Архив новостей → 26-05-2004 Виктор ДАВЫДОВ: "Парламентаризм не...
26-05-2004 Виктор ДАВЫДОВ: "Парламентаризм не любит шума" Виктора Давыдова можно назвать старожилом молодого южноуральского парламентаризма.
Под его руководством работали областная Дума и Законодательные собрания области (ЗСО) двух созывов. Кому как не ему знать обо всех этапах становления новой ветви власти на Южном Урале, которой исполнилось ровно 10 лет. В канун юбилея корреспондент "Челябинского рабочего" взял интервью у трижды спикера областного парламента. - Виктор Федорович, вы уже девять лет на посту спикера ЗСО. Ваши главные достижение и : ошибка. - Ошибок, которые можно было бы назвать крупными, припомнить не могу, а главным достижением считаю принятие в 1995 году основного Закона Челябинской области - Устава. Но это не мое достижение, а всего представительного органа власти, коллег. Дело в том, что работа областной Думы велась только коллегиально. Начинали с чистого листа. И никто не имел опыта парламентской деятельности. Мы практически сразу создали рабочую группу по разработке проекта Устава области. Было проведено очень много совещаний. На 127 статей Устава поступило 112 поправок. Практически все их учли. Для людей, не имевших опыта парламентской работы, это было колоссальной нагрузкой. А перед этим встал вопрос о законе о представительном органе власти, который бы давал нам право определить статус депутата. И с этой задачей успешно справились. Несмотря на не очень благоприятную внешнюю обстановку. Постоянно шли разговоры о том, что областную Думу вот-вот разгонят, что работать ей остался от силы год. Свой отпечаток на это наложили и непростые отношения ряда депутатов с областной администрацией. - Как вы стали спикером ЗСО? - Очень просто. Отработав год на посту председателя областной Думы, Вячеслав Николаевич Скворцов на конференции трудового коллектива Златоустовского металлургического завода был избран генеральным директором этого предприятия. Ему пришлось выбирать: либо Дума, либо завод. Он предпочел хозяйственную работу, оставшись рядовым депутатом регионального парламента. Состоялись выборы, и спикером стал я. Соперников у меня почти не было, хотя разговоров о кандидатах велось множество. Интересная у нас была Дума. Голосование всегда проходило жарко: судьбу многих законов решал один голос. Среди 15 депутатов восемь голосовали "за", семь - "против", или наоборот. - Дума была очень политизирована? - Не столько политизирована, сколько зависима от областной администрации. Непростое было время. Промышленное производство находилось в полном упадке. Мы старались сдерживать темпы: его падения. Ни о каком развитии вообще не было речи. Поэтому когда депутатам-хозяйственникам говорили: голосуй за то или иное решение, а иначе мы подведем твое предприятие под процедуру банкротства или вообще снимем тебя с занимаемой должности, выбора у них не оставалось. С другой стороны, в Думе были люди, не согласные с действиями администрации. Вот и получались жаркие схватки, а не конструктивная работа. У нас не было такого, как сейчас, взаимодействия с исполнительной властью. Тем не менее, постепенно начали выстраивать другую схему взаимоотношений между депутатами. Начиная со второго года работы областной Думы голосование проходило уже в другой пропорции: 9 на 6. - Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать спикер? - Вы ждете, что я скажу: он должен быть порядочным, честным, выбритым, опрятным, с красивым пробором?.. Это естественно для любого руководителя. Я вышел из оборонного комплекса, где сотрудники всегда следили за своим внешним видом, работали в белых халатах. Дело, разумеется, не в этом. Качество работы спикера определяется качеством работы законодательного собрания, которое он возглавляет. Качеством законов, которые принимает региональный парламент. То есть результатом. Если бы я не устраивал депутатов, которых сейчас 45, меня бы на этом посту не было. А результат у нас есть. Достаточно сказать, что в 90-х годах бюджет области составлял 30-35 миллионов рублей "живыми деньгами" в год, а сейчас ежемесячно мы получаем полтора-два миллиарда рублей. - Областная Дума, Законодательные собрания двух созывов сильно отличались друг от друга? - Конечно. В ЗСО 1996-2000 гг. работал 41 депутат, а не 15, как в Думе, а в ЗСО начиная с 2000 года - 45 депутатов. В областную Думу я избирался по округу, в который входили Ашинский, Катав-Ивановский, часть Саткинского района, Трехгорный и Усть-Катав. Одного депутата на то, чтобы решать проблемы этих территорий, явно не хватало. Когда депутатский корпус расширился, мы стали работать по-другому. Решения начали готовиться в рабочих группах и комитетах. И депутаты стали разбираться с проблемами не только своего округа, но и всей Челябинской области. Функции представительных органов власти иногда путают с функциями Советов, которые они заменили. У Советов была другая задача - жестко контролировать действия исполнительной власти, мы же занимаемся сугубо законотворческой деятельностью. Сегодняшнее ЗСО, пожалуй, самое сильное из всех по кадровому составу. Все нынешние депутаты являются руководителями, это зрелые, ответственные люди. Многие из них имеют высокие ученые степени. - Иногда создается впечатление, что решения на заседании ЗСО принимаются очень уж технически, без обсуждений и споров, в которых, как известно, рождается истина: - Так и должно быть. Решения, которые, как вы говорите, принимаются технически, проходят очень тщательную проверку сначала в рабочих группах, а затем в комитетах. Там бывают и споры, и очень жаркие дискуссии. Если депутаты не находят общего языка с представителями областного правительства, которые входят в эти рабочие группы, создаются согласительные комиссии. И нам всегда удается находить друг с другом компромисс. Какой толк шуметь на заседании ЗСО? Законотворческий процесс от этого только проигрывает. Одна из самых долгих дискуссий велась вокруг бюджета 2002 года. Однако в итоге нам удалось на согласительной комиссии найти точки соприкосновения с представителями областного правительства, и бюджет был благополучно утвержден. Залогом принятия правильных решений является и то, что мы активно привлекаем в рабочие группы ученых. Без них не обходится ни одно обсуждение закона. - Депутаты ЗСО часто обращаются с законодательными инициативами в Государственную Думу РФ. Слышат ли их голос старшие коллеги? - С Госдумой нынешнего созыва плотно мы еще не работали, а вот у предыдущего депутатского корпуса многие наши законодательные инициативы находили поддержку. Речь идет о законах о железнодорожном транспорте, борьбе с наркоманией, промышленной политике, налогообложении, межбюджетных отношениях и других. Надо отметить, что мы действовали совместно с коллегами-депутатами из других регионов. Сейчас наша главная головная боль - вступающий в силу с 1 января 2006 года новый закон о местном самоуправлении. До сих пор не определен механизм его действия, не внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Все наши предложения придать этому закону меньшую туманность Госдума отвергает. Пока неясно, как нам формировать бюджет будущего года, как будут распределяться финансовые потоки. А на дворе уже май. - Существуют ли в ЗСО партийные группы и фракции? Какое влияние они оказывают на его работу? - У нас работает только одна фракция - "Единая Россия". В нее входят 20 депутатов. Еще 15 человек можно отнести к числу сторонников. Другие партии представляют по одному или два человека. И не оказывают существенного влияния на работу ЗСО. Впрочем, и фракция "Единая Россия" не влияет на законотворческую деятельность. Нас нельзя сравнивать с Государственной Думой, где фракции ведут торг за ту или иную должность или закон. В Законодательном собрании фракция "Единая Россия", созданная 1 августа прошлого года, играет роль скорее координирующего звена между депутатами. Работа в комитетах ведется по профессиональным, а не партийным принципам. Я всегда говорил своим коллегам: "Давайте работать профессионально. А все политсоветы и другие партийные мероприятия проводить после окончания рабочего дня". - Существует мнение, что спикер - своего рода арбитр, который помогает депутатам различной партийной принадлежности находить общий язык. Вам не мешает исполнять роль такого арбитра должность председателя региональной организации партии "Единая Россия"? - Я не арбитр, а такой же депутат, как коллеги. Если мой партийный статус вступит в противоречие с обязанностями спикера, сразу это почувствую. Считаю, что навязывать свою партийную точку зрения другим депутатам недопустимо. Задача спикера - добиваться того, чтобы все фракции, образно говоря, дудели в одну дуду, принимали законы и работали на благо жителей области. Ведь, по большому счету, представители всех фракций говорят об одном и том же - о благосостоянии народа. Только идут к достижению этой цели разными путями. - Законодательное собрание области 1996-2000 гг. лишилось нескольких депутатов: Н. Шаламова, А. Морозова, Т. Хаирова, А. Козлова, В. Дятлова. Это наложило отпечаток на его работу? - Конечно. Хотя большой роли не сыграло. Мы работаем с теми депутатами, которых выбрал народ. Удивляет, когда меня кто-нибудь начинает спрашивать, а почему в Златоусте вы выбрали Морозова или Линева, как будто это каким-то образом от меня зависело. - Повлияло ли выстраивание в стране "вертикали власти" на региональный парламентаризм? - Нас не нужно было заставлять делиться суверенитетом. Мы прекрасно понимаем, что живем в федеративном государстве, где должны действовать одни законы для всех субъектов. Но, безусловно, это должно происходить не в ущерб самим регионам, их специфике. Наша область заняла второе место в России по быстрому и качественному приведению местного законодательства в соответствие с федеральным. Для этого пришлось внести изменения в 50 законопроектов. - А какие взаимоотношения складываются у нынешнего ЗСО с исполнительной властью? - Очень конструктивные. Про совместную работу в согласительных комиссиях я уже сказал. Кроме того, каждый понедельник я, губернатор и главный федеральный инспектор по Челябинской области встречаемся и обсуждаем итоги прошедшей недели, делимся планами на будущее. У нас налажено очень тесное взаимодействие. Были, конечно, и споры. Но постепенно мы научились слышать друг друга. Возникло доверие между законодательной и исполнительной ветвями власти. Если у бюджета появляются дополнительные доходы, губернатор в соответствии со статьей 33 Устава области вправе оперативно направить их на неотложные нужды, не дожидаясь решения регионального парламента. Этот факт ярко свидетельствует об уровне нашего доверия. Сейчас пытаемся совместно решить проблему лесных пожаров. - Насколько, на ваш взгляд, деятельность ЗСО видна и понятна избирателям? - Надеюсь, что видна. Если какой-то депутат игнорирует наказы своих избирателей, с ним начинает работать комитет по мандатам и депутатской этике, который возглавляет Юрий Яковлевич Горбунов. Такому депутату задается простой вопрос: что он делает в представительном органе власти? Что касается так называемого депутатского миллиона, который каждый народный избранник получает на выполнение обращений своих избирателей, этих денег он фактически не видит. Из бюджета они сразу идут в пункт назначения: к примеру, на строительство больниц, школ или других объектов. - Виктор Федорович, примите поздравления с юбилеем Законодательного собрания области. Это ведь и лично ваш юбилей как одного из депутатов-старожилов. И в заключение вопрос о традициях, сложившихся в ЗСО. Правда ли, что в конце года вы собираете депутатов, работавших в областной Думе, и проводите небольшой праздник? - Да. Мы собираемся практически в полном составе. Каждый рассказывает о себе, о том, как сложилась его жизнь. Это не рабочие совещания, а скорее встречи друзей, которых сплотила и закалила совместная работа. Завтра у нас появится еще один повод встретиться друг с другом. Беседовал Сергей КРАПИВИН
00:04 26.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |