Архив новостей → КЛЕЙМО УГОЛОВНИКА.
КЛЕЙМО УГОЛОВНИКА.
32-летний рабочий завода "Станкомаш" Анатолий Чиянов был обвинен в тяжком преступлении и приговорен к четырем с половиной годам в исправительно-трудовой колонии. Это случилось ровно 27 лет назад. С тех пор он доказывает миру, что сидел за преступление, которого не совершал.
"В ж... раз или пику в глаз?" - спросили его в камере.
Вчерашний токарь завода "Станкомаш" Анатолий Чиянов, ослепший на один глаз после производственной травмы, не растерялся: "Вот в этот глаз давай, он все равно не видит".
Тупым ударом по лицу он был посвящен в зеки.
В первые же дни на зоне он отказался от работы - в знак протеста против неправильного приговора. Через пару дней этой несанкционированной забастовки протестующего перевели в ШИЗО (штрафной изолятор). На пять суток. Хлеб с водой, вода с хлебом. Сидеть нельзя, нары откидываются только ночью. Он ходил из угла в угол, готовя себя к тому, что больше не увидит ни жену, ни сына, ни воли.
"Если смирюсь, если выйду на работу - значит, соглашусь, что я преступник", - говорил он себе.
Там, в ШИЗО, сосед из опытных уголовников ему и посоветовал: сгноят тебя здесь, ты обжалуй приговор - может, и отменят.
И тогда Анатолий Григорьевич взял у начальника колонии Уголовный кодекс СССР. Он его читал и переписывал. Уголовный, уголовно-процессуальный; подписался на журналы "Советская юстиция", "Человек и закон"... Купил в ларьке общие тетрадки и аккуратным почерком заполнял одну за другой:
преступления, наказания, статьи, пункты, примечания, правила ведения следствия, протокола допроса, основания для отмены приговора...
В точных, выскобленных юридических формулировках он находил утешение: его осудили незаконно! Его должны отпустить и признать невиновным. Это ведь так ясно.
...Страницы этих кодексов были изрядно замусолены.
Ровно 27 лет назад, вот таким же сентябрьским днем, молодой Анатолий Чиянов пришел с работы домой. Он получил зарплату и купил бутылочку вина, чтобы распить душевно с приятелем. Жизнь его складывалась на тот момент спокойно и ровно: была жена, двухлетний сын, хороший завод, комната в коммуналке, милиция, которая бережет, счастливая страна Советский Союз...
Чиянов пил редко и алкоголиков не любил. Не любил он и своего соседа по коммуналке - хронического и безнадежного пьяницу Глебова. Напивался сосед ежедневно и буйно. Говорят, употреблял даже зеленку. В тот день он был в своей обычной форме.
Случилась ссора, уже неважно, о чем и почему. Чиянов, не стерпев оскорблений, вышел на соседа с самодельным ножом (токарь как-никак). Припугнуть. Что произошло в том коммунальном коридоре? Теперь восстановить цепь событий просто нереально. Достоверно известно, что алкоголик Глебов был ранен, а Анатолий Чиянов обвинен в умышленном нанесении тяжких телесных повреждений: два удара ножом в живот.
Арестовали Чиянова ночью. Стук в окно: "Собирайся, поехали!".
Он даже спросонья не понял, что случилось, почему, за что...
"Я нанес два удара ножом в живот потерпевшему", - записала следователь в протокол предварительного допроса.
- Это неправда, - возразил Чиянов. - Я не наносил ударов.
- Да подпиши, - сказала следователь Ленинского райотдела Галина Скок. - Это же только предварительное следствие. Если не ударял ножом, то суд разберется.
Он подписал. Потому что поверил. А кто тогда, в 1974 году, не верил милиции?
Этот допрос и это бумажное признание станут на суде серьезнейшими доказательствами виновности. На очной ставке сосед признался, что помнит только один удар - непроникающий (глубиной три миллиметра), фактически царапину. А второго удара - проникающего ранения живота с повреждением печени и тонкого кишечника - он припомнить не смог. Чиянов утверждает, что сосед в потасовке сам наткнулся на нож в тесном коридоре.
- Потерпевший оказался честнее прокурора, - заключает Анатолий Григорьевич.
"Сам наткнулся на нож" - объяснение, вызывающее непроизвольную усмешку, особенно у людей, хорошо знакомых с Уголовным кодексом. "Все они так говорят", - отмахиваются юристы. Доказать этот факт, видимо, невозможно в принципе: обстоятельства ранения знают те двое, что боролись в коммунальном коридоре. Но, согласитесь, между "ударил ножом" и "случайно наткнулся" и находится вина.
- Я виновен в том, что взял нож, - рассказывает Чиянов. - Я подошел к нему с ножом. Мои действия на этом кончились. Ну не было у меня злого умысла. Ударов я не наносил. Я не преступил черту.
Постановление о предъявлении обвинения в умышленном нанесении тяжких телесных повреждений Чиянов не подписал. "Подпишешь, не подпишешь - все равно будешь в тюрьме", - объявила следователь.
На следственном эксперименте его попросили воспроизвести свои действия. Чиянов взял в руки линейку. Эксперты измерили расстояние от линейки до пола, и на этом следственный эксперимент закончился. "Это и стало доказательством моей вины", - говорит Анатолий Григорьевич.
Советской юстиции он верил спокойно и по-детски. Вплоть до суда.
Приговор - четыре с половиной года в колонии усиленного режима по ст. 108, ч. 1 УК РСФСР - оглушил. "Умышленное... опасные для жизни телесные повреждения... Но это же неправда... Это неправда...".
С того дня - 9 декабря 1974 года - и по сегодняшний Анатолий Чиянов не отошел от потрясения. Спокойный, добросовестный работяга в одночасье стал зеком.
- Меня раздели, - вспоминает он вход в зону. - Выдали черную зековскую робу, а мою одежду - пиджак, рубашку, галстук - сложили в мешок. Когда я освобождался, мне его достали. Но одежда за эти годы совсем пришла в негодность, отсырела... Так что домой я вернулся в своей зоновской робе.
Жена ждала меня.
На его жалобы прокуратуры и суды аккуратно отвечали: "Нет оснований для отмены приговора", "Наказание назначено в соответствии...", "Ваши доводы неоднократно проверялись и не нашли своего подтверждения"...
Когда Анатолий Чиянов освободился, он пришел к своему следователю.
- Зачем же вы посадили меня? - спросил он. - Ведь я не виноват.
- Я в то время вела 16 дел, - ответила ему следователь. - Возможно, не разобралась. Возможно, не полно провела расследование.
Свой приговор он переписал сто раз. Чтобы проверить, сколько это займет времени. Получалось 45 минут и ни минутой меньше. Состав суда обсуждал приговор 30 минут - Чиянов это помнил. "Значит, у них он был готов заранее", - заключил он.
Прошло без малого 30 лет. Полжизни. Вырос сын. Общие тетради с конспектами и выписками из законов выросли в стопку. Анатолий Григорьевич легко оперирует статьями и пунктами Уголовного кодекса. Он работает в торговом центре дежурным слесарем-сантехником. Возможно, это единственный непьющий слесарь-сантехник в Челябинске. Борьба с неправосудием стала делом всей его жизни. Через год ему исполнится 60.
Уголовное дело гражданина Чиянова уничтожено - истек срок хранения. Он продолжает обжаловать приговор.
- Зачем это вам сейчас, Анатолий Григорьевич?
- Как зачем? Восстановить мое честное имя. Я хочу, чтобы меня признали незаконно осужденным. Чтобы мне пришла об этом бумага от председателя областного суда. Правда, примеров, когда бы суды признавали свои ошибки, я не знаю.
- Вы хотите возмещения морального ущерба?
- Это не главное.
"Злости ни на кого я не держу, никого не осуждаю, - признавался Анатолий Григорьевич в письме в "Вечерку". - Моя цель - доказать, что не совершал я преступления и как жил до осуждения честной жизнью, так и сейчас живу честно".
Человек определенно помнит и настаивает, что у него не было УМЫСЛА ни ранить, ни убивать.
Мы созвонились с заместителем прокурора области Павлом Чеуриным:
- Жалоба будет изучена, - сказал он. - Сложно, правда, проверить сейчас все обстоятельства, дело-то уничтожено. Но тем не менее... Через месяц дадим ответ.
- Часто ли бывшие осужденные спорят с приговором?
- Тех, кто продолжает бороться уже после отбывания срока, немного. Но есть такие, кто идет до конца.
Клеймо уголовника как будто жжет его изнутри. Тюремные годы он описывает в самых общих словах, не делая акцент на злоключениях простого человека на зоне. Такое впечатление, что он там только и делал, что писал конспекты. И сейчас ночами пишет. И сейчас, 27 лет спустя, он не признает себя виновным и считает, что это дело его чести.
"Мне легче было бы совершить это преступление, отбыть наказание и жить дальше", - подытоживает наш разговор и свою судьбу Анатолий Григорьевич.
Лана ЛИТВЕР.
00:04 07.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |