Архив новостей → Уроки "смотрения в даль"...
Уроки "смотрения в даль"...
Кто-то из рязанцев, возможно, знает, а большинство, скорее всего, - нет, что на нашей земле, в спасском селе Исады, почти полвека живет и творит художник Виктор Иванович Иванов, которого называют сейчас крупнейшим русским художником второй половины двадцатого века. Мастер не обделен званиями и наградами: народный художник СССР, лауреат многих Государственных премий, действительный член Академии художеств. Работы Виктора Ивановича находятся в крупнейших музеях страны. Знают художника и за рубежом, где не раз состоялись выставки его работ. В Китае в серии "Мастерская современных русских художников" (нам бы такую!) вышел роскошно изданный альбом, посвященный творчеству Виктора Иванова. Здесь представлено более двухсот его работ и помещена искусствоведческая статья.
Это все к тому, что нам, его землякам, не грех бы поближе познакомиться с выдающимся художником и незаурядным человеком, талант которого, как и быввает в таких случаях, многогранен: например, недавно, в мае нынешнего года, Виктору Ивановичу Иванову была вручена международная премия имени Шолохова Союза писателей России - за выдающийся вклад в развитие реалистических традиций русского и мирового искусства. Знакомство с речью В.И. Иванова на вручении этой премии, а также с его статьями, в частности, в журнале "Слово" - умными, мудрыми, пронизанными болью за состояние нашего искусства, нравственности общества, да и всей жизни - еще раз подтолкнуло к задуманной ранее встрече с художником.
ИИсады - большое, особенно по ны- нешним меркам, село. В этот сен- тябрьский ясный день там копали картошку. Все взрослые были на огородах. На сельских просторных и чистых улицах лишь изредка встречались возле своих домов греющиеся на ласковом еще солнышке старики и старушки. Разыскивая дом художника Иванова, мы обращались за помощью к ним. И никто не сказал: "Не знаю, не слыхал о таком". Что примечательно, все называли его не по фамилии, а по имени и отчеству:
"Виктор Иванович недавно здесь проезжал - на велосипеде", "Вот поезжайте прямо до развилки, а потом свернете направо, там и дом Виктора Ивановича будет...".
Так и добрались не до хором (которые по справедливости было бы иметь именитому художнику, а не какому-нибудь "новому русскому"), но все же до просторного деревенского деревянного дома, где еще в 60-е годы был колхозный детский сад и который потом закрыли за ненадобностью.
На деликатный звонок в дверь никто, однако, не отвечал. Проходившая мимо женщина посоветовала:
"Звоните настойчивее, Виктор Иванович дома, я недавно его видела". Через какое-то время из-за дома, со стороны, где у сельских жителей обычно располагаются огороды, появился сам Виктор Иванович Иванов. Я узнала его безошибочно не по портретам, виденным ранее в различных изданиях - по мягкой интеллигентности всего облика, хотя одет был художник примерно так, как одеваются его односельчане в будние дни, с непременной кепкой на голове. Но лицо у него было совсем не сельского человека. Скажем, более молодое, чем у деревенских сверстников, но самое главное - освещенное особым внутренним светом, который дает длительная, постоянная работа ума и души.
Виктор Иванович проводил меня через сумрак коридора и комнат на залитую солнцем, просторную веранду, через застекленные стены которой открывался изумительный вид на Оку, на пойму, на голубые дали, что у горизонта сливались с таким же голубым небом. Почему-то от вида этого, в общем-то незатейливого, русского пейзажа защемило сердце, будто от встречи с родиной после длительной разлуки. Подумалось: здесь действительно трудно не быть художником или поэтом. Сама, как сейчас говорят, энергетика земли, кажется, дает и силу, и вдохновение. Наверное, в этом один из ответов на вопрос о том, почему москвич по рождению - Иванов выбрал, можно сказать, постоянным местом жительства рязанское село - родину своей матери.
Виктор Иванович понял мое настроение:
- Природа здесь чудесная, - сказал он, - кругом красота. Но не только она примечательна. Вот, если прямо смотреть, там Ижевское - родина Циолковского. А если по Оке вверх поплыть, окажешься в Константинове - на родине Сергея Есенина. На Оке родились, любили отдыхать братья Пироговы. Слева - Старая Рязань. Я люблю приходить на подразмытые уже валы Старой Рязани.
Представляю себе прежнюю красоту и величие этого древнего города. На площадке Старой Рязани архитекторы нашли то место, где был храм, и залили бетоном его основание, стали видны как бы проекции этого здания:
ширина стен, расстояние между стенами, где были опоры, и т.д. Был создан даже макет храма. Какая величавая красота! И эту архитектуру обосновал, осознал, воспел наш земляк (его корни тоже в Исадах), ученый с мировым именем - Георгий Карлович Вагнер. Он впервые в нашем искусствоведении утвердил самоценность и красоту русской архитектуры средних веков. Она раньше не рассматривалась как самостоятельная, как великая, как составляющая европейской культуры. А Вагнер доказал, что она имеет высочайший уровень эстетического чувства, она, как и европейская, представляет величайшую ценность. С тех пор стали признавать нашу средневековую архитектуру.
- А село Исады? - продолжал Виктор Иванович. - О нем упоминается еще в древних рукописях. В Спасском краеведческом музее есть картина: к Исадам подплывают венецианские купцы. Могут сказать, что это фантазия художника. Но ведь художник писал картину на тему, которую задали историки. Но Бог с ними, с венецианцами!
История села хранит имена и судьбы необычных людей, реально живших здесь. Например, одно время Исадами владел помещик Прокопий Ляпунов. Чем он знаменит? Он первым (прежде, чем Минин и Пожарский) стал создавать ополчение для борьбы с польским нашествием. Когда историки обратились к его наследию, то обнаружили любопытный факт. Он относится к 1613 году. Тогда выбирали на престол царя и начиналось как бы новое государственное строительство. Тогда же предложено было присылать проекты на тему: как обустроить Россию?
Послал свой проект и Прокопий Ляпунов. Историки утверждают, что им был предложен прообраз советского строительства. Так что можно говорить: в Исадах еще в начале семнадцатого века родилась идея советской власти.
Сын и внук Ляпунова оставили о себе память тем, что построили прекрасную по архитектуре церковь в честь освобождения России от поляков...
Здесь надо сделать отступление и сказать о том, что к этой церкви имеет непосредственное отношение и сам Виктор Иванович Иванов. Еще в начале семидесятых годов, когда храмы не восстанавливали, а продолжали рушить и Исадский тоже был в развалинах, по которым гулял скот, за его судьбу стал в прямом смысле бороться художник Иванов. Сначала он долго ходил по инстанциям, чтобы выяснить, где и как можно решить вопрос о реставрации памятника искусства. Потом взял в союзники жителей Исад (они составили список прихода, собрали подписи), дошел до заместителя председателя Совета Министров. Убедил его в том, что их церковь - памятник искусства и ее надо восстанавливать. Найдено было компромиссное решение: открыть церковь, где первый этаж - для богослужения, второй - для музея Виктора Ивановича Иванова (музея, к слову, нет и сейчас).
Кроме того, свою первую Государственную премию - премию России Виктор Иванович отдал на реставрацию храма, хотя тогда его семья жила бедно, во многом нуждалась. Но и супруга Виктора Ивановича одобрила такое решение мужа.
Сейчас храм сияет своей красотой и радует не только прихожан.
- Затем село принадлежало Ржевским. При них здесь был великолепный театр. Когда, как нередко случалось, владельцы охладели к своему увлечению, крепостных артистов распродали. Но профессионализм исадских артистов был так велик, что балетная труппа Ржевского стала основанием для балетных трупп Большого и Мариинского театров.
В свое время село перешло к Кожиным. Это дед и бабка Георгия Карловича Вагнера...
- Когда собираешь все это воедино, - заключил Виктор Иванович, - то это наполняет тебя творческой энергией, силой, которая сейчас особенно необходима.
Ход мыслей Виктора Ивановича особенно стал понятен, когда, бросив взгляд на карту Рязанской области, он заметил: "На ней нет такого села - Исады. Случайность или не случайность? Но что-то в этом есть тревожное.
Мой дом стоит окнами на улицу, по которой каждый день несут в церковь покойника. Если посчитать, сколько людей у нас рождается и умирает, то можно сделать вывод: Исады потихоньку исчезают. Надо каждому что-то делать, чтобы сохранить село с таким легендарным прошлым".
- Я каждый год первого сентября хожу в школу, - продолжает Виктор Иванович, - я когда-то был на открытии этой школы. Тогда в ней числилось 700 учеников. Сейчас 45. Уже три года не набирают детей в первый класс: нет малышей. Есть, правда, в селе два семилетних мальчика, но их родители не отпустили в школу. Это тоже небывалая вещь. Раньше крестьяне стремились выучить детей, "вывести в люди"...
Вообще сейчас в жизни происходит много чего, тревожащего душу. Я смотрю на детей и закрадывается иногда чувство, что вижу обреченных людей. Может, это ощущение неверное. Хотелось, чтобы оно было неверным.
Рецепт художника Иванова по спасению села и односельчан проверен временем. Он говорит:
- Я думаю, что надо, прежде всего, прививать любовь к родному краю, его истории, учить видеть красоту родных мест. С этого начинается личность. Я заметил: в школе висит стенд об истории села, но дети ничего о селе не знают. Я, бывая в школе, рассказываю о том, что знаю сам. Чувство родины - особый дар, не у всех он есть. Но это чувство можно развить. Может быть, были бы даже полезны уроки, которые обязательны для художника.
Они называются "смотрение в даль". Ощущение природы настолько сильно, что через полчаса "смотрения" будто обретаешь второе дыхание.
Через любовь к "малой родине" приходит чувство ответственности за судьбу всей страны. Этим чувством всегда были богаты русские люди. Помните лесковского "Очарованного странника" - историю прожившего большую жизнь человека? Когда его спрашивают, куда же вы теперь идете, он отвечает: "Пострадать за Русь". Простой человек нес в себе чувство причастности ко всей России, и за нее пострадать - для него великая обязанность и счастье. Вот это, на мой взгляд, мы сейчас теряем. Люди сейчас не меньше, чем в силе физической, нуждаются в силе духовной.
У самого Виктора Ивановича это чувство развито сильно.
В шестидесятые годы Виктор Иванов был одним из зачинателей нового направления в живописи - "сурового стиля". Художник вспоминает:
- Нашим девизом стало: "Правда и только правда в искусстве". Все было подчинено этому. Мы стремились освежить и обновить художественную форму произведения, найти свою идею, отразить жизнь так, как она есть, без прикрас. Эта ответственность перед обществом, перед людьми у нас проявлялась обостренно. Врагом нашего искусства были лакировка, фальшь, неправда, наслоения которых были в искусстве перед шестидесятыми годами. Та жизнь, которая явилась перед нами как художниками, была более суровой, чем ее хотели видеть власти, потому нас назвали художниками "сурового стиля".
Они считали себя народными художниками - по призванию, по убеждениям, по жизненным принципам. Они изображали жизнь без прикрас, хотя были трудности с выставками картин, с их продажей. Некоторые картины Виктора Ивановича вызывали сопротивление властей. Но, тем не менее, художник считает, что было у него сорок лет свободного творчества. Он говорит так:
- Сейчас раздаются возгласы, что партия, правительство мешали художнику творить, что все живое зажималось. Неправда! На это ссылаться могут только те люди, которые хотят оправдать свою несостоятельность.
Уже были освобождены и мысль, и чувства. Обязанности художника были ясны. Кто не выполнял задачу художника правдиво отражать жизнь, тот предавал искусство, предавал себя и свой талант!
Он писал жизнь такой, какой видел - очень нелегкой для простого народа, но от картин Виктора Иванова тех лет веет силой, мощью и нежностью.
"Гость пришел", "На покосе. В шалаше", "Семья. 1945 год", "Молодая мать" - это обращенность к самым высоким общечеловеческим проблемам. Это органическое слияние правды, идейности и поэзии. В центре творчества - человек из народа, его труд, радости и даже горе. Самым главным творением своей жизни художник считает "Похороны в Исадах", над которой работал 25 лет. Виктор Иванович говорит, что все его сокровенные масштабные размышления - в этой картине. Здесь, несмотря на скорбность момента, есть нечто возвышенное, что говорит о торжестве человека, жизни над смертью. Каждый образ лишен чего-либо бытового. Это как бы памятник нашему народу.
- Иногда про мои работы говорят, - замечает Виктор Иванович, - что они о тяжелой, изнурительной жизни.
Ничего подобного! У меня смысл другой: посмотрите, какой в этих тяжелых условиях герой - человек, какой он сильный, красивый, добрый, он прекрасен! Вот в чем смысл. Для меня жизнь народа, его облик, сущность - главное в искусстве. Смысл моего творчества не в осуществлении той личной свободы, которую сегодня объявили приоритетом над всем и вся, а в том, чтобы выразить смысл нравственных устремлений моего народа, какие в народе существуют нравственные движения, вот их уловить.
Эту мысль относительно свободы творчества, так актуальную сегодня, В.И. Иванов хорошо выразил при вручении ему премии имени М.Шолохова: "По Шолохову, свобода творчества заключается в обретении несвободы от нравственных устоев народа. Без такой несвободы творчество становится опустошенным, бессильным и, в конечном итоге, просто никому не нужным".
Творчество Виктора Иванова востребовано и сегодня, особенно простыми людьми. Не зря так уважительно относятся к нему его земляки.
У картин Иванова рязанская "натура". Персонажи полотен Виктора Ивановича ходили по рязанской земле.
Они из Исад или других ближних сел. Хотя, конечно, художник - не фотограф. Ему чуждо натуралистическое изображение.
- Я только всегда хочу выразить лучшее в человеке, по моим понятиям - говорит Виктор Иванович, - то, что извечно жило в традиции нашей культуры, что отвечает нравственным представлениям, что сейчас существует и должно существовать дальше.
Верный себе, своим принципам в искусстве и жизни, Виктор Иванович Иванов сейчас не спокоен душой за происходящее в нашем обществе. Он считает, что идет сознательное разрушение нашей культуры. И что самое печальное, по мнению художника, разрушение будет продолжаться до тех пор, пока будет сознательно разрушаться сама Россия, ее экономика, ее государственность. Устройство страны, которое сейчас происходит, неверное, потому, что не соответствует характеру народа, укладу его жизни, его нравственной сути.
Что же изменилось в нынешних людях, на взгляд художника?
- Я вижу, - говорит Виктор Иванович, - как начинают размываться лучшие черты моих земляков: их цельность, сила, разжижается и ухудшается характер. Народ безмолвствует, не спешит проявить свою мудрость, отвагу и другие национальные добродетельные качества.
Появляются безразличие и тупость. Я и хочу, чтобы каждый вложил кусочек своего труда, чтобы остановить деградацию. Я по мере сил стараюсь что-то делать, хотя бы не во вред. Часто беседую с людьми, стараюсь объяснить, что загубили нас фальшивые оптимисты, шапкозакидатели.
По убеждениям я коммунист, признается Иванов, хотя никогда не состоял в партии. Виктор Иванович говорит еще, что самое важное сейчас - не потерять нравственные представления о добре и зле, которые свойственны русскому народу. Это поможет найти путь к оздоровлению.
Вера и цель - важнейшие ориентиры в нашей жизни. Смысл жизни приобретает огромное значение, когда есть согласие с самим собою и бесстрашие перед подлостью и предательством.
В нравственном оздоровлении общества, естественно, большое место должно принадлежать искусству. Тревожит художника то, что оно теряет, по его мнению, самобытность. Все самое безнравственное, чуждое народным традициям идет с Запада, из Америки. Виктор Иванович Иванов с горечью говорит о существовании сил, вольно или невольно способствующих если не принижению в целом русской художественной культуры, то, во всяком случае, сглаживанию, срезанию ее великолепных самобытных вершин. Мастер не голословен в данном случае. Примеры? Десять лет была закрыта Третьяковская галерея. Целое поколение художественной, да и не только художественной, молодежи питалось в основном лишь западными модернистскими выставками, заполнившими духовный вакуум. Если учесть при этом, что в те же годы были закрыты по разным причинам и Исторический музей, и Ленинская библиотека, и вовсю работала антироссийская "перестроечная" пропаганда, стоит ли удивляться, - задает риторический вопрос Виктор Иванович, - нигилистическим, прозападным настроениям в обществе?
Но вот открылась отреставрированная Третьяковка.
Но, оказывается, обновилось не только помещение.
Изменились экспозиции. Виктор Иванович с горестью говорит, что везде, где только возможно, приглушается экспозицией определяющее качество русского искусства - его идейно-нравственное, духовное начало, его особая вдумчивая серьезность и всячески выявляются и подчеркиваются декоративные элементы.
- Зайдите, к примеру, в залы Репина, - приглашает Иванов, - и вы увидите, как экспозиторы расшатывают великое творчество художника. Никогда еще в Третьяковской галерее выставка работ Репина не была так бессмысленна. Кажется, что ее делали люди, потерявшие всякий интерес к творчеству Репина. Работы разбросаны по стене только "по пятну", без чувства репинской идеи, смысла его творчества. Где "Не ждали?", где "Царевна Софья", где "Отказ от исповеди"?
Или войдем в зал, где размещены произведения эпохи "Союза русских художников", так называемый "малявинский". Первое, что бросается в глаза - всех этих замечательных художников, каждый из которых заслуживает серьезной уважительной экспозиции, как говорится, скопом втиснули в один зал, перемешали и представили как бы "общим списком". Для экспозиторов они как бы второй сорт художников. И это по отношению к мастерам, которые отдали весь свой талант изображению России, русского человека. С такой подлинностью, какой еще не было в нашем искусстве! Именно так, в соответствии с их значением и местом, они были показаны раньше, в прежней экспозиции.
Это не частности, не мелочи. Виктор Иванович выстраивает целую систему приемов подобного рода. Так, в конце прошлого века были 150-летние юбилеи Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Сурикова. Отмечались эти события более чем скромно. "В печати и на телевидении, - рассказывает Виктор Иванович, - положительные отзывы были единичны. Чаще звучала откровенная враждебность. И это при том неистовом разгуле празднеств и пиров, которые постоянно видим на ТВ, читаем в печати о юбилейных торжествах всяких очередных "гениев" и "звезд", всем уже давно набивших оскомину. Между тем авангардизм и реализм - не просто художественные течения. Принципиально различна их суть:
у нас смысл, содержание, душа идут впереди художественной формы.
Здесь опять небольшое отступление. Недавно прочитала, что группе ученых под руководством старшего научного сотрудника Николая Наумова из института прикладной математики имени Келдыша удалось записать...
голоса многих предметов. Оказывается озвучить можно и овощи, и человеческое тело, и картины. Предмет помещают в футляр, который улавливает фотоны, элементарные частицы магнитного поля, излучаемые этим предметом. Все показания записываются чувствительным прибором.
Различные предметы звучат по-разному. Например, яблоко пищит очень жалобно и монотонно, огурец - оптимистичен и весел.
В лаборатории Наумова пытались озвучить картины авангардиста Никоса Сафронова. Не получилось.
- В картине нет времени, она статична. А музыка существует в пространстве и во времени, - говорит Н.А. Наумов.
Таким образом, ученые, может, косвенным образом подтвердили "бездушие" авангардизма, - то, о чем говорит художник Иванов.
"В послереволюционной России, - вспоминает Виктор Иванович - тоже расцвел пышным цветом авангард. Это направление - формалистическое - было лишено энергии созидания, оно несло в себе энергию разрушения, и потому тогда все национальное сознание общества инстинктивно повернулось к реалистическому искусству.
Именно в нем была сила, в которой нуждался народ...
Пытаясь рассказать о выдающемся художнике, я сознательно почти не говорю о его картинах. Во-первых, потому, что не искусствовед. Во-вторых, о картинах вряд ли можно написать. Их надо видеть. Между тем в художнике важен не только талант, но и его личность. А о творчестве я спросила самого Виктора Ивановича. О чем он мечтал, начиная свой творческий путь, и удалось ли ему воплотить свои мечты? На что Виктор Иванович ответил так:
- Моя мечта не была оформлена в словах. Но хотелось совершить что-то грандиозное, под стать Микеланджело или Александру Иванову, или Шолохову. Хотелось создать картину всей жизни. Но, почувствовав бремя невозможности создать нечто столь грандиозное и всеобщее, я как бы разбил свою мечту на кусочки и стал воплощать замысел по частям, то есть создавать более мелкие вещи, которые могли бы в совокупности отразить картину жизни народа. И действительно, способ, когда я изображаю по отдельности главные явления народной жизни - рождение, смерть, счастье, горе, радость, - в итоге постепенно соединяются в то, что я когда-то хотел выразить в одном исключительном произведении...
При этом Виктор Иванович особо подчеркивает:
- Мое творчество, взгляды, убеждения - все это результат укорененности в земле рязанской. Творчество мое - это совокупность людей, которых я изображаю, и меня, художника. Очень хочется, чтобы зрители увидели на моих полотнах людей нашего времени, их облик, образ жизни, характер, увидели народ в его трагическом и героическом проявления, подумали, глядя на картины:
"Вот такие люди живут в России, и я - с ними. Я - их часть"... Много пришлось нам выстрадать, но остались неистребимыми в нас чувства любви, веры и надежды.
...Мы идем с Виктором Ивановичем туда, где невозможно не побывать, находясь в Исадах, - к храму, на Красный Яр. Здесь, на высоте, человек, наверное, особенно остро чувствует всю красоту сотворенного Богом мира и себя - как частичку его. Здесь забывается все мелочное, незначительное, очищается и возрождается душа. Наверное, сюда приходили в минуты отдыха строители прекрасного храма - за вдохновением, может, тут рождались у Прокопия Ляпунова мысли о том, как переустроить Россию, чтобы всем дышалось свободно, жилось богато. Здесь осушали слезы униженные актрисы крепостного театра Ржевского. И уж достоверно точно, что на этом месте Георгий Карлович Вагнер, испытавший немало несправедливости и лишений, встретился с родными местами незадолго до смерти, счастливый тем, что сделал свое главное дело жизни.
Сюда приходит и сейчас немало людей, может, тех, в чьих сердцах зарождает любовь к Отчизне своими картинами, статьями, выступлениями и простым житейским общением Виктор Иванович Иванов - признанный художник и мудрый человек, которому удалось сохранить одно из самых ценных качеств настоящего художника - принадлежность своему времени и своему народу.
с.Исады, Спасский район.
Лидия Крючкова.
00:04 27.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






