Архив новостей → "Консолидация отрасли - путь из кризиса".
"Консолидация отрасли - путь из кризиса".
П.ЮРЬЕВ.
До начала 90-х годов энергетика представляла собой единый технологический комплекс, где вся полнота ответственности за энергообеспечение потребителей была сосредоточена в одних руках. Сегодня эта ответственность размыта по предприятиям с различной формой собственности: электро- и тепломагистрали обслуживают региональные "АО- энерго", вырабатывающие электричество и тепло, а эксплуатация квартальных сетей поручена предприятиям-перепродавцам, которые доводят энергию до конечных потребителей.
Перепродавцы как они есть.
Сложившаяся в Самарской области система перепродавцов - это около полусотни организаций, получающих продукцию АО "Самараэнерго" на беспрецедентно льготных условиях - без всякой предоплаты с расчетом после реализации. Мыслилось, что выручка будет идти в первую очередь на оплату энергии, а затем на обслуживание и ремонт сетей (согласно статье 543 Гражданского кодекса все перепродавцы обязаны "обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность экслуатируемых энергосетей, приборов и оборудования"). Однако добрая половина посредников "Самараэнерго" не только не обслуживают находящееся в их ведении энергооборудование, но даже не удосужились принять его на свой баланс, а значит, не несут юридической ответственности перед своими потребителями. Не лучше обстоят дела по части оплаты энергии - именно перепродавцы являются самыми злостными должниками АО "Самараэнерго".
Так, достоверно известно, что один из таких посредников - Новокуйбышевское муниципальное предприятие электрических сетей - за девять месяцев прошлого года получило от своих потребителей "живыми" деньгами около 8 миллионов рублей, а в "Самараэнерго" перечислило чуть более 1,5 миллиона. По итогам прошлого года жилищно-коммунальные предприятия областного центра, получающие, по их собственным оценкам, до 90% платежей от населения в виде квартплаты (то есть "живыми" деньгами), остались должны энергетикам почти 8 миллионов рублей.
Показатели себестоимости у конкретных перепродавцов и, соответственно, цены на их услуги сегодня различаются в разы. При этом характерно, что издержки перепродавцов на эксплуатацию и ремонт сетей не идут ни в какое сравнение с соответствующими затратами АО "Самараэнерго": если на транспортировку 1 гигакалории тепла структуры "Самараэнерго" тратят 8 рублей, то их самарские и тольяттинские перепродавцы - 18 и 28 рублей, соответственно. Наконец наличие перепродавцов, явочным порядком присвоивших себе функции финансовых посредников, самым непосредственным образом отражается на стоимости энергоснабжения: ведь одни только административные расходы на содержание перепродавцов удорожают стоимость тепла и электричества на 12-15%!
Доля перепродавцов в общем объеме кредиторской задолженности АО "Самараэнерго" достаточно велика - около 15%, через них проходит более 30% платежей за тепло и 15-17% платежей за электроэнергию. Понятно, что такие объемы финансовых поступлений серьезно влияют на экономическое положение АО.
Куда деваются деньги энергетиков.
Притом что население области в своей массе исправно платит за электричество и тепло? Ответ на этот вопрос давно известен - деньги эти оседают в многозвенных цепочках энергопосредников и до фактического производителя энергии просто не доходят. Ему платят "по остаточному принципу" - что останется после удовлетворения собственных финансовых нужд перепродавцов. В результате энергетики не могут рассчитаться за газ, который является основным топливом для ТЭЦ, за покупную электроэнергию; они не могут в необходимых объемах ремонтировать оборудование и магистральные сети.
Неплатежами, однако, не исчерпывается дурное финансовое влияние перепродавцов: они серьезно ухудшают структуру даже тех платежей, которые все же доходят до энергетиков. Получая от конечных потребителей (во всяком случае, от населения) "живые" деньги, перепродавцы рассчитываются с АО "Самараэнерго", в основном, финансовыми суррогатами:
доля денежных средств в платежах за потребленную энергию составляет всего 20-23%. Использование же векселей и других видов "квазиденег" невозможно без скидок, доходящих порой до 50%. С соответствующим удорожанием обходятся энергетикам услуги поставщиков и подрядчиков. По расчетам специалистов экономического управления АО "Самарэнерго", увеличение денежной составляющей в тарифной плате до 50% позволило бы снизить энерготарифы на 15%, но до тех пор, пока финансовые потоки проходят через энергопосредников, надеяться на это не приходится.
Не первый год энергетики вкупе с обладминистрацией (в лице оперативной комиссии во главе с заместителем губернатора А. Родионовым) добиваются, чтобы деньги потребителей шли непосредственно на счет "Самараэнерго". С большим скрипом, но все же удалось начать кампанию по заключению договоров, согласно которым платежи потребителей в заранее оговоренной пропорции должны делиться между каждым перепродавцом и АО "Самараэнерго". Более того, во исполнение решения ОЭК открыты специальные транзитные счета, где должно осуществляться указанное "расщепление". Но и эта мера, по мнению директора предприятия "Энергосбыт" АО "Самараэнерго" Александра Лепского, коренного перелома в ситуацию с платежами не внесла.
Перепродавцы, открывшие транзитные счета (как правило, в тех же банках, где они обслуживаются), управляют ими так же, как и обычными, - по собственному усмотрению. А значит, энергетики получают плату за свою продукцию по-прежнему в зависимости от доброй воли оптового посредника. А бартер и взаимозачеты, которыми потребители нередко расплачиваются с перепродавцами, вообще проходят мимо транзитных счетов и, стало быть, мимо энергетиков.
Вся беда, считает А. Лепский, в том, что отношения между энергопроизводителем и перепродавцами не регулируются в полной мере ни законодательством, ни ОЭК. Выход он видит в изменении юридической трактовки роли перепродавцов: если признать, что они фактически занимаются не оптовой продажей энергии, а лишь ее передачей, станет возможным заключение между упомянутыми сторонами договора об оказании услуг - документа, который в полном объеме регламентирован Гражданским кодексом РФ.
Еще один вечный должник энергетиков - муниципальные органы власти, распорядители бюджетных средств, за счет которых население оплачивает только часть установленного ОЭК энерготарифа (в Самаре это 40%, а в Новокуйбышевске, например, 60). Что же касается потребителей-бюджетников, их энергоснабжение с недавних пор осуществляется по согласованным лимитам с гарантированным бюджетным финансированием. Сами лимиты, имеющие смысл предварительных заявок, в этом году с грехом пополам появились, а вот финансовые гарантии в виде соответствующей строки в бюджете городов и сельских районов вопреки всем договоренностям пока что нет (если не считать Сызрани).
Незаинтересованность местных органов власти легко понять: "строка" ко многому обязывает (ведь любой принятый бюджет - это закон), а зачем платить энергетикам, если они и так не оставят школы, больницы и жилые дома без света и тепла? Не секрет, что коммунальные службы сейчас содержатся во многом за счет тех "живых" денег, которые собраны с населения, но не перечислены в "Самараэнерго".
Может ли энергетика обойтись без перепродавцов? Ответ на этот отнюдь не риторический вопрос дает сама жизнь: функции и имущество маломощных электросетевых предприятий, созданных в свое время для обеспечения сельских районов области, уже сейчас фактически переходят к соответствующим предприятиям АО "Самараэнерго". С крупными перепродавцами, обслуживающими города области, дело обстоит сложнее: их производственно-техническая дееспособность под сомнение не ставится, к тому же они, являясь в большинстве случаев частными предприятиями, фактически контролируются местными органами власти, которые предоставляют им в аренду муниципальную собственность - тепловые и электрические сети.
И тем не менее процесс постепенного перехода в одни руки всех звеньев технологической цепочки - от производства энергии до ее доставки конечному потребителю - неуклонно набирает силу. Интерпретировать сей факт можно по-разному, но подоплека его, наверное, в том, что Потребитель - тот самый, который в условиях рынка определяет структуру экономических отношений, - объективно заинтересован в концентрации всей полноты ответственности за его энергообеспечение в руках одного-единственного юридического лица. Разве не абсурдна ситуация, когда гражданин, добросовестно платящий за электричество и тепло, в одночасье может подпасть под отключение просто потому, что этой, предусмотренной законом для злостных должников санкции подвергается его "энергоснабжающая организация", сиречь перепродавец?
Новокуйбышевский опыт.
Перспективы теплоснабжения города сегодня определяют два фактора - трудности с эксплуатацией и ремонтом квартальных сетей, находящихся на балансе муниципалитета, а также огромная задолженность перед АО "Самараэнерго" местных коммунальщиков (по размеру долга они не уступают таким промышленным гигантам, как "Синтезкаучук" или Сызранский НПЗ). По словам директора предприятия "Самарские тепловые сети" АО "Самараэнерго" Василия Морозова, еще три года назад энергетики предлагали властям Новокуйбышевска решать обе проблемы в комплексе.
Идея состояла в передаче муниципальных теплосетей (естественно, вместе с платежами конечных потребителей) в ведение АО "Самараэнерго". И сегодня эта идея близка к воплощению: с окончанием текущего отопительного сезона по мере готовности теплосетей начинаются приемо-сдаточные работы по конкретным объектам, причем в первые два года город будет возмещать 30% расходов на восстановительный ремонт сетей.
Выигрыш для бюджета Новокуйбышевска очевиден, тем более что по соглашению с "Самараэнерго" накопившаяся задолженность местной "коммуналки" будет реструктурирована. Однако и по чисто техническим проблемам просматриваются новые, гораздо более конструктивные подходы. Взять, скажем, подготовку сетей к отопительному сезону. Наличие двух хозяев - города и "Самараэнерго" - теоретически предполагало, что стороны должны согласовывать между собой не только объемы и технологию капитального ремонта или реконструкции,но и сами места проведения работ. На практике же так получалось далеко не всегда, а в результате при большем числе повреждений в одной районе города перекладка сетей зачастую велась совсем в другом. В. Морозов считает, что сосредоточение ответственности за теплоснабжение Новокуйбышевска в руках такой мощной организации, как "Самараэнерго", позволит улучшить качество эксплуатации сетей, реализовать энергосберегающие технологии, а также улучшить систему учета отпущенного тепла (в частности, за счет сокращения ненужных теперь приборов учета, установленных в местах присоединения квартальных сетей к магистральным). За время долгосрочной аренды муниципальных теплосетей - а это 25-50 лет - АО "Самараэнерго" переложит их практически полностью и за свой счет. Нашлись бы для этой цели деньги в городском бюджете, весьма проблематично, но потребность в замене труб, подвергающихся в конкретных условиях Новокуйбышевска интенсивному воздействию фекальных и сточных вод, очевидна.
Консолидация энергосистемы путем централизации таких функций, как производство, передача и распределение энергии, ремонт, техническое перевооружение, материальное снабжение и финансирование, должна, по расчетам экономистов, привести к ощутимому сокращению издержек, а значит, к снижению энерготарифов. В этом сегодня видится путь выхода отрасли из кризиса.
Однако восстановление целостности региональной энергосистемы выгодно прежде всего конечным потребителям, в том числе и в первую очередь рядовым людям, которые, наконец, будут точно знать, с кого надо спрашивать за свет, тепло и горячую воду. И если АО "Самараэнерго" берет на себя полную ответственность за бесперебойное энергоснабжение региона по социально приемлемым ценам, то, как говорится, дай ему Бог!
00:04 16.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |