церковная утварь. Уже через два дня сыщиками был задержан 25- летний игумен этого прихода, во время обыска на квартире которого были изъяты все похищенные ценности и предметы культа.
В Курской области неизвестные преступники проникли в храм через окно и похитили 9 икон XVII-XIX веков, два серебряных креста, серебряную чашу и церковные книги. Среди похищенных икон числится и чудотворная Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. Храм не охранялся. Как стало ясно со слов настоятеля, никто не ожидал, что преступники наберутся наглости обокрасть церковь, расположенную между зданиями РОВД и ГИБДД. Злоумышленники по сей день не найдены.
В конце прошлого года из екатеринбургского Храма на Крови, построенного на месте расстрела царской семьи, преступниками была похищена икона "Троеручица", фамильная реликвия последнего российского императора Николая II. Похищенная святыня оценивается экспертами в $200 тысяч. Икона была найдена в Ипатьевском доме сразу после гибели императорской семьи. "Троеручица" была передана в храм в июле 2003 года супругой племянника императора Ольгой Куликовской-Романовой по завещанию мужа. До сих пор следствие не располагает информацией о местонахождении уникального предмета культа.
Без защиты.
Количество преступлений, совершенных в отношении храмов и священнослужителей, за последние несколько лет возросло на порядок. Объяснение предельно простое: сегодня обычный ночной ларек ограбить проблематичнее, чем обогатиться за счет, скажем, церковных пожертвований. Любопытно, что в стране, где 80% населения крещены в православии, божьи храмы представляют собой лакомый кусочек для ворья наравне с различными коммерческими структурами, которые, кстати, в отличие от богоугодных заведений охраняются и денно и нощно. Узнав, что охрану Святейшего Патриарха всея Руси обеспечивают сразу две государственные структуры - федеральная служба охраны и вневедомственная охрана, мы обратились в службу коммуникации Московской патриархии, с тем чтобы узнать, какое участие принимает государство (и принимает ли) в охране храмов от нечистых на руку мирян, и имели честь пообщаться с заведующим этой службой Виктором Николаевичем Малухиным.
- Виктор Николаевич, ни для кого не секрет, что святейшего патриарха охраняют сотрудники ФСО России. Чья это была инициатива? Она исходила со стороны государства?
- Да, разумеется. Святейший Патриарх входит в список государственных деятелей, которые обеспечиваются охраной по статусу. Настоятелю Русской церкви принадлежит место в государственной иерархии. В силу этого, что называется - по должности, он и получает вот такую охрану. Без каких-либо ходатайств с его стороны, по государственной необходимости, так сказать, в целях обеспечения безопасности одного из первых лиц государства. Как говорится, государство предложило - церковь приняла.
- Имеются ли в самой церкви подразделения службы безопасности?
- В каждом отдельном случае проблемы охраны решаются настоятелем храма или монастыря по собственному усмотрению. Для того чтобы узнать, как осуществляется охрана или безопасность в каждом отдельном случае, вам нужно обращаться в этот храм или монастырь.
- Ваше мнение, существует ли необходимость создания в церкви службы безопасности?
- Я не настоятель храма, у меня такой проблемы нет, поэтому моего мнения можно не спрашивать.
- Когда-нибудь поднимался вопрос о создании специализированной охраны церкви?
- Мне не приходилось слышать о том, чтобы кто-то поднимал этот вопрос.
- Существуют ли общие данные о количестве преступлений против церкви, посягательств на ее имущество по России?
- Боюсь, что таких данных нет.
- Осуществляет ли церковь контроль над расследованием преступлений, совершенных в отношении священнослужителей и храмов?
- Церковь не имеет прерогатив по осуществлению надзора над органами исполнительной власти. Тем не менее церковь, несомненно, интересуется ходом расследования подобных преступлений.
Каждый сам за себя, один Бог за всех.
Поскольку в службе коммуникации мы не получили вразумительного ответа на вопрос, что же все-таки предпринимают церковь и государство, чтобы защитить православные святыни, церковную утварь или пожертвования прихожан, мы решили продолжить изыскания непосредственно "на земле". Точнее, мы расспросили о существующем положении секретаря Екатеринодарской епархии отца Евгения. Краснодарский край как объект для исследования был выбран неслучайно. Именно здесь три месяца назад было совершено зверское убийство двух насельниц. На хуторе Новоселовка Усть-Лабинского района у храма Свято-Успенского женского монастыря пьяный бомж с целью сокрытия кражи задушил 70-летних старушек.
- Отец Евгений, нужна ли охрана церкви?
- Конечно, нужна! Но за охрану надо платить, а у церкви таких денег нет. И как охранять? На одного сторожа денег найдут, и все... А в наше жуткое время тем более надо охранять храмы: святости-то совсем нет.
- Предлагают ли свою помощь в охране церквей местные органы власти?
- Да, но им платить надо... Все упирается в деньги. Правда, сейчас по праздникам милиция стала внимательнее к церкви относиться. Когда большие праздники, скопление народа, звонят в колокола, всегда присутствуют. Если не в погонах, то в штатском обязательно.
- А в повседневной жизни?
- Да нет, охраны как таковой нет... Некоторые храмы, что побогаче, договариваются, да и то это какие-то разовые мероприятия. Городские храмы заключают договоры с вневедомственной охраной, а храмы на отшибе защищает только амбарный замок.
- Епархия сама не в силах создать свою службу безопасности?
- Нет. Это очень сложно. Главная проблема - где и каких людей брать в охрану. В нашем крае, например, осуществляет охрану церкви казачество, да и то не везде.
- Часто ли происходят хищения из храмов?
- Последнее время не очень. Это как волна: то все спокойно, то подряд несколько происшествий.
- А кто обычно крадет? И насколько защищены иконы и пожертвования от преступников?
- Конечно, обворовывают пришлые. И хотя почти в каждой церкви имеются сторожа, надеяться приходится только на Бога...
P.S. За воровство из церквей по светским законам полагается несколько лет тюрьмы, по Законам Божьим, как говорят прихожане, - проклятие на веки вечные. Тем не менее преступников это не останавливает. Национальные реликвии России вывозятся за рубеж и оседают в частных коллекциях заморских миллионеров. Потом при содействии Министерства иностранных дел, правоохранительных органов, деятелей культуры, посольств и служб безопасности разных стран украденные святыни в торжественной обстановке передаются Русской православной церкви. Верующие ликуют и возносят Господу хвалебные молитвы, намоленные реликвии возвращаются в обворованные ранее храмы и, на радость прихожанам, занимают прежние места. Между тем праздничных церемоний по поводу возвращения православных святынь на родину, равно как и проблем, связанных с их похищением, незаконным вывозом и установлением мест нахождения ворованных икон за границей, могло бы не быть, если бы в храмах должным образом была организована служба безопасности. Однако, как это ни прискорбно, до сих пор в большинстве случаев охрану церквей осуществляет лишь старый ржавый амбарный замок, который фактически является единственной преградой на пути преступников.
00:04 23.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |