Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПрезидентское вето: Вера, совесть и закон.

Президентское вето: Вера, совесть и закон.

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый Государственной Думой 23 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации 4 июля 1997 г.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее именуется - Федеральный закон) противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и другим положениям Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности статьям 2, 6, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 28, 29, 30, 54, 55, 59 и 62 Конституции Российской Федерации, статьям 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека, статьям 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьям 9 и 10 Конвенции Совета Европы о защите прав и основных свобод. Не случайно вопреки части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации из текста Федерального закона исчезло упоминание о международно-правовых актах как неотъемлемой части законодательства Российской Федерации о свободе совести, а содержится лишь указание на вспомогательное использование положений международных договоров в целях толкования законодательства Российской Федерации о свободе совести (в которое авторами Федерального закона сами международно- правовые договоры, участниками которых является Россия, не включаются).

Участие в Конвенции о защите прав и основных свобод является обязательным условием членства в Совете Европы. В рамках процедуры вступления в 1996 году в Совет Европы Россия подписала данную Конвенцию и взяла на себя политическое обязательство в течение года ратифицировать этот основополагающий акт. В настоящее время мною готовятся документы для внесения указанной Конвенции на ратификацию в Государственную Думу.

Кроме того, Федеральный закон противоречит ряду иных законов Российской Федерации, внося дополнительный дисбаланс в систему российского законодательства, и так серьезно расшатанную непродуманным и хаотичным законотворчеством. Федеральный закон, с одной стороны, следуя Конституции Российской Федерации, характеризует Российскую Федерацию как светское государство, а с другой стороны, под предлогом ограничения деятельности псевдорелигиозных организаций вводит дискриминационные правила регистрации и перерегистрации религиозных организаций (пункт 2 статьи 7, статьи 9, 11, пункт 5 статьи 27 Федерального закона) укоренившихся в России конфессий. Безусловно, государство может и должно ограничивать деятельность псевдорелигиозных организаций, наносящих ущерб нравственности и здоровью населения, но это не значит, что государство может при этом попирать основополагающие права человека.

Вызывают серьезные возражения положения Федерального закона, заведомо направленные на ограничение прав граждан Российской Федерации, преимущественно проживающих за пределами Российской Федерации, а также лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Данные нормы противоречат статьям 2, 6, 15, 16, 17, 18, 19, 28, 29, 30, 55 и 62 Конституции Российской Федерации, статьям 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека, статьям 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьям 9 и 10 Конвенции Совета Европы о защите прав и основных свобод.

Необходимо подчеркнуть, что статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет права и свободы человека в качестве высшей ценности в Российской Федерации и обязывает государство, все его органы признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Статья 18 предусматривает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьями 19, 28 и 30 Конституции Российской Федерации свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свобода выбора и распространения религиозных и иных убеждений и право на объединение независимо от принадлежности к российскому гражданству, места жительства и иных обстоятельств гарантирована каждому.

Кроме того, часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются наравне с гражданами Российской Федерации правами, закрепленными Конституцией Российской Федерации. Также в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту пребывания и по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Аналогичные нормы закреплены также в статьях 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека, статьях 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьях 9 и 10 Конвенции Совета Европы о защите прав и основных свобод.

Однако положения пункта 4 статьи 3, статьи 6, статьи 7, статьи 8, статьи 9, пункта 4 статьи 11, пункта 2 статьи 20 Федерального закона нарушают указанные конституционные и международно-правовые принципы и нормы, так как содержат ограничение прав граждан Российской Федерации, преимущественно проживающих за пределами Российской Федерации, а также лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Так, пункт 3 статьи 8 Федерального закона предусматривает, что совместное исповедание и распространение веры в форме религиозных организаций могут осуществлять только граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в одной местности.

Еще более серьезно ущемляются права иностранных граждан и лиц без гражданства - в соответствии с пунктом 4 статьи 3, статьями 6 - 9, пунктом 4 статьи 11 они не вправе исповедовать и распространять веру совместно, а могут реализовать свои религиозные потребности только индивидуально.

Серьезным антиконституционным положением Федерального закона является отступление от принципа равенства религиозных объединений перед законом, установленного статьями 13 и 14 Конституции Российской Федерации, а также статьей 19 Всеобщей декларации прав человека, статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 10 Конвенции Совета Европы о защите прав и основных свобод, которые содержат положение о том, что каждый вправе свободно получать и распространять информацию (в том числе и религиозную) без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ.

Кроме того, пункт 2 статьи 13 Федерального закона предусматривает, что представительства иностранных религиозных организаций могут открываться только при российских религиозных организациях. Такая норма, во-первых, ставит представительства иностранных религиозных организаций в прямую зависимость от отношения к ним российских религиозных организаций, а во-вторых, налагает на российские религиозные организации функции органов государственной власти по отношению к иностранным религиозным организациям, так как перед государственной регистрацией своего представительства в России иностранной религиозной организации необходимо получить официальное согласие на его открытие от российской религиозной организации. Тем самым пунктом 2 статьи 13 Федерального закона нарушается также и закрепленный в статье 15 Конституции Российской Федерации принцип отделения религиозных объединений от государства, который в этой части продекларирован также в третьем абзаце пункта 2 и третьем абзаце пункта 5 статьи 4 Федерального закона. Нарушает указанный конституционный принцип также и норма пункта 1 статьи 9 Федерального закона, в которой предусмотрено, что решение централизованной религиозной организации по вопросу подтверждения существования религиозной группы фактически приравнено по своему правовому статусу к решению органа местного самоуправления.

Позицию о необходимости обеспечения равенства каждого, исповедующего религию, перед законом, а также религиозных объединений Президент Российской Федерации уже выражал неоднократно, в частности, дважды отказываясь в 1993 году подписать принятый Верховным Советом Российской Федерации Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" как противоречащий Конституции Российской Федерации и международным правовым нормам. Кроме того, после принятия Государственной Думой Федерального Собрания проекта данного Федерального закона в первом чтении главой государства были направлены в нижнюю палату парламента концептуальные замечания и предложения, однако депутатами они были полностью проигнорированы.

Преамбула Федерального закона закрепляет неравенство также и религий, так как только православие признается неотъемлемой частью общероссийского исторического, духовного и культурного наследия. Ислам признается равным православию, но без указания на вхождение в общероссийское наследие, а буддизм, иудаизм и другие традиционные религии признаются "уважаемыми". К остальным религиям данные принципиальные положения не относятся. Вместе с тем в пункте 3 статьи 3 Федерального закона в противоречие с преамбулой закреплено, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. С учетом статьи 28 Конституции Российской Федерации, которая характеризует свободу вероисповедания как право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, следует отметить и внутреннее противоречие самого Федерального закона, и неконституционность установленной его преамбулой иерархии религий.

Принцип равенства религиозных объединений перед законом нарушен и положением пункта 5 статьи 8, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона: признание государством религиозной организации в качестве общероссийской или местной ставится в зависимость от сроков существования во времени самих организаций. Так, религиозные объединения, существующие менее пятнадцати лет, согласно статье 9 Федерального закона (пункту 5 статьи 27 Федерального закона) лишаются прав юридического лица. Данное положение не соответствует части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку такое основание, как осуществление деятельности в течение менее 15 лет, не может быть применено судом для вынесения решения. Кроме того, часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации предусматривает, что недопустимо применять меры ответственности за деяния, которые на момент их совершения не рассматривались как правонарушения, а принудительная ликвидация юридического лица представляет собой именно меру гражданско- правовой ответственности. Открытым остается вопрос и об имущественных, фискальных и иных правах и обязанностях ликвидируемых организаций.

Пункт 3 статьи 4 Федерального закона обязывает государство оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями. Данная норма противоречит прежде всего статье 19 Конституции Российской Федерации, так как ставит в более привилегированное положение граждан, исповедующих и распространяющих совместно религиозные взгляды в форме организации, по отношению к гражданам, также являющимся налогоплательщиками и исповедующим такие взгляды индивидуально или в форме религиозной группы, либо объединенных в общественные организации по иным интересам (культурные, спортивные и иные). Противоречит это также и пункту 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которому негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона общероссийской религиозной организацией может быть признана организация, действующая на территории Российской Федерации на протяжении не менее 50 лет в случае, если она имеет местные религиозные организации не менее чем в половине субъектов Российской Федерации или не менее чем в трех субъектах Российской Федерации в рамках "этнокультурных" образований. Но даже и при таких условиях решение о ее признании принимает Правительство Российской Федерации, что противоречит статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, является вмешательством государства в деятельность религиозных объединений.

Перечень несоответствий положений Федерального закона Конституции Российской Федерации можно и продолжить.

В целях обеспечения полноценного участия Российской Федерации в интеграционных процессах не только в Европе, но и во всем мире с учетом поликонфессионализма населения Российской Федерации проблема обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в области свободы вероисповедания, выбора и распространения религиозных убеждений, равенства религиозных объединений перед законом имеет исключительно важное значение. В целях избежания международной изоляции традиционных российских конфессий и недопущения конфликтов на религиозной основе внутри страны, в целях недопущения обвинений Российской Федерации в преследовании за убеждения, как глава государства, гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина в связи с необходимостью приведения Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с Конституцией Российской Федерации, международно- правовыми нормами, иными законами Российской Федерации, а также устранения многочисленных внутренних противоречий Закона полагаю необходимым его существенную переработку.

Обращаю внимание депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации на прямое действие Конституции Российской Федерации и ее высшую юридическую силу. В частности, нормы части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации включают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, в том числе по вопросам свободы совести, в ее правовую систему и гарантируют их приоритет по отношению к федеральным законам.

В соответствии с названными положениями Конституции Российской Федерации предупреждаю, что в случае одобрения данного Федерального закона при его повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания в прежней редакции как гарант Конституции Российской Федерации одновременно с подписанием и обнародованием Федерального закона обнародую также и письмо, в котором конкретно укажу на те его нормы, которые не могут применяться, как противоречащие Конституции Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации.

  00:04 25.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU