Архив новостей → Марсианские хроники СССР.
Марсианские хроники СССР.
Об авторе:
Михаил РЫБАКОВ по профессии врач. Занимался терапией, неотложной кардиологией, психиатрией. Но профессию меняют не только репортеры. С врачами это тоже случается часто. Вот и Михаил сначала ушел в бизнес, затем в издательское дело, работал в Российском Фонде культуры. Сейчас он - заместитель главного редактора "РВ". Ведет рубрики "Виртуальная революция", "Невести", "Космос". И заменяет собой целую полку разнообразных энциклопедических словарей. Он действительно из племени людей, вытесненных эпохой узкой специализации, - из племени энциклопедистов.
Самыми интригующими страницами в истории мировой космонавтики остаются те, которые посвящены проектам пилотируемых экспедиций на Марс. К сожалению, все они остались до сих пор не реализованными, но ничто так явно не раскрывает наивного романтизма ученых и конструкторов минувшего столетия, как содержание этих проектов.
"ПОКРАСНЕНИЕ" ЧЕТВЕРТОЙ ПЛАНЕТЫ.
После успешного вывода на околоземную орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году программы отечественной космонавтики поляризовались: с одной стороны, они стали весьма важной составляющей военных проектов, а с другой - чисто политических мер, призванных доказать превосходство советской идеологии над западной: вот, дескать, что мы можем, а вы - нет!
Первая советская пилотируемая межпланетная экспедиция планировалась именно на Марс - даже не на Луну. Трудно сказать, чем это было вызвано. Возможно, ее проектировщики, ученые и конструкторы, зачитывались в детстве фантастикой Герберта Уэллса, и им хотелось обнаружить на красной планете следы жизни; может быть, они всерьез рассчитывали на "покраснение" Марса по идеологическим соображениям - кто знает? Но именно этот проект получил в конце 50-х годов молчаливое одобрение руководства страны.
Теоретические разработки марсианского проекта начались в 1959 году в Отдельном конструкторском бюро N 1 (ОКБ-1) под руководством Сергея Королева, фаворита Н.С.Хрущева. Королев, "неизлечимый" романтик, несмотря на конкуренцию других конструкторов (Челомея и Янгеля), сумел добиться приоритета в разработке этой программы.
Для успешной реализации проекта разработчикам нужно было решить несколько принципиально важных вопросов:
1) обеспечение межпланетного корабля таким количеством топлива для движения и энергии для работы оборудования, которые обеспечили бы полет до Марса и возвращение экипажа обратно в максимально сжатые сроки;
2) создание на корабле небывалой по своей эффективности, длительности работы и надежности системы жизнеобеспечения космонавтов;
3) разработка двух раздельных модулей - для посадки на Марс и исследования красной планеты, а также для возвращения на Землю экипажа;
4) решение биологических, медицинских и психологических аспектов сверхдлительной межпланетной экспедиции.
Тип двигательной установки (и это объяснимо, так как других просто не существовало) для ракет-носителей был избран привычный, испытанный: реактивная тяга на жидком топливе с окислителем. Для вывода на орбиту - по пять двигателей главной тяги в сцепке.
Межпланетный модуль планировалось разгонять при помощи электростатических двигателей, использующих атомную энергию. Проектированием новой установки занялась группа конструкторов под руководством Михаила Мельникова. Ее работа началась как чисто исследовательская, без реальных прикладных задач, но позже была переведена в ОКБ-1 Сергея Королева для использования в межпланетном космическом корабле. После выхода в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1960 года, утвердившего планы ОКБ-1 на семилетку, работы получили новый толчок. Королев, прекрасно понимая недостаточную квалификацию своих сотрудников в вопросах использования энергии атомного ядра, оставил за ними лишь теоретическую часть, а работы по созданию ядерного реактора передал в ЦНИИ-58 главному конструктору Василию Грабину. Коллектив этого "почтового ящика" занимался тогда проблемой создания экспериментальных атомных реакторов на быстрых нейтронах, позволявших более эффективно использовать энергию распада ядер, нежели классические реакторы. Электростатические двигатели с неядерными источниками энергии широко испытывались в середине 60-х годов как компоненты советских межпланетных станций, но не нашли тогда широкого применения из-за дороговизны и значительной массы (при невысокой полезной тяге первых советских ракет- носителей в то время учитывался каждый килограмм на борту).
Все проекты полетов на Марс были рассчитаны на большую длительность экспедиций. При этом возникала необходимость в значительных запасах продуктов питания и кислорода для членов экипажа. Специалисты медико-биологических наук предполагали использование для этой цели системы жизнеобеспечения экипажа с полностью замкнутым циклом. Создать систему, полностью повторяющую круговорот всех веществ на Земле, в небольшом замкнутом пространстве космического корабля практически невозможно, но регенерацию кислорода и влаги оказалось вполне реальным обеспечить уже в те времена.
"Возвращающей" фазой кислородного цикла (по преобразованию углекислого газа в пригодную для дыхания атмосферу) должны были служить растения, для чего на межпланетных космических кораблях планировали разместить специальные оранжереи.
Нужно сказать, что в независимых медико-биологических исследованиях III Главного управления прототип подобной замкнутой регенерирующей системы жизнеобеспечения даже прошел испытания в земных условиях: в 1962 - 1964 годах трое исследователей - Г.Мановцев, В.Улыбышев и А.Божко - в течение года находились в изолированном помещении, имитируя условия межпланетной экспедиции.
Памятник на бумаге.
История полета на Марс началась, как это всегда бывает, с несбыточного. Согласно первому проекту под кодом "МПКП" (марсианская пилотируемая космическая программа) на околоземную орбиту в результате отдельных запусков сверхтяжелых ракетоносителей предполагалось вывести около 20 отдельных модулей и собрать из них будущий гигантский межпланетный космический корабль массой около 2000 тонн. Общая продолжительность экспедиции должна была составить четыре года; при этом около двух лет конструкторы предполагали посвятить непосредственно изучению Марса и его спутников (в основном Фобоса). До Земли должны были долететь всего 16 тонн первоначальной массы корабля в виде спускаемого аппарата и космонавтов, более 90 проц. всего остального осталось бы на орбитах планет, на поверхности Марса и в космосе.
Перед началом самой экспедиции предполагалось провести испытательный полет более скромного по массе корабля с целью исследования траектории движения и отработки особенностей маневрирования в межпланетном пространстве и на орбите красной планеты. Начало экспедиции планировалось на 8 июня 1971, а окончание - в августе 1975 года.
Через некоторое время после одобрения программы "сверху" и ее утверждения выяснилось, что конструкторы слишком оптимистично отнеслись и к срокам, и к бюджету проекта. Уже первые результаты, полученные в рамках программы, показали, что в отведенное время не удастся реализовать и пятой части работ, необходимых для ее успешного завершения.
Кроме того, практически не учтенным оставался "человеческий" фактор. Большие опасения у специалистов вызывали всевозможные негативные психические реакции членов экипажа в условиях длительной изоляции в весьма ограниченном пространстве межпланетного корабля.
Этот проект остался "памятником на бумаге" гигантоманических затей периода хрущевского "коммунистического романтизма".
Тяжелый корабль.
После первой неудачи ОКБ-1 переключилось на более реалистичные варианты. В том же 1959 году в среде разработчиков марсианского пилотируемого полета выделились две группы перспективных специалистов. Первая занялась подготовкой собственно экспедиции, а вторая - разработкой сверхтяжелого ракетоносителя для выведения на орбиту межпланетного космического корабля.
Первую группу возглавлял Глеб Максимов, объединивший талантливых специалистов А.И.Дульнева, А.К.Алгупова, А.А.Кошкина, А.А.Дашкова, В.Н.Кубасова, В.Е.Бугрова и Н.Н.Протасова. Как известно, Валерий Кубасов впоследствии трижды побывал в космосе. Владимир Бугров тоже входил в отряд космонавтов, но так и остался на земле.
Проект, получивший название "Тяжелый межпланетный корабль" (ТМК), должен был использовать специально разрабатываемый сверхтяжелый носитель. Согласно программе на околоземную орбиту нужно было вывести трехместный межпланетный модуль и двигательный блок для разгона корабля в направлении Марса, его облета по орбите и возвращения на Землю. Общая масса ТМК должна была составить 75 тонн. В схеме корабля учитывалось наличие специальных систем защиты от высокой солнечной радиации и отдельного отсека с растениями для воспроизводства кислорода и пищи для экипажа. Расчетная длительность полета составляла чуть меньше трех лет.
К сожалению, амбициозность одной части проекта не отвечала другой: масса ТМК оказалось в буквальном смысле неподъемной даже для специально проектируемого ракетоносителя.
"МАВР" не сделал СВОЕГО дела.
Разработки группы Максимова не были забыты; их приняли за основу в рамках нового проекта экспедиции, названного "МАВР" (марсианская возвращаемая ракета). В планах программы значился полет межпланетного корабля к Марсу с промежуточным облетом Венеры. Последнее достигалось как дополнительный выигрыш за счет использования энергии, полученной при начальном ускорении корабля и его разгоне до второй космической скорости.
Руководство проектом "МАВР" было возложено на Константина Феоктистова. В инициативную группу разработчиков все в том же королевском ОКБ-1 были включены В.А.Адамович, В.В.Молодцов, К.С.Шустин, В.Е.Любинский, В.И.Староверов, Л.А.Горшков и Т.В.Соловьев.
Проект предполагал вывод на околоземную орбиту компонентов будущего корабля с помощью нескольких стартов ракет-носителей. Путем их стыковки в околоземном пространстве создавался межпланетный корабль из пяти отсеков: 1) кабина экипажа и спускаемый аппарат для возвращения на Землю, 2) марсианская ступень, 3) марсианский спускаемый модуль, 4) вспомогательный модуль (на случай отказа первого), 5) энергетическая установка - атомный реактор.
"МАВР" разрабатывался как проект для пяти членов экипажа. Он предусматривал старт корабля с орбиты Земли, облет Венеры, полет к Марсу, исследование его атмосферы и спутников, высадку на поверхность красной планеты трех космонавтов, подъем на марсианскую орбиту, полет к Земле и посадку.
К сожалению, судьба "МАВРа" оказалось печальной: через несколько месяцев после начала конструкторских работ специалисты осознали, что требования программы не соответствуют грузоподъемности проектируемых ракет-носителей.
Аиу утара "Аэлита".
О пилотируемом полете на Марс вновь вспомнили в конце 60-х годов. Тогда "гонку" на Луне мы проиграли, и уже при Брежневе родился проект "Аэлита", которым занялся Константин Феоктистов.
Конкуренция между ведущими конструкторами привела к созданию новых, более мощных тяжелых ракет-носителей серии Н. Выбор специалистов группы Феоктистова пал на Н-1 грузоподъемностью 75 тонн.
Экспедиция была запланирована на 630 дней, из них на поверхности Марса - 5 дней. Как и в предыдущих проектах, корабль предполагалось создать на околоземной орбите путем стыковки двух блоков. Его масса оценивалась в 150 тонн. В первом блоке размещались бы марсианский орбитальный комплекс и посадочный модуль, во втором - двигатели.
Наибольший интерес представляла схема полета. Предполагалось, что после стыковки блоков на орбите Земли будет произведен разгон корабля по раскручивающейся спирали. Когда корабль покинет зону радиационных поясов Земли, к нему будет направлен экипаж.
Проект был наиболее совершенным с технической точки зрения, и, несмотря на чрезвычайно большой риск подобного предприятия, именно он мог быть реализован с успехом.
Но "Аэлите" была суждена бесплодная жизнь: в 1974 году из-за перераспределения средств в военно-космические проекты работы по созданию тяжелого носителя Н-1 были прекращены, и вместе с ними был похоронен и проект экспедиции.
Перестройка с замедлением.
Последний ренессанс марсианской мечты пришелся на 80-е годы. Заканчивались работы по созданию носителя "Энергия", который позволял выводить в космос сверхтяжелые грузы.
Именно НПО "Энергия" стало инициатором возврата к идее экспедиции на Марс.
Первым этапом предполагалась беспилотная доставка на околомарсианскую орбиту посадочного модуля и корабля с марсоходами, а также блока с аппаратурой. После этого к планете должен был прибыть четырехместный корабль с космонавтами, которые осуществили бы высадку на поверхность. Экспедиция рассчитывалась на 2 года и 7 дней пребывания на Марсе. В качестве источника энергии конструкторы предполагали использовать гигантские солнечные батареи, отказавшись от атомных реакторов. Называли даже примерную дату старта - 2003 год.
Дальше была "перестройка", не давшая "ускорения", а лишь развеявшая перспективы и НПО "Энергия", и марсианского проекта.
Тайны и мечты.
Человечеству не везет с Марсом. Несовершенство технологий, перерасход средств на гонку вооружений на Земле и в космосе, отсутствие осязаемых материальных выгод встали стеной на пути мечтателей, стремящихся послать человека на красную планету. И в нашей стране, и в США к Марсу запускали множество автоматических аппаратов. Единицы достигли этой планеты, да и те успели передать немногое, быстро замолчав. Специалисты иногда шутят, что тени марсиан не позволяют нам исследовать их планету.
В конце века международная интеграция позволила вновь возродить идею о марсианской экспедиции. Теперь ее пытаются сделать символом соединенных усилий Земли - США, России, Японии и Европы - поэтому она получила название "Вместе - на Марс". Можно услышать и о предполагаемом сроке ее начала - 2017 годе. Но это всего лишь мечта.
Станет ли она явью? Не угас ли пыл мечтателей-землян, пытающихся вопреки материальным выгодам и просто здравому смыслу идти на риск, порываясь исследовать тайны красной планеты?
Михаил РЫБАКОВ.
"РВ"-досье.
Марс - четвертая планета Солнечной системы. Минимальное расстояние от Земли - 78 млн. км. Средний период обращения вокруг Солнца - 690 суток. Средний экваториальный радиус - 3393 км. Масса - 0,107 массы Земли. Средняя температура у поверхности (на экваторе): ночью минус 70, днем плюс 10 Со. Атмосферное давление у поверхности - 0,006 атм. Состав атмосферы: углекислый газ (95 проц.), азот (2,5 проц.), аргон (1,5 проц.), водяные пары (до 0,2 проц.), кислород (0,1 проц.). Спутники: Фобос и Деймос.
00:04 16.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |