Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейВсадник с головой.

Всадник с головой.

В детстве Сергей Шойгу больше всего ненавидел аккордеон,

на котором его заставляли пилить "Во саду ли, в огороде...".

ОТ монумента "Центр Азии" на набережной в Кызыле до улицы Красных партизан, где в глубине старого двора приткнулся изрядно обветшавший двухэтажный особняк на четыре квартиры, совсем близко. В одной из них, на втором этаже, меня ждет Кужугет Шойгу, отец самого, пожалуй, неординарного министра в Правительстве Российской Федерации, члена Совета безопасности, генерал-полковника, Героя России...

- Приезжай прямо сейчас, - сказал он мне по телефону десять минут назад, видимо, уже устав отказывать настырному корреспонденту. - У нас будет полчаса для беседы.

Нет, уважаемый Кужугет Сереевич, не будет у нас с вами этого получаса, вслух подумал я, глядя, как, опережая меня, поблескивая мигалками и подвывая сиренами, во двор свернул кортеж автомашин: сын приехал!

- Вам придется подождать. - С сотрудником охраны спорить не приходилось. Минут через пятнадцать он нашел меня сам:

- Вас зовут.

- Может, зайдешь? - Шойгу-старший в выцветшей майке и домашнем трико сам спустился в подъезд. - С сыном познакомлю, но уделить смогу только пять минут. Пора собираться на торжества.

По правде сказать, предложение льстило. Но пришлось отказаться. Много больше времени требовалось для разговора с автором книги "Перо черного грифа", написанной Кужугетом Шойгу и только что презентованной в Москве и в Кызыле.

Пока шли празднества, посвященные 80-летию государственности Тувинской Республики, моим собеседником стала книга. Я формулировал вопросы и находил ответы на страницах "невыдуманных рассказов старожила Тувы о своей малой родине".

- Откуда такое название: "Перо черного грифа", Кужугет Сереевич? - мысленно обращался я к автору. И он отвечал:

- Когда-то в окрестностях моей родной Бай-Тойги высоко в горах гнездились эти сильные птицы. В детстве мы любили наблюдать за ними. Птицы кружили так высоко в облаках, что их не было видно с земли. Дорогу к пиршеству им указывало воронье. Увидит гриф скопление ворон и камнем падает вниз. За первой птицей прилетали другие, которые с шумом и драками приступали к еде. После драки оставались большие перья, которые подбирала ребятня. Их вплетали в свой головной убор шаманы. Несколько таких перышек хранил в своей юрте и я. Сейчас черных грифов я не вижу: они уже давно "поселились" на страницах Красной книги. Перо дас-кара - черного грифа - это моя память.

- Где родовые корни вашей фамилии?

- Я из рода Кужугетов. Поэтому Шойгу - это мое настоящее имя, а Кужугет - родовая фамилия. Так должно было быть, но когда началась паспортизация, то людей с фамилией Кужугет было очень много, поэтому паспортисты вместо фамилии стали писать их имена. Я за это на них не в обиде.

- Кем были дед и бабушка министра?

- Мой отец Серээ Кужугет был охотником и скотоводом. Родители кочевали вместе с аалом Ананды чагырыгчи. Они были его батраками, или, как их еще называли, "эштенчи" - люди бая. Отец - мужчина среднего роста, широкоплечий, подтянутый, жилистый. Любая работа спорилась в его руках.

- А что о сыне министра думает старый Кужугет?

Ответа на этот вопрос в книге нет. Почему Шойгу-старший так подчеркнуто старательно обходит эту тему? Откладываю книгу, пора идти в гости к автору.

На этот раз Кужугет Сереевич встречает меня в костюме и при галстуке. И так же застегнут на все пуговицы наш диалог в первые полчаса. Хотя хозяин старательно демонстрирует готовность ответить на все вопросы журналиста.

- Почему почти не пишу о сыне? Я пишу о времени, которому был свидетель, о делах, участие в которых принимал лично, о людях, которых знал. Придет время писать и о сыне, но сделают это другие, кому суждено будет судить о плодах его труда.

- Вы довольны сыном?

- Еще в советское время после окончания академии Сергея рекомендовали на пост председателя правительства республики. Но в обкоме, пообсуждав два дня, решили: молод еще. Он обиделся, вернулся в Москву, а в 35 лет стал заместителем председателя Госстроя. Мы, родители и родственники, гордимся тем, что наш сын делает очень важное, полезное дело и желаем ему успехов.

- В детстве хоть что-то предвещало головокружительную карьеру сына?

- Нет, Сережа был самым обыкновенным ребенком. Учился неплохо, но и двойки случались.

- Кто в семье занимался воспитанием детей?

- Я всегда много работал, уходил рано, возвращался поздно, так что повседневные заботы дочерей и сына были в поле внимания и забот матери. Чтобы как-то восполнить этот пробел, стал брать Сережу с собой в поездки по районам республики. После того как Сережа окончил начальную школу, я стал брать его с собой и на охоту. Уезжали в горы или в степь, ставили палатку... С этого началась наша дружба, возникли доверительные отношения.

- Стремление быть лучше других - это что: генетическое самолюбие или приобретенная черта?

- Полагаю, что сформировать его помог спорт. Сергей увлекся им еще в раннем детстве. Много занимался легкой атлетикой, бегом. Кипу грамот за первые места храним с матерью до сих пор. Хорошо плавал, с Енисеем был на "ты". Зимой приходил черед хоккея. Играл и со сверстниками, и старшие охотно брали его в команду. В институте в Красноярске начал было заниматься прыжками с трамплина на лыжах. Я говорю: "Бросай ты это занятие, сынок". Послушался, бросил.

После пятого класса стал я каждое лето отправлять его с археологическими экспедициями. Возвращался окрепший, закаленный. Весной снова начинал проситься в поле. Учась в политехническом институте, ежегодно уезжал со стройотрядами. Отсюда и привычка к труду.

- Книги, музыка, кино, животные дома - из чего еще складывался круг увлечений?

- К книгам он относился уважительно, но заядлым книгочеем не был. Это сейчас у него очень хорошая библиотека. Двор, друзья, спорт - вот его стихия в те годы. Помню, решили мы с матерью учить Сергея музыке. Определили в музыкальную школу, купили аккордеон. Он с тоской садился за урок, пилил: "Во саду ли, в огороде", а у двери уже топтался кто-нибудь из друзей: "Серега, пойдем". Он инструмент на стул - и в дверь! На том музыкальное образование и кончилось.

- Качества лидера в нем были заметны уже в детстве?

- Пожалуй, да. Двор всегда был полон мальчишек. Так вот, замечали мы: они - солдаты, он - командир.

- Этот старый дом как давно помнит Сергея?

- Ему было три месяца, когда мы получили здесь квартиру. Отсюда и в институт уехал. Он по сей день очень любит бывать в этом доме. Как-то заговорили с женой о том, чтобы продать квартиру, он ни в какую!

Сергей ведь нас всех перетянул в Москву. Сначала младшую сестру, потом старшую. Потом за нас принялся, и настоял на своем. УбНа лето же возвращаемся на родину. Нынче задержусь подольше. 24 сентября мне восемьдесят лет. Хочу отметить юбилей там, где родился, - на Бай-Тайгу. Родственники, хоть и дальние, отыскались, зовут в гости. Поеду.

Все, спасибо тебе. Устал.

Александр ШАМОВ,

соб. корр.

Кызыл - Новосибирск.

  00:04 18.09  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU