Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейМузейный смотритель.

Музейный смотритель.

Вы, конечно, помните, как в комедии "Старики-разбойники" невсамделишные воры крадут картину из музея, и, уверена, не забыли наивно-невольно помогающих им музейных работников, на лица которых - то скучающие, то доверчивые, то настороженные, то восторженные - нельзя смотреть без улыбки.

Ну а не в кино, в жизни, какие они - музейные смотрители, профессия которых, прямо скажем, не из массовых? Чтобы ответить на этот вопрос, я оказалась на территории Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, а если точнее - в консисторском корпусе постройке 50-х годов ХVII века. На временную роль музейного смотрителя меня сосватала Татьяна Валентиновна Рахманина - заведующая отделом научной пропаганды. "Начинаем мы в десять утра", - проинформировала она накануне моего первого рабочего дня. Кто же пойдет в музей в такую рань субботним, не по-весеннему морозным утром, в котором столько соблазнов (поспать подольше, погонять видик, не спеша насладиться кофейком)? - подумала я.

- Ты куда спозаранок? - спросила меня знакомая, ждущая, как и я, на остановке автобуса.

- А ты куда?

- На рынок - за свежей печенкой.

- А я в музей.

- В музей... - она задумалась. - А туда разве кто ходит еще?

Этот диалог подогрел мои сомнения, но в 10.25, когда я вошла в экспозицию "Природа Рязанской области", в нижнем зале - у мамонта - уже стояла экскурсия из десятка юношей во главе с женщиной - на вид строгой, по-учительски пресекающей все попытки своих подопечных уклониться от рассказа экскурсовода и расслабиться.

- Это уже вторая сегодня экскурсия, - с этими словами со второго этажа спустилась милая подтянутая дама. Нас познакомили, и оказалось, что мне предстоит работать в паре со смотрителем музея Руфиной Александровной Шаровой: отвечать за сохранность экспонатов ("у нас не серебро, не золото, конечно, но особо ценные природные объекты"), курировать три зала на верхнем этаже, заботиться о чистоте ("стеклышки в диорамах и биогруппах должны блестеть") и порядке, привечать посетителей - и все это до 18.00. "Выходные дни - понедельник и пятница, так что и завтра, в воскресенье, тоже работаем", - "подбодрила" меня Шарова.

Мы уже поднялись наверх и беседуем во втором по счету зале, когда в соседней, скрытой от нашего глаза комнате легонько начинает поскрипывать лестница...

- Мама с ребенком, - отвечает на мой немой вопрос Руфина Александровна и спешит туда, я - за ней. Там действительно осматривают экспонаты мама и малыш, который, быстро пресытившись рыбками за стеклом, настойчиво интересуется, где волк. Мама молчит, а отвечает Шарова: "Вот пойдешь сейчас, деточка, дальше и увидишь волка. А что ты о нем знаешь? Сказки мама читала? Но в природе волк совсем не такой недотепа, как в некоторых сказках".

- Волк - умное животное и верное,- продолжаю я ее рассказ, все больше увлекаясь и срочно мобилизуя свои биологические знания.

- Скажи тете спасибо,- выслушав меня, говорит мама сыну, и это первое "спасибо" радует, как долгожданный подарок.

- Вообще-то нам не положено рассказывать посетителям. На то есть экскурсовод, - просвещает меня Шарова, когда мы остаемся одни, - но как удержаться, правда?

- Руфина Александровна, а как вы догадались про маму с ребенком?

- Через стену я, конечно, не вижу, - улыбается она, - но поработаете с мое, тоже многое примечать научитесь. Разве вы не различили: шаги на лестнице были совсем легкими - так не ходит взрослый мужчина и еще...

- И она делится со мной секретами, как по разным приметам отличить посетителей не глядя.

Выхожу в другой зал и начинаю самостоятельную работу. Вот мальчик приник к стеклу, закрывающему экспонат с лисой.

- Что тебя так заинтересовало?

- А там у лисы в норке есть лисята?

Лисята? В норке? А я ее и не приметила. Правда, вот она - норка, и в четыре любопытных глаза продолжаем изучение "объекта".

- Пошли, сын, - папа, оторвавшись от созерцания весенней фауны и флоры, уводит мальчика.

- Что же вы так быстро? - бросаю вслед.

- А у нас такая метода: сначала пробегаемся, а на обратном пути все внимательно осматриваем, - охотно объясняет папа.

- Ну что, нравится работа? - интересуется у меня неслышно подошедшая Руфина Александровна. - Пойдемте в третий зал, там тоже интересно, и туда только что мимо вас прошли две девушки. Не заметили? Не страшно, от них никакого беспорядка не будет, умненькие девочки, любознательные, я их уже не раз здесь видела, и всегда у них ручки и тетрадки наготове, наверное, ищут материал для сообщения на уроке.

Девушки и вправду увлеченно рассматривают экспонаты, делают записи, негромко переговариваются.

- Не будем им мешать, - решает Руфина Александровна.

Консультант, психолог и просто очень наблюдательный человек - все это приложимо к профессии музейного смотрителя. А что еще? Наверное, общительность и спокойный, ровный характер. Необходимость быть на людях, кстати сказать, заставляет держать себя в форме, следить за одеждой, прической и даже забывать о собственных болячках.

- А кто чаще всего приходит за духовной пищей?

- Народ в основном хороший, - отзывается Руфина Александровна. - Если кто немного выпивши придет - сто раз извинится, мол, день рождения справляли. Но таких единицы. "Крутые", как правило, не ходят. В основном посетители - это люди небогатые.

- А сегодня народу как - много, мало? - продолжаю я разговор.

- Да пока судить не берусь. У нас два пика на дню:

с 11.00 до 15.00 и после 17.00, уже закрывать пора, а все идут. А сейчас всего-то полдень.

- Полдень? Но у меня гудят ноги, да и спина...

- А вы присядьте на стульчик.

- Сами-то вы не садитесь.

- Привыкла. Я здесь с 93-го года - первая смотрительница в "Природе".

- И не надоедает каждый день год за годом одно и то же перед глазами?

- Надоедает? Знаете, нет. Мне очень нравятся все наши экспозиции. Посмотришь на них и в сотый раз - душа радуется. Может, я такая романтичная, но для меня музей, как сказка. Я и посетителям часто говорю: "Не спешите. Сделайте себе праздник".

В соседнем зале какое-то непонятное движение. "О, кажется, шумная семейка пожаловала..." - решает Шарова.

И как в воду смотрела: ребенок водит по прозрачным стеклам потно-грязными пальцами, у папы челюсти ходят от жвачки и взгляд все время устремляется за чуть приоткрытое окно - к солнышку, при этом он успевает насвистеть игривый мотивчик, а мама... мама вознамерилась именно здесь учить обоих хорошим манерам.

- Стеклышки руками не трогай, видишь, какие они чистые - будто их и нет, я их сегодня тряпочкой протирала, - спокойно обращается Руфина Александровна к мальчику. - Природу любишь?

- Да любит, любит, кто ее не любит, - отвечает скороговоркой один из родителей тоном, подтверждающим, что от любви до ненависти - один шаг.

- Такие посетители не характерны: зашли от нечего делать, в плохом настроении. А вот эти, посмотрите, наши постоянные, - говорит мне Шарова.

"Дрозд! Ласточки! Да посмотрите, удод ведь настоящий! Какая прелесть!" - у этих папы-мамы-дочки радости узнавания нет конца.

- До чего же приятные люди, - делюсь своим наблюдением с Руфиной Александровной, а ее... ее нет.

Но ведь я только на минуту отвернулась. По лестнице она не спускалась, в другой зал не проходила! Загадка...

- Идите сюда, - голос ее неожиданно звучит прямо из стены.

- Куда - сюда?

- Давайте перекусим, - Шарова приоткрывает дверь в стене, которую я и не заметила.

За ней - комнатка. Официального часа обеда у смотрителей нет. А покушать, пока посетителей нет, можно. Конечно, все на ходу, наспех, но и к этому уже выработалась привычка.

- ...Извините, а что еще можно посмотреть интересного?- озадачивает меня вопросом мужчина с фотоаппаратом в руке.

- Выставку бисерных украшений, в мире сказок - по Пушкину, - называю наиболее запомнившееся и близкое моей душе.

- Спасибо.

- Чувствуете, какая энергия благодарности от посетителей идет? - спрашивает Шарова. - Не мы всю эту красоту делали, а "спасибо" нам говорят. Приятно, правда?

...В первом зале девчушка тычет пальчик в этикетку.

"Ну, читай, - поощряет ее папа, - вы-ху-холь". "Крыса!" - отметая подсказку, звонко кричит девочка.

- Тише, в музее так нельзя, - останавливают ее одновременно Руфина Александровна и папа.

- Ну, какая же это крыса? Выхухоль - совсем другой зверек, современник мамонта, - объясняет Шарова.

- Откуда вы все знаете? - спрашиваю ее.

- Роюсь в энциклопедиях, делаю вырезки из газет. И еще для нас экскурсии устраивают. Что ж тут удивительного?! Я люблю свою работу, а не просто подрабатываю к пенсии.

...Мимо нас усталый папа тянет за руки понурых мальчишек-двойняшек, приговаривая: "Надоели, больше я с вами не пойду".

- Не понравилось? - удивляется Руфина Александровна.

- Не в том дело. Мы к вам прямиком из художественного музея, устали, наверное.

- А вы не спешите нагружать детей эмоциями. Для них поход в музей - и удовольствие, и труд. Пока они маленькие, им на один раз одной экспозиции довольно, - говорит Шарова.

- Спасибо за совет. Как видно, вы правы.

...Идет-бежит время. Мелькают туда-обратно мамы-папы, бабушки-дедушки с детьми, солдаты в форме, молодые люди... С непривычки запоминаются единицы.

Вот этот дядечка, например, восхищенно приговаривающий: "Какой шикарный орел".

- Это не орел, а орлан-белохвост, - уточняет Шарова. - Чучелу 90 лет.

Вопрос ко мне: - "Скажите, пожалуйста, вон на той картине - это не речка ли Пра?" - Угадали, - отвечаю. - А вы сами, простите, откуда? Из Москвы? Ну, вас вряд ли чем удивишь.

- Ошибаетесь, у вас очень интересный музей, уж поверьте мне, я всю столицу и Подмосковье изъездил.

Спасибо за него вашему городу.

... Пора прощаться. Только начала привыкать, а мой рабочий день смотрителя музея закончен.

- Давайте проверим вашу наблюдательность, - предлагает напоследок Руфина Александровна. - Вы сегодня много общались с детьми. Какие звери для них самые интересные в нашем музее?

- Еж, лиса, рыба.

- Молодец. Экзамен выдержали, - улыбается Руфина Александровна. - Приходите еще. Вот начнется разлив, у нас посетителей ох как прибавится. С набережной - прямо к нам.

На выходе из музея я почитала книгу отзывов - теплые, добрые слова на каждой ее странице. 3аписанные рязанцами Юлей и Сашей запомнились особо: "Как только мы вошли в музей, нам сразу улыбнулись".

Татьяна Барановская.

  00:04 31.03  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU