Архив новостей → Генерал непыльной карьеры.
Генерал непыльной карьеры.
Что президент нашел в Николае Бордюже.
СМЕНА руководителей президентской администрации происходила всякий раз, когда Борису Ельцину необходимо было обновить или имитировать обновление своих стратегических установок.
Пока Ельцин осваивался, укреплялся во власти, рядом с ним был проверенный аппаратчик Юрий Петров. Когда президент вступил в схватку с Верховным Советом и ему потребовалась поддержка демократов, в Кремль призвали Сергея Филатова. После принятия Конституции 93-го года был сделан крен на укрепление государственности, и демократа Филатова сменил державник Николай Егоров. Когда президент лег на операцию, охрану престола доверил Чубайсу, человеку, внушающему оппозиции суеверный страх. Период "семейного" правления страной востребовал Валентина Юмашева - "человека семьи".
Сегодня обстоятельства поставили Ельцина в положение лидера, который вынужден доказывать, что он лидер не только по званию, но и по существу. Ему нужен аппарат, способный вернуть президенту ускользающую власть. Под эту задачу в Кремль взят генерал-полковник Николай Бордюжа. Человек широкой общественности неизвестный, сделавший карьеру в органах и службах, закрытых для публичного любопытства - КГБ, ФАПСИ, Федеральная пограничная служба.
Человек из-под грифа "секретно".
ОТЕЦ нынешнего руководителя администрации президента Николай Васильевич Бордюжа, как говорят, стоял у колыбели Ракетных войск стратегического назначения. Участник войны, артиллерист, он осваивал первые советские стратегические ракеты и закончил воинскую службу в должности командира ракетного полка в городе Юрья Кировской области.
Николай, выросший в военных гарнизонах, помотавшийся с родителями по нашей обширной стране, выбрал отцовскую профессию - поступил в Пермское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск на электромеханический факультет.
По воспоминаниям однокурсников, был заядлым баскетболистом и не самым примерным курсантом. В прошлом году, когда их курс собрался в Перми отметить 25-летие выпуска, старшина курса представил генерал-полковнику полный список его курсантских прегрешений. Генерал не возражал: было, было - и занятия прогуливал, и из увольнения опаздывал...
После училища Николай служил командиром отделения, обслуживавшего электронную аппаратуру стратегических ракет и их командных пунктов. Тут его, что называется, "вычислила" военная контрразведка КГБ СССР, которая тогда пополняла свои штаты из специалистов ракетных войск.
Разговор у "особистов" был коротким: "Родину любишь?" - "Люблю". - "Делу партии предан?" - "Да". - "Родине и партии, их передовому отряду - Комитету государственной безопасности нужны грамотные, преданные народу офицеры. Учти, что от наших предложений серьезные люди не отказываются...".
Лейтенант Бордюжа не отказался. По окончании высших курсов КГБ в Новосибирске вернулся в 43-ю Винницкую ракетную армию оперуполномоченным - сначала дивизионного, а затем армейского отдела контрразведки.
Об этом периоде его службы никаких сведений у нас, к сожалению, нет. Известно, что "контриков" в войсках сильно недолюбливают. Ни рюмки с ними лишней не выпьют, ни на рыбалку вместе не съездят, а уж о дружбе с офицером особого отдела и говорить не приходится. Как удалось Бордюже сделать стремительный карьерный рывок - перебраться из Винницы в Москву, в центральный аппарат контрразведки, никто из наших собеседников объяснить не смог. Ни разоблаченного крупного шпиона, ни женитьбы на дочери московского генерала за ним не числится. Видимо, были какие-то другие заслуги.
Друзья юности считают Бордюжу свойским, компанейским человеком. Каждый год, 9 или 10 мая, выпускники Пермского училища встречаются на лесной полянке у подмосковного поселка Перхушково. Бордюжа не пренебрег этой традицией, даже став руководителем Федеральной пограничной службы.
Умение спорить с начальством.
СКОРОСТЬ движения по карьерной лестнице сама по себе - свидетельство возможностей человека. Бордюжа после раздела КГБ СССР вошел в руководство Федерального агентства правительственной связи и информации РФ.
Офицеры, служившие тогда в этом ведомстве, рассказывают, что генеральному директору агентства Александру Старовойтову очень импонировали сдержанность, педантизм, подчеркнутая корректность Бордюжи в общении буквально со всеми - как с начальниками, так и с подчиненными. Казалось, манера поведения и есть главный секрет его благополучного движения вверх. Кто бы мог подумать, что именно эти качества Бордюжи со временем станут откровенно раздражать Старовойтова. Педантизм часто оборачивался бескомпромиссностью в моральной оценке сотрудников, жесткостью кадровых решений.
Чашу терпения гендиректора переполнил конфликт из-за получившего потом скандальную известность "генерала Димы". Это было в 1992 году. Сначала старший лейтенант запаса Дмитрий Якубовский с благословения Старовойтова был произведен в полковники, затем наделен особыми полномочиями. Против авантюрного решения резко выступили начальник управления по работе с личным составом Владимир Макаров и его заместитель Николай Бордюжа.
Тогда Бордюжа вынужден был уйти из ФАПСИ. Шесть лет спустя, в день назначения Бордюжи главой президентской администрации, пришлось уходить генералу Старовойтову, имевшему репутацию самого непотопляемого из "силовиков". Долг, как говорится, платежом красен...
Как-то так складывалось, что конфликты с начальством почти всегда шли Бордюже на пользу. Возможно потому, что до того как "лезть поперед батьки", он успевал утвердиться в образе рьяного служаки, безупречного исполнителя начальственной воли.
- Когда Бордюжа стал моим заместителем, я искренне считал его своим единомышленником и надежным помощником, - сказал нам бывший директор Федеральной пограничной службы Андрей Николаев.
Именно Бордюже он поручал самые сложные дела, посылал на те участки границы, где возникали наиболее острые ситуации. например, в Каспийск, когда террористы взорвали там дом пограничников. В ФПС вспоминают, что благодаря усилиям Бордюжи удалось быстро обеспечить жильем оставшихся без крова офицеров, устроить судьбы детей, лишившихся родителей, найти для помощи пострадавшим немалые спонсорские средства.
После каждого подобного случая казалось, что доверие и согласие, утвердившиеся между директором ФПС и замом, выдержат любое испытание. Но так виделось со стороны. На самом деле Николаев и Бордюжа оказались идейными оппонентами. Директор являл собой образец "ведомственного патриота" и стремился максимально автономизировать погранслужбу от смежных силовых структур, нарастить ее потенциал, расширить функции, обеспечить ей приоритетное финансирование. Бордюже эта политика казалась неоправданно амбициозной и эгоистичной. На людях он этого не показывал, но в кабинете, с глазу на глаз, директор ФПС и его зам своих расхождений не скрывали.
Накануне парламентских слушаний по реформе военного образования они довольно серьезно схлестнулись из-за пограничных вузов. "Зачем, - спрашивал Бордюжа, - погранвойскам создавать четыре новых училища? Зачем готовить своих собственных летчиков, тыловиков? Мы что, хотим вторую армию развернуть?" Николаев стоял на своем, требуя от зама не подрывать его позиций: самостоятельность погранслужбы буквально во всем, недопустимость каких-либо посреднических структур между ФПС и Верховным Главнокомандующим! Бордюжа не согласился, но подчинился.
Потом, заменив ушедшего в отставку Николаева, он, естественно, сменил политику ведомства. "Самостоятельность ФПС не означает ее обособленность" - так формировалась позиция нового директора. Как минимум на финансовом обеспечении ФПС это сказалось довольно быстро: в последний год задержки денежного содержания офицерам-пограничникам стали такими же постоянными, как и всему служивому люду в стране.
- Если денег нет для других, - отвечал Бордюжа на упреки коллег, - почему их должно хватать для нас?
Допрос партизана.
В СОВЕТЕ безопасности самым серьезным поручением, полученным Бордюжей от президента, было воспитание "сепаратиста" Илюмжинова. Неизвестно, к какому собеседованию готовился строптивый калмыцкий лидер, но генерал, прошедший школу армейской контрразведки, начал без затей:
- Вы, Кирсан Николаевич, за укрепление российской государственности или за развал страны, как можно судить по вашим высказываниям?
При этом взгляд у секретаря Совбеза был дружески участливым. Обескураженный Илюмжинов сразу же сознался, что он за укрепление. Бордюжа очень обрадовался:
- Если это так, вы, надеюсь, выскажете свое мнение публично?
И предложил Илюмжинову принести главе государства письменное извинение за необдуманные высказывания и выступить по телевидению с разъяснением своей истинной позиции. Кирсан Николаевич, поняв, что могло быть хуже, моментально согласился.
А генерал потом написал президенту докладную, в которой предложил комплекс мер по профилактике эксцессов, подобных илюмжиновскому. Ельцину, как рассказывают, докладная очень понравилась, и он надписал на уголке: "Так держать!" Подобной резолюции его нынешним секретарям читать не доводилось.
Кадровик решает все.
ПЕРВЫМ и весьма сильным впечатлением, которое, по рассказам некоторых обитателей Старой площади, произвел на них новый шеф, стала та манера, в которой он на следующий день после своего назначения объявил о реорганизации аппарата. Бордюжа распорядился, чтобы списки на сокращение штатов были представлены ему через два дня. При этом лицо его излучало спокойствие и доброту. Чиновники подумали: этот и в самом деле сократит.
Хороший кадровик должен знать про своих подопечных все. Николай Бордюжа работал с кадрами спецслужб - КГБ, ФАПСИ, ФПС. А это значит, что он обладает полной информацией обо всей российской элите. Это также означает, что попытки подкупить его, найти к нему подход "со стороны" могут оказаться крайне рискованными для их инициаторов. Верный, исполнительный, знающий все про всех - ни один из предшественников Бордюжи на посту главы президентской администрации не обладал совокупностью таких качеств.
Конечно, генерал прожил жизнь не в вакууме. У каждого есть свои политические симпатии, есть они наверняка и у Николая Бордюжи. Судя по высказываниям его прежних сослуживцев, новый шеф кремлевской канцелярии - "государственник". То есть по своему менталитету весьма близок к Евгению Примакову. Что, в принципе, неудивительно, учитывая их послужной список.
По некоторым данным, премьер-министр весьма активно поучаствовал в судьбе Бордюжи. Известно, например, что 13 сентября в штаб-квартире Службы внешней разведки в Ясенево Примаков собирал руководителей силовых структур, чтобы обсудить кандидатуру секретаря Совета безопасности. На следующий день вышел президентский указ о назначении Бордюжи секретарем СБ. Одновременно произошло еще два назначения - Юрий Зубаков возглавил аппарат правительства, а Роберт Маркарян - секретариат премьера. Это, скорее всего, значит, что все трое были назначены "одним списком" и по представлению одного человека. Интересно также, что Юрия Зубакова, много лет являющегося особо доверенным лицом Примакова, называют одним из самых близких друзей Бордюжи.
Итак, Ельцин приблизил к себе "государственников". Зная их отношение к "молодым реформаторам" и "олигархам", можно ожидать нового "обострения классовой борьбы". Так, конфликт руководителя президентской администрации со своим первым заместителем Олегом Сысуевым, симпатизирующим либералам, представляется практически неизбежным. Возможно, здесь и кроется ответ на вопрос, почему отчаянно вольнодумствовавший Сысуев сохранил свой пост. Ельцин не был бы Ельциным, если бы отказался от излюбленной игры в "сдержки и противовесы". В конце концов даже очень исполнительный генерал, когда он обретает слишком большой политический вес, становится опасным для вышестоящего начальника.
ОЛЕГ ВЛАДЫКИН, СЕРГЕЙ ЧУГАЕВ, ВИКТОР ЮЗБАШЕВ.
00:04 17.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |