Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейВ.

В.

Путался.

Марина Волкова.

ТРИ ГОДА назад, победив на президентских выборах в первом туре и таким образом "поселившись" в Кремле на законных основаниях, Владимир Путин фактически начал свой срок с довольно странной фразы. Даже в его ближайшем окружении слова о "наемном менеджере" огромной корпорации "Россия", которого назначает народ, вызывали легкое недоумение. Особенно на фоне растущего и после выборов рейтинга, реагирующего на абсолютно любое путинское движение как на повод любить Президента еще сильнее. Рациональные взаимоотношения страны и ее руководителя, которые, собственно, и предлагал выстроить Путин, говоря о России как о большом акционерном обществе, казались чем-то из области кремлевских мечтаний.

Ручное управление.

На самом деле все то, что делал Путин на протяжении трех лет своего президентства, четко укладывается в поставленную им самим задачу - превратить Россию из страны "ручного управления" в отлаженную машину, функционирующую вне зависимости от воли одного человека. Практически все реформаторские начинания главы государства были связаны именно с выстраиванием подобной схемы. И формирование нового состава Совета Федерации с существенным урезанием губернаторских полномочий, и последующая попытка децентрализации власти путем проведения реформы местного самоуправления, которой предшествовало "выравнивание" законодательств центра и регионов. И судебная реформа. И референдум в Чечне. И серия экономических преобразований - от налоговых и таможенных до реформы естественных монополий. И попытки создать хотя бы "очаги" гражданского общества в России через партийную систему или же институт правозащитных организаций.

Проявлялось это и "стилистически". Ежегодное послание главы государства Федеральному Собранию с каждым разом становилось все более детализированным, похожим на схему работы. Но желание четкости, рациональности и разумного распределения полномочий внутри страны сказывалось не только раз в год, по большому празднику. В обыденной жизни Президент предпочитал выступать публично только в случае крайней необходимости, зачастую сознательно не реагируя на те или иные вопросы и делегируя ответы на них "профильным" подчиненным.

Сначала это вызывало сильное недовольство, неизменно заканчивающееся вопросом "возмущенной общественности": "Почему молчит Президент?" Но потом страна потихоньку стала привыкать к тому, что Путин, хоть и глава государства, вовсе не обязан вникать в каждую деталь каждого процесса, происходящего в государстве. В конце концов у него есть подчиненные, как в любой нормальной корпорации. Но, пожалуй, это чуть ли не единственное право - не высказываться, когда нет желания - которое отвоевал себе у страны Президент. Да и то, судя по вопросам, адресуемым Путину во время традиционного общения под Новый год с народом, интересующимся, когда ему проведут водопровод, и это право Президента далеко не бесспорно. Нет, с демонстрацией желания стать цивилизованными и строить взаимоотношения власти и народа на рациональной основе - с разграничением "предметов ведения" - все в порядке. Но на практике это больше похоже на почти механическое выполнение президентских правил игры, и не более того. Особенно когда речь идет об участии рядовых граждан в этом процессе. Взять хотя бы региональные выборы - явка избирателей в большинстве случаев чуть бьет нижнюю границу, при которой выборы можно считать состоявшимися. Или то же партийное строительство. Стабильны только коммунисты, - благодаря специфике электората, и "Единая Россия", во многом выезжающая на имени того же Путина. Остальные либо находятся в пределах статистической погрешности без особых шансов изменить ситуацию - как Партия жизни или "Либеральная Россия", либо, как СПС и "Яблоко", бьются за заветные пять "думских" процентов, приобретенные когда-то давно и слегка подрастраченные. С шумом провели Гражданский форум, правозащитников на него пригласили, но дальше выяснения, кто будет заправлять процессом формирования гражданского общества, дело не пошло. Народ ни одной из идей не проникся. Хотя, казалось бы, все исходные налицо: лидер, команда, вполне благородные цели, но с властью граждане сотрудничают неохотно. Опять возникает парадокс: на рейтинге Путина подобные "мелочи" никак не сказываются, граждане продолжают симпатизировать ему иррационально. В отличие от западных друзей Президента, чьи "любови" опираются исключительно на прагматику, что просто и понятно Путину. Отсюда и успехи Президента на сугубо рациональном международном поле.

Человек с командой.

С российскими институтами власти ситуация хоть и несколько проще, чем с вверенным Путину народом, но тоже неоднозначна. Пожалуй, лишь администрация президента понимает своего шефа с полуслова, опровергая тезис о том, что Путин - одиночка, человек без команды. Теперь уже можно утверждать, что за три года все те люди, от которых Путину настоятельно советовали избавиться, по праву могут считаться частью, и далеко не последней, его команды. Основные идеи проводимых Путиным реформ разрабатываются именно в Кремле - от организации чеченского референдума до той же реформы местного самоуправления.

Правительство же в этом смысле балансирует на грани. К примеру, дал Президент установку на проведение налоговой реформы и снижение налогов. Результат - публичная перепалка. Рационально в этой стране не очень-то получается. Что лучше всего доказывает пример Государственной Думы. Количество усилий, затрачиваемых на "приведение ее в чувство", несопоставимо с тем выходом, который дает нижняя палата парламента. Даже резолюцию по Ираку (не говоря уже о первостепенных законах из российской жизни) Дума не смогла принять в день, когда США начали войну. В предвыборный же год ждать от нее подвигов на благо Отечества и вовсе становится бессмысленно, на первое место у депутатов выходит собственный пиар. Хотя, конечно, и на нижнюю палату можно найти управу. В отношении нее лучше всего работают те самые, нелюбимые Путиным иррациональные, но очень русские законы общения: кулак, который все-таки приходится держать Путину в кармане, иногда можно и достать. И, что самое главное, действует.

Год без выборов.

Хоть следующий год не только для Думы, но и для самого главы государства предвыборный, по факту он для Путина таковым не является. Если в 2000 году стояла четкая задача - раскрутить никому неизвестного Путина до такой степени, чтобы он смог победить, сейчас такой проблемы не существует в принципе. Он побеждает без всяких штабов, встреч с избирателями и прочей предвыборной атрибутики. Достаточно лишь обычной работы в Кремле. Если, конечно, в России не случится чего-то такого, от Президента не зависящего, что срочно потребует исправления, в том числе и популистскими или просто эффектными мерами: публичными выволочками, отставками, кадровыми перестановками, а также полетами на истребителе или водными "процедурами" на подводных лодках.

Предвыборная кампания Путина нужна не ему самому, а его окружению, чтобы доказать свою незаменимость, внеся посильный вклад в его рейтинг. И на самом деле президентская кампания будущего победителя уже идет полным ходом. Не по воле Путина и практически без его участия. У каждого ее сподвижника - свое представление о прекрасном. И исключать вероятности того, что ближе к выборам правая рука не будет знать, что делает левая, нельзя. Многое будет зависеть от того, кому доверит Путин возглавить свой предвыборный штаб. А это опять-таки то, с чего Путин и начинал: ручное управление.

Проект "Путин", или "Другая страна".

На самом деле почти все затеянные Путиным реформы дадут первые результаты начиная с 2004-2005 гг.: и административная, и налоговая, и реформы естественных монополий. У Владимира Путина есть еще пять лет для того, чтобы приучить Россию жить по "менеджерским" законам и постепенно сводить сходство слов "страна" и "странная" к сугубо фонетическому. Но этого времени по объективным причинам недостаточно, чтобы некогда задуманный проект "Путин" окончательно переродился в проект "Другая страна". И как бы этого ни хотелось самому "наемному менеджеру корпорации Россия" и его окружению, зависимость России от того, кто придет на смену Владимиру Путину, по-прежнему остается крайне высокой. Видимо, одна из главных задач Президента на ближайшие несколько лет - минимизировать эту зависимость, насколько позволят обстоятельства и успех или его отсутствие в проведении реформ. Поиски преемника, которыми с большей или меньшей интенсивностью, но при путинской-то обстоятельности начнут заниматься довольно скоро, - занятие, конечно, увлекательное (особенно для прессы). Одно бесспорно - на смену Владимиру Путину придет "еще больший менеджер", опирающийся на новые социальные структуры. Если они, конечно, появятся в ближайшие пять лет.

В общем, В. Путался.

  00:04 26.03  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU