Архив новостей → "Созреет" земельный кодекс - созреют и хлеба.
"Созреет" земельный кодекс - созреют и хлеба.
Только президентская схема решения аграрного вопроса может предотвратить экономическую трагедию на селе
"Если в ближайшее время не будет решен вопрос о частной собственности на землю, разорение крестьян станет массовым", - такое письмо направил в адрес Президента Бориса Ельцина фермер из Подмосковья Владимир Быкасов. И пояснил: "Свободных оборотных средств у большинства из нас нет. Занять денег в банке можно только при наличии залога. Им может служить земля. Доводы коммунистов, что, мол, продавать землю - все равно что продавать мать родную, - чушь. При акционировании колхозов работники получили доли, но работать на земле могут далеко не все. Надо дать возможность продать ее тем, кто хочет на ней работать".
Казалось бы, куда яснее. И Президент, понимая фермера Быкасова и еще 12 миллионов землесобственников, в прошлом году наложил вето на антирыночный вариант Земельного кодекса. Думцы инициировали преодоление президентского вето. Законопроект, так и не рожденный в четырехлетних муках, грозил стать поражением сторонников реформ. Однако до преодоления вето дело не дошло. По инициативе Президента в конце декабря состоялся "круглый стол" из представителей различных сил, который обозначил поворот в решении земельной проблемы по новому президентскому сценарию. ("РВ" в одном из последних номеров 1997 года излагали этот вариант.) Но поскольку "круглый стол" состоялся накануне Нового года, общество в предпраздничной суете не успело осознать важность этой новой победы президентской команды. "Круглый стол" обошелся без битв, а большинство облеченных высшей государственной властью участников склонились к тому, что земельную реформу надо продолжать.
События за "круглым столом", напомним, разворачивались драматически. Аграрии, коммунисты и еще ряд фракций стояли за подписание кодекса в том виде, каков он есть, чтобы затем путем поправок доводить его до ума. Вторая позиция была заявлена Президентом, Правительством и частью фракций, таких, как НДР, Яблоко. Они считали, что в нынешнем виде проект Президентом подписан быть не может. Ситуация за "круглым столом" оказалась в "динамическом равновесии", и все ждали, что скажет Совет Федерации. И произошла сенсация. Егор Строев заявил, что проект Земельного кодекса не отвечает ни на один из четырех серьезнейших вопросов. Это вопросы собственности, ипотеки, федерализма и самостоятельности регионов. Следующее сообщение буквально ошеломило сторонников кодекса: согласно опросу, проведенному среди членов Совета Федерации, 60 процентов заявили, что проголосуют против такого проекта. То же подтвердил и губернатор Белгородской области Евгений Савченко, председатель Аграрного комитета СФ: кодекс нуждается в доработке, не отвечает требованиям реальной жизни. Шаймиев, президент Татарстана, расставил точки над "и": как бы мы ни вуалировали вопрос, но главным остается: можно продавать землю или нельзя? В нынешних условиях земля является товаром, поэтому должна иметь стоимость, покупаться и продаваться.
Таким образом, стало ясно, что кодексу президентских поправок не избежать. Под таким знаком закончился 1997 год.
Что будет дальше? Через три месяца, когда на полях озимые выйдут из-под снега, а в южных районах у крестьян все будет готово к севу, Президент вернется к доработанному проекту. За отпущенный им срок должны быть исправлены три важнейшие концептуальные ошибки: восстановлены права граждан, возвращено понятие федеральной собственности, прописаны статьи, связанные с частной собственностью на землю и ее оборотом. При этом государственный контроль за оборотом участков сельхозназначения будет законодательно усилен, на этом настаивает Борис Ельцин. Последнее слово остается за губернаторами: пока Совет Федерации не проголосует за проект, вето Президента преодолено не будет. Была одобрена новая идея - выработать федеральную президентскую программу развития Земельной реформы. Она тоже должна быть готова в трехмесячный срок.
Как и предрекали "РВ", возобладала еще одна разумная точка зрения: не ждать "созревания" такого общего и трудоемкого документа, как кодекс, а разрабатывать конкретные законопроекты, которые регулируют те или иные аспекты земельных отношений. Президентом дано поручение ускорить работу над пятью важнейшими законами. Это закон "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения". "О государственных и муниципальных землях", который совершенно необходим, потому что земли субъектов Федерации и муниципалитетов не разграничены, и это вызывает ожесточенную борьбу между ветвями исполнительной власти. Когда налогообложение станет реальным, земля превратится в источник средств для местного самоуправления.
Третий закон - "О государственном земельном кадастре". Он должен описать всю процедуру деятельности, связанной с накоплением информации о земле и недвижимости. Четвертый закон - "Об оценке земель". Земля сейчас недооценена, налоги мизерные. В 1997 году собрано 10 трлн. земельных платежей. Хотя западные эксперты оценивают стоимость всех земель России в пять триллионов долларов.
Закон "О землеустройстве" будет регламентировать деятельность по межеванию, инвентаризации, обозначению участков. Правительство должно внести эти проекты в приоритетном порядке.
"Красный" кодекс не прошел. По мнению председателя Госкомзема Ильи Южанова, предотвращена экономическая трагедия, которая могла бы затормозить развитие России на многие годы.
Елена ИШКОВА.
Мнение публициста Юрия Черниченко:
Я по роду своей деятельности принадлежу аграрной реформе. Итог прошедших семи лет, по-моему, крайне печальный. Он напоминает такой сюжет: человеку объявили о предстоящей операции, привезли в операционную, дали хлороформ, поставили капельницы, раскроили. А потом у хирурга нашлись новые затеи, он ушел перекуривать со своим научным консультантом. Медсестра убежала за ребенком в детский сад. А нарколог и анестезиолог думают: шут с ним, он и сам как-нибудь выберется.
Так и движение фермеров: их подняли из окопов и бросили. Те, кто не пошел по пути плутов и крохоборов, прозябает в нищете и муках. Председатель разграбленного колхоза ездит на джипе "Чероки". А по поводу денег говорит мужику: не могу я тебе платить, меня диспаритет цен замучил. По моим подсчетам, 2/3 российской земли сейчас по-прежнему находится во власти "конторы" и только 1/3 - по власти гражданина. Контроля за исполнением указов Президента в райцентре нет, президентская вертикаль туда не доходит. При такой слабости власти и отсутствии политической воли аграрная реформа держится на авторитете Президента.
00:04 15.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |