Архив новостей → Беседы о пенсионной реформе.
Беседы о пенсионной реформе.
Почему пенсионную реформу нужно начинать в 2002 году?
Часто задают вопрос: а почему пенсионную реформу нужно начинать именно сейчас, не позднее января 2002 года? Этому есть целый ряд причин - демографических, политических, экономических. И каждая из них требует, чтобы пенсионная реформа начиналась без промедления и раскачки.
Начнем с проблем демографических - с темпов роста населения и соотношения работающих и пенсионеров.
Действующая сегодня пенсионная модель основывается на том, что взносы, собираемые с ныне работающих, перераспределяются среди нынешних пенсионеров. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28 процентов) для обеспечения установленного законом размера при минимально выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 - у мужчин) в размере 55 процентов от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.
Однако уже сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих - полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работают по найму и, следовательно, не все платят взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являются наемными работниками и платят около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млн. человек относятся к самозанятому населению и взносов платят всего около 4 млрд. рублей.
В итоге, за вычетом их на одного пенсионера фактически приходится 1,28 работающего. Чего, естественно, крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России так низок, а пенсионный тариф - так высок по сравнению с другими странами.
Поскольку в ближайшие годы увеличения темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г., как ожидается, их число сравняется, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего.
С учетом такого неблагоприятного прогноза нельзя возлагать надежду на нынешнюю распределительную систему и уповать на возможности ее модернизации или улучшения.
Требуется создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации. И прежде всего дополнение распределительной системы такими элементами, как страховой резерв, призванный компенсировать сокращение числа работающих в будущем путем накопления части взносов будущих пенсионеров в виде их персонифицированного пенсионного капитала. Именно для этого в структуре пенсионных прав работников моложе 50 лет у мужчин и 45 у женщин предусматривается выделение части тарифа (от 2 до 6 процентов) на накопление.
Благоприятные демографические условия для реформы и то обстоятельство, что в ближайшие 5-6 лет на пенсию будет выходить относительно небольшое число ныне работающих граждан 1941-1945 гг. рождения. А это означает, что доходы пенсионной системы будут возрастать в более значительных объемах, чем ее расходы. Пропустим мы эти годы, - и на пенсию пойдут дети послевоенного всплеска рождаемости. Тогда, напротив, расходы могут опережать доходы.
Поэтому оставить в пенсионной системе все, как есть нельзя, иначе рано или поздно она просто рухнет.
Откладывать же решение тоже нельзя - и не только по демографическим причинам.
Начать пенсионную реформу не позднее января 2002 г.
требует во многом политический календарь. В конце 2001 г. еще есть возможность выработать какой-то компромисс по поводу реформирования пенсионной системы. С 2002 г.
многие политические силы уже начнут готовить думскую избирательную кампанию 2003 года. И поскольку значительная часть из них строит свое общение с избирателями на пенсионной тематике, тогда договориться с ними уже не удастся. А уж тем боле не удастся достигнуть каких-либо компромиссов накануне президентских выборов 2004 года. В итоге: не начнем в 2002 г., и минимум три года будет потеряно.
А сейчас - по экономическим причинам - каждый год идет по особой цене. Сегодня Россия переживает экономический подъем, который сказывается и на ресурсах пенсионной системы. Поэтому каждый потерянный год - это реальные убытки и пенсионной системы, и нынешних пенсионеров, и тех, кто будет выходить на пенсию в грядущем.
Видимо, нам историей предписано начать пенсионную реформу в январе 2002 года. Но тогда для этого нужно принять все законы, от которых зависит ее реализация, на осенней сессии Госдумы 2001 года.
Владимир ВьюницкиЙ, советник председателя правления Пенсионного фонда России.
00:04 19.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |