Архив новостей → ЖКХ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПОДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ.
ЖКХ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПОДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ.
Правительство Москвы в качестве одного из своих приоритетов назвало привлечение малого бизнеса к эксплуатации жилищного фонда. Сегодня мы попросили поделиться опытом "хождения в ЖКХ" те малые предприятия, которые так или иначе уже участвуют в этом процессе.
Евгений Михайлович Гребенцов, главный инженер компании "Стройсервис".
Есть конкретные параметры для определения победителя того или иного конкурса - ремонт кровли, фасадов, теплотрассы... Но основным критерием, как ни парадоксально, считается снижение стоимости ремонтных работ. И ему уделяют основное внимание организации, которые проводят конкурс. Когда-то мэр Москвы Юрий Лужков говорил о том, что снижение должно быть 5 процентов. А что происходит сейчас? Фирмы, чтобы получить заказ, идут на понижение на 20 и даже 30 процентов. А что потом? Они возьмут либо некондиционные, либо бракованные материалы, которые вообще нельзя использовать. Снижение материалоемкости - это уменьшение несущей способности конструкций. Сметная стоимость работ, которые выставляются на конкурс, и так уже занижена. А организаторы требуют еще снижения. Ну нельзя сервелат, себестоимость которого 100 рублей, сделать за 70. Это будет ливерная колбаса.
В свое время я работал в Минтрансстрое, прошел путь от монтажника до члена коллегии. Так вот, я сейчас с ужасом наблюдаю, как строятся пешеходные и железнодорожные мосты. Говорю этим деятелям, что ж вы делаете, они ведь долго не простоят. А мне в ответ: а мы на машинах ездим.
Повторюсь. Не может быть основным критерием для отбора победителя конкурса снижение себестоимости, потому что одновременно это снижение качества. К сожалению, инженерно-технический уровень работников ДЕЗов - ниже среднего. Они не могут по своему уровню подготовки просто проверить качество исполнения работ. Что такое ДЕЗ? Заказчик. И он должен быть на голову выше проектировщиков, а уж строителей и вовсе на две.
Капитальный ремонт домов - отдельная тема. Зачастую он затягивается на годы, доставляя неприятности жильцам. А, к примеру, в Швеции претендент на проведение капитального ремонта дома составляет план-график поподъездно. И он должен увозить, а затем привозить жителей. Причем он сам предоставляет площади жильцам на время ремонта.
Сокращение сроков может быть одним из решающих факторов определения победителя. Но здесь все зависит от финансирования. Будет финансирование, можно работать и в две, и в три смены. Но финансирование осуществляется из рук вон плохо. Работу выполнишь, а деньги хорошо, если через три месяца получишь, а то и через год. Поэтому мы работаем не по городскому заказу, а по заказу нового инвестора.
Чтобы конкурсы были объективными, отношение к новой фирме не должно быть хуже, чем к той, которая не первый раз участвует в конкурсе. Но беда в том, что в каждой префектуре есть свои подрядные организации, которые побеждают за счет бешеного снижения заявленной цены. А потом им ее "подкорректируют", так сказать, ввиду непредвиденных обстоятельств.
Александр Юрьевич Желтов, директор ООО "Кверкус".
Наша фирма была создана в 1996 году. Благоустройство, озеленение, установка малых архитектурных форм - к тому времени этот рынок был в основном поделен. Поэтому на первых конкурсах мы оставались в числе проигравших. Но постепенно начали теснить конкурентов... Чем? Оперативностью, разнообразием предлагаемых услуг. Если берем объект, то выполняем все виды работ: озеленение, установка декоративных ограждений и малых архитектурных форм. Причем малые формы - это наши индивидуальные разработки. Мы их сами производим. Оборудуем мы и детские площадки - качели, качалки, песочницы с навесом в виде домиков - все только собственного изготовления.
У нас работают только москвичи. Постоянно человек 20, а в сезон человек 50. Мы работаем непосредственно с проектными организациями, выходим с ними во дворы, которые подлежат благоустройству, заранее обсуждаем все вопросы, вносим свои предложения, чтобы потом в разгар работ не возникало проблем.
Как происходит конкурсный отбор? Есть стартовая цена, а потом претенденты предлагают свои варианты по ее снижению. Как правило, наше предложение - не больше 10 процентов. Я считаю, что если на определенных этапах снизить себестоимость больше, это будет потеря качества. Еще один критерий - сроки, в которые нужно уложиться, мобильность. Ну и конечно же, если хочешь работать по горзаказу, нужно быть готовым к тому, что никакой предоплаты нет и нужно использовать собственные резервы. Бывает, что оплату задерживают месяца на три, а случалось, что и на год. Конечно, это затрудняет деятельность предприятия, замедляются темпы развития. Хотелось бы сделать работу и получить заработанное, но так не выходит.
Почему же тогда фирмы стремятся получить муниципальный заказ? Мы, конечно, работаем и с частными заказчиками, но там заказ может обрушиться, как снег на голову, а потом пусто. Когда имеешь дело с ДЕЗ, знаешь программу, и можно спланировать работу на год вперед.
Юрий Петрович Аринин, директор ЗАО ПТП "Скарн".
У нас строительная фирма, занимаемся инженерными коммуникациями и общестроительными работами. Работаем в Москве и Подмосковье. Себя причисляем к ветеранам - фирма создана в 1989 году. Начинали с кооператива, выросли до управления, но по статусу мы - малое предприятие. Неоднократно принимали участие в тендерах, но, к сожалению, редко выигрывали. Хочу пояснить одну вещь. Обычно у глав муниципалитетов кто-то из родственников возглавляет строительную фирму. Как правило, эта фирма и выигрывает конкурс, а потом берет малые предприятия на субподряд, при этом, не напрягаясь, имеет свои проценты. И как выйти из этой ситуации, никто не знает. Если нет знакомых, малому предприятию никогда этот тендер не выиграть. Назначается конкурс, мы подаем свои документы, предложения по цене - наше предприятие работает четко по государственным расценкам, которые утверждены Госстроем, - но этого оказывается мало, если нет "блата". Это я говорю про муниципалитеты, а выиграть тендер на уровне города вообще невозможно.
Критерий конкурса - снижение цены. Наша цифра - до 10 процентов. А фирма-победитель дает еще ниже. А дальше происходит все просто: когда начинает работать, появляются дополнительные акты на увеличение объемов работ.
Что сделать, чтобы такой порочной практики не было? На государственных должностях должны сидеть кристально честные люди. Хотя я понимаю, что это утопия. Но, если по существу. Конкурсные предложения по жилищно-коммунальной сфере обычно начинают готовиться в ноябре-декабре. У малых предприятий численностью до 50 человек, если и есть ПТО - производственно-технический отдел, то это максимум 2-3 человека. Завершение каких-то объектов всегда идет под конец года, люди в запарке. А здесь нужно моментально просчитать и дать ту цену, которую хотели бы видеть организаторы конкурса. Срок, конечно, нужно увеличить, верстать программу чуть пораньше, а не под конец года.
Четче должны проводиться и сами тендеры. Я, к примеру, хотел бы видеть, что фирма, которая выиграла конкурс, имеет технические возможности осуществить работу. Хотя на это никто не смотрит. Фирма выигрывает тендер, но не имеет ни производственной базы, ничего. Она использует привлеченную рабсилу из Таджикистана, Украины, Молдавии, которым можно платить копеечную зарплату, она не платит налоги... Однако она на коне. А компании, которые имеют технику, квалифицированные кадры, остаются не у дел. Я живу здесь, и люди мои живут в Москве. Два раза мы пытались участвовать в конкурсах, а потом мне объяснили, что к чему...
Владимир Викторович Захаров, директор ООО "Протон плюс".
Наша компания существует с 1996 года. Нас двое учредителей. До этого мы работали в фирме "Солитон сервис", которая продавала итальянскую технику. После того, как она приказала долго жить, служба установки газовых плит преобразовалась в наше предприятие. Но за точку отсчета или точку раскрутки мы выбрали отечественную продукцию Тульского завода - газовые колонки "Протон". Являемся головным сервисным центром завода в Москве, выполняем монтаж и техническое обслуживание колонок.
Конкурсов как таковых в то время не было, просто у нас сложились добрые отношения с управой района Хорошевский. В принципе они и до сих пор есть. Сколько я читаю информации о конкурсах в "Деловой Москве", хочу сказать, что этой управе можно поставить большой плюс. Не знаю, как у нее с другими складываются отношения... Но я не знакомый, не родственник, пришел с улицы, пообщался, нашел взаимопонимание. В районе шла замена газовых колонок, и нашей фирме предложили этим заняться, заключили с нами договор. У нас фирма имеет все необходимые разрешения.
Но что для нас, как для малого предприятия, было тяжело? Это система каких-то неимоверных расчетов по нашим услугам, куча справочников, которые надо было перерыть. Нужно было сажать целый отдел. Я по знакомству в Мосгазе достал распечатку и тупо ее скопировал. Потому что по тому справочнику, который мы приобрели - я сам над ним сидел - было очень тяжело понять, куда и чего включать, в какие статьи расходов и в какой момент.
Естественно, мы ставили технику, на которую ориентирована фирма, в том числе и "Протон". Все, что мы тогда заменили, до сих пор обслуживаем, потому что "Мосгаз" не хочет даже за это браться.
На 2002 год статью расходов на замену плит и газовых колонок у ДЕЗов забрали и передали в центральную дирекцию. К тому же вышли документы, что все работы по горзаказу передаются на конкурсной основе. Мы направили на конкурс документы, но что с ними дальше случилось, я не знаю. Никто нам никаких предложений не прислал.
Да и честно говоря, я думал, что это дело будет прибыльное, по крайней мере людей займу. Но эта работа находится на грани рентабельности. Вроде объем большой проходит, возни много, а результат мизерный. Имеешь дело с малоимущими, и 60 процентов из 100 - семьи алкоголиков, где проблема просто созвониться и попасть в квартиру.
Возникает и ряд других проблем. Например, такая, я с ней даже в управу ходил. Я могу поставить не 100 колонок, а 50. Но дайте мне деньги, и я поставлю только хорошее оборудование, современное, которое отвечает современным техническим требованиям и прослужит долго. А у них уже просчитана цена одной установки - грубо говоря, 3 тысячи рублей. Они мне перечисляют эти деньги, и я сам должен найти оборудование, комплектующие, установить - и уложиться в эту сумму. Естественно, что хорошее оборудование за эти деньги я поставить жильцам не могу. Пока "Протон" не вышел за пределы этой стоимости, я ставил его оборудование. Но последний год был вынужден ставить такое оборудование, от которого пухнет голова. То есть вкладываются средства, чтобы, как это у нас принято, лишь бы галочку поставить. А о том, что через два года опять придется все переделывать, потому что при такой цене качество попросту отсутствует, никто не задумывается.
.
Мнение: НЕ С ТОГО НАДО НАЧИНАТЬ.
Глава управы Измайлово ВАО С.Е. Чеблаков об опыте привлечения малого бизнеса к решению проблем ЖКХ.
Кто бы ни проводил ремонт подъездов и благоустройство придомовых территорий - малые предприятия или ремонтно-строительные организации - на стенах будут появляться непристойные надписи, а из земли выдергиваться скамейки до тех пор, пока сами жильцы не станут хозяевами всего этого. Начинать надо с создания товариществ собственников жилья - кондоминиумов. Дело это непростое. За годы советской власти в сознании населения укоренилось иждивенческое отношение к жилью. Эта отрасль хозяйства изначально была дотационной. Безответственное отношение жильцов и крайне низкий уровень технического обслуживания стали настолько привычны, что не воспринимались как проблемы, а вызывали лишь дружный хохот зала, когда становились темой выступлений юмористов. Время веселья прошло. Между тем ни один из трех проектов создания кондоминиумов, разработанных в нашей управе, пока не встретил одобрения населения. Не хотят люди становиться хозяевами своего жилья, чтобы самим выбирать, кому доверить его ремонт и содержание. Чтобы самим решать, сколько можно за это платить. Чтобы самим контролировать качество работ. Чтобы останавливать своих детей и подростков, вознамерившихся оставить надпись на стене или изувечить скамейку в скверике.
Наш опыт проведения конкурсов по эксплуатации жилищного фонда показал, что малому бизнесу выполнение этих работ не по силам. Было два случая, когда конкурс выиграло малое предприятие. Но одно из них само сошло с середины дистанции, другому были вынуждены отказать мы: они не справлялись с обязательствами, обозначенными в договоре. Результаты конкурса подписываю я, и, как бывший строитель, в существе вопроса разбираюсь. Для меня не будет проблемой, кому отдать предпочтение: Первомайскому ремонтно-строительному тресту или фирме-однодневке.
Малый бизнес сегодня поставлен в такие условия, что ему не по силам обеспечить качественное проведение работ по эксплуатации жилого фонда. При существующих условиях аренды проблемой становится содержание как производственных, так и складских помещений. А без них - как можно говорить о своевременном и качественном ремонте инженерного оборудования?
00:04 11.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |