Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейPRIVATE BANKING ПО-РУССКИ.

PRIVATE BANKING ПО-РУССКИ.

Банки приспосабливают фонды для эксклюзивных услуг.

Четыре года назад общие фонды банковского управления (ОФБУ) задумывались Центробанком как альтернатива паевым инвестиционным фондам. Успехи банков на поприще коллективных инвестиций оказались довольно скромными - хотя с их помощью не без успеха можно было обходить всевозможные ограничения. Сегодня, фактически брошенные на произвол судьбы, ОФБУ превратились в эффективный инструмент российского private banking - эксклюзивного управления средствами клиентов.

ОФБУ учреждаются коммерческими банками, выполняющими функции по доверительному управлению имуществом фонда, которое формируется из вкладов физических и юридических лиц.

Фонды принимают в управление различные виды имущества - от денежных средств и ценных бумаг до автомобилей. Объектами доверительного управления могут быть денежные средства в российской и в иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, а также производные финансовые инструменты. Доходы от доверительного управления распределяются между участниками пропорционально размерам их вкладов.

Ограничения на деятельность управляющих фондами максимально либеральны. Инвестиционный портфель ОФБУ не может содержать более 15% ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг. Некотируемые ценные бумаги могут приобретаться без ограничений, по отдельным видам инструментов запрет существует только на недвижимость. Хотя инвестиционная декларация ОФБУ должна содержать информацию о предельной стоимости имущества, банк имеет возможность учреждать несколько фондов.

Общие фонды банковского управления родились под несчастливой звездой - осенью 1997 г. на финансовом рынке уже проявлялись первые признаки грядущего финансового кризиса. Тем не менее в течение года ОФБУ росли, как грибы после дождя, несмотря на град критики со стороны экспертов, отмечавших их значительные конкурентные преимущества по сравнению с паевыми инвестиционными фондами.

Примечательно, что общие фонды банковского управления не имеют сформированной системы контроля. Предусмотрено только отделение средств, находящихся в доверительном управлении, от собственного банковского портфеля и выделение отделов, осуществляющих функции доверительного управления, в специализированную структурную единицу. В то же время коммерческий банк, создавший ОФБУ, может пользоваться услугами собственного депозитария и не имеет обязательств по привлечению независимых аудитора и оценщика.

Долгое время фонды могли раскрывать информацию только раз в год. Публикации подлежала доля учредителя в составе ОФБУ, размер долей других учредителей, расходы доверительного управляющего, доход на сертификат долевого участия и состав портфеля. В мае 1999 г. Центральным банком были внесены изменения по условиям раскрытия информации: фондам предписывалось публиковать данные о своей деятельности не реже одного раза в месяц. Однако это решение явно запоздало - после августа 1998 г. от былых амбиций учредителей ОФБУ не осталось и следа.

"После 1998 г. многие ОФБУ умерли, и Центробанк разрешил им при определенных условиях раскрывать информацию только в день совершения операции", - говорит президент Ассоциации защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ) Вячеслав Крылов.

По оценкам советника Ассоциации российских банков Льва Макаревича, в результате августовского кризиса активы фондов уменьшились примерно наполовину. Кроме того, сегодня банк может зарегистрировать фонд только при условии, что функционирует не менее одного года, имеет уставный капитал свыше 100 млн руб. и его деятельность является рентабельной в течение последних шести отчетных периодов. Таких кредитных организаций в России после кризиса, по мнению Макаревича, осталось немного. По словам Крылова, сейчас в России реально действует только 33 ОФБУ.

К числу бездействующих принадлежат и фонды Металлинвестбанка, зарегистрированные в 1998 г. ОФБУ "Золотой", в частности, был создав для управления инвестициями в драгоценные металлы. Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", принятый в марте 1998 г., установил право юридических и физических лиц владеть драгоценными металлами, но налог на добавленную стоимость и низкая ликвидность не давали банкам возможность получать прибыль с розничных операций. Работать с большими объемами драгметаллов, сконцентрированными в ОФБУ, на межбанковском рынке было гораздо эффективнее. Да и резервы под обесценивание активов в этом случае создавать не требовалось.

По словам специалиста отдела маркетинга Металлинвестбанка Константина Кабаненке, "первые год-полтора фонды существовали, но затем интерес к ним угас и они перешли в режим stand by. Специалисты, которые занимались этим направлением, покинули банк". Тем не менее в мае этого года "Металлинвест" вновь хочет начать работу с ОФБУ. По словам Кабаненко, "клиенты спрашивают об этом все чаще". Есть все основания полагать, что новые фонды будут очень мало похожи на прежние.

Валюта, школы, векселя.

Банкам - учредителям немногих реально работающих ОФБУ удалось найти на рынке финансовых услуг свои уникальные ниши. "Фокусу" известны три подобные схемы, но это, очевидно, не предел.

В настоящее время единственным активом, находящимся в общем фонде банковского управления Гута-банка, являются безналичные доллары США. "Это позволяет осуществлять хеджирование валютных рисков клиентов, которые в соответствии с российским законодательством не могут самостоятельно приобретать иностранную валюту", - гласит информация на сайте банка. На самом деле идет речь о фактически заключенном опционном контракте, только без указания цены. Не имея возможности держать валюту на собственном счете (обязательность продажи пока действует), можно реально иметь доллары, но только в виде доли в ОФБУ.

Долларовая доходность для клиентов составляет около 1,5% годовых. Конвертация рублей в доллары и обратно производится по курсу ЦБ без взимания комиссии. Комиссия банка за доверительное управление составляет 15% от долларового дохода клиента. По словам представителя Гута-банка, пожелавшего остаться неназваным, "так как учредитель ОФБУ имеет валютную лицензию Центробанка и может осуществлять сделки с имуществом, переданным в управление, от своего имени, переданные активы по инструкции ЦБ могут направляться на покупку валюты". По данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов, стоимость имущества учредителей в фонде Гута-банка составляет более 3,2 млн рублей.

Еще более удивительный способ использовать возможности ОФБУ нашел усольский Гринкомбанк. "Банк у нас небольшой, - говорит представитель банка из города Усолье-Сибирское Марина Черемных, - и нам повезло, что до внесения изменений в инструкции Центробанка, установивших ограничения на размер уставного капитала, мы успели зарегистрировать ОФБУ".

Четыре года назад Гринкомбанк зарегистрировал два фонда. Один из них, по словам Черемных, принимает только денежные средства, в другой можно вносить и ценные бумаги. Средства обоих фондов направляются на покупку векселей сибирских предприятий, а также векселей физических лиц, рынка которых, по признанию Черемных, в Иркутской области не существует.

"Когда физическое лицо подает в банк кредитную заявку, - говорит Черемных, - в отдельных случаях удобнее заменить кредитный договор векселем". Для банка это выгодно тем, что в кредитном договоре указывается конкретный залог, а при непогашении векселя взыскание может быть обращено на любое имущество должника. "В зависимости от обеспечения, срока и размеров кредита мы предлагаем клиенту либо подписать кредитный договор, либо выписать вексель", - говорит Черемных. Эффективность ОФБУ в данном случае достигается тем, что он может без ограничения и независимой оценки покупать неликвидные ценные бумаги, а затем их реализовывать.

По данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов, в фонды Гринкомбанка внесено около 12 млн руб.

Не удивляйтесь, если, оформляя ребенка в среднюю общеобразовательную школу, вместе с традиционным пакетом документов вы получите общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ "ИБК-Столыпин". Схема, придуманная московским банком "Инвестиционная банковская корпорация", позволяет на совершенно законных основаниях превратить государственную школу в респектабельную платную гимназию. По словам главного специалиста банка Ирины Вашулиной, "выгодоприобретателем [при учреждении доверительного управления] может быть указано любое лицо, как физическое, так и юридическое. У нас [в фонде] есть выгодоприобретатели - бюджетные организации, и проблем с этим пока не возникало".

Внося на срок обучения своего ребенка в школе определенную сумму в ОФБУ, после получения им образования или перехода в другую школу вы получаете свои деньги назад (причем как вносить, так и получать их можно в валюте). На нужды школы же идут доходы от управления деньгами.

Единственное ограничение, по словам Вашулиной, состоит в том, что доход от доверительного управления не может быть оформлен как спонсорская помощь и выгодоприобретатель должен уплатить с него налог по полной ставке. "Но бюджетники рады и этому, для них это все равно что подарок", - говорит Вашулина. Судя по всему, довольны и учащиеся: по данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов, в управлении "ИБК-Столыпин" находится 16,5 млн руб.

Как рассказал "Фокусу" бухгалтер одной из школ, сотрудничающих с ОФБУ "ИБК-Столыпин", выгодоприобретателем по договору доверительного управления является структура, учрежденная родительским комитетом. Особенности финансовой схемы позволяют вывести доход из-под налогообложения. По словам директора этой же школы, последние три года он занимается только детьми и не думает о финансах.

Никто не отменял и традиционных преимуществ ОФБУ. По словам Марины Черемных, банки обычно предоставляют клиентам услуги с фиксированным сроком и доходом. Проблема состоит в том, что если клиент досрочно расторгает договор, он автоматически теряет весь доход.

Количество учрежденных и прекращенных ОФБУ на 01 апреля 2001 г. Год Учреждено Прекращено Общее

кол-во 1997 63 0 63 1998 72 10 125 1999 0 7 118 2000 4 7 115 2001 14 0 129

Источник: ЦБ РФ.

"В ОФБУ можно свободно уменьшать и увеличивать сумму вклада без потери дохода", - говорит Черемных.

По сравнению с договором на брокерское обслуживание доверительное управление в рамках ОФБУ позволяет оптимизировать налоговые платежи. Известно, что прибыли и убытки по разным эмитентам не сальдируются при определении налоговой базы. По словам представителя Петрокоммерцбанка Сергея Романова, "учредители доверительного управления платят налоги только при продаже паев". То есть при доверительном управлении налогом облагается реальный финансовый результат, а не каждая операция.

Единственное неудобство, по мнению юриста СДМ-банка Анастасии Мякишевой, состоит в том, что при этом фактически теряются налоговые льготы по операциям с государственными ценными бумагами. Однако купить облигации можно и по обычному брокерскому договору. Само по себе включение ГКО-ОФЗ в портфель ОФБУ выглядит невероятным: эти ценные бумаги не могут находиться в номинальном держании.

"Мы держим ГКО в депозитарии на счете банка, а внутри, в своем субдепозитарии уже расписываем по клиентам и ОФБУ, - говорит Мякишева. - Все объяснительные письма в Центробанк проходят на ура, и претензий к нам пока не было". Эти слова служат еще одним подтверждением того, что, несмотря на формальное разделение, собственные инвестиции банка и имущество ОФБУ управляются как единый портфель.

"Мы, конечно, делим по балансу средства банка и средства доверительного управления, - говорит Марина Черемных, - но стратегия управления портфелем для них общая. Если мы считаем, что какое-то направление для банка перспективно, дальше решается вопрос о том, использовать ли средства банка или ОФБУ. Это удобно, ведь у банка есть определенные требования по нормативам и резервированию, которые не имеет фонд". Отсутствие резервов, очевидно, увеличивает доходность инвестиций.

Большинство участников рынка сходятся во мнении: ОФБУ могут работать на западных биржах. "Банк, конечно, может приобретать акции зарубежных эмитентов на ОФБУ, все зависит от наличия соответствующих лицензий", - говорит Марина Черемных. По словам опрошенных "Фокусом" менеджеров, пока их фонды не оказывают таких услуг, но это лишь вопрос времени. На деятельность ОФБУ пока нет строгих и понятных ограничений, и они работают по принципу "разрешено то, что не запрещено".

Регулированию не подлежит.

Единственным нормативным актом, регулирующим деятельность по управлению ОФБУ, и по сей день остается инструкция Центрального банка от 2 июля 1997 г. N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации". Проект закона "Об общих фондах банковского управления",внесенный в том же году в Государственную думу, так и не нашел поддержки у депутатов. Не попал раздел об ОФБУ и в проект закона "Об инвестиционных фондах", который уже прошел первое чтение.

"К настоящему моменту ОФБУ фактически умерли, - говорит председатель подкомитета по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страхованию комитета Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам Владимир Тарачев, - и, по общему признанию экспертов, принятие законодательных актов, регулирующих их деятельность, нецелесообразно". По его словам, еще на стадии подготовки законопроект об инвестиционных фондах стал достаточно объемным и включение ОФБУ сделало бы его "совсем неподъемным".

Статистика, однако, показывает, что слухи о смерти ОФБУ сильно преувеличены: в марте 2001 г. Центробанк зарегистрировал 11 новых фондов. Вероятнее всего, они еще долго останутся без должного надзора и помогут банкам-учредителям находить самые неожиданные решения проблем своих клиентов.

ВАЛЕРИЙ ВАЙСБЕРГ.

  00:04 09.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU