Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостей"Ничего смертельного".

"Ничего смертельного".

Некоторое время назад в обиход вошло новое словосочетание: "аттестация образовательного учреждения".

В спорах, подчас весьма острых, принимают участие не только педагогические работники, но и родители учащихся, и средства массовой информации, и должностные лица, порой не имеющие непосредственного отношения к образованию. Иногда аттестация представляется в образе "чудовища", с которым воюют.

Давайте попробуем разобраться вместе.

Почему она появилась?

По Закону "Об образовании" аттестация является основной формой государственно-общественного контроля над деятельностью всех образовательных учреждений. В отличие от традиционного инспектирования, отвечающего в основном на вопрос "правильно ли работает" та или иная школа, аттестация призвана ответить на другой вопрос: "соответствует ли то, чего добивается школа, требованиям установленных государственных нормативов - стандартов". Для каждого типа образовательных учреждений установлены свои стандарты (например, в системе дошкольного и начального профессионального образования они уже введены, а в системе общего образования носителями стандартов пока являются государственные образовательные программы). В последние годы многим из нас приходилось принимать не простое решение о судьбе своего ребенка в связи с получением образования после окончания школы, и мы с "удивлением" стали отмечать, что далеко не все негосударственные образовательные учреждения могут выдавать документ об образовании государственного образца. И это беспокойство вполне понятно: документ государственного образца гарантирует (по крайней мере, должен) возможность получения следующего уровня образования, возможность трудоустройства и т.п. Так вот, вопрос о гарантиях государства - это вопрос о том, соответствует ли образовательное учреждение установленным государственным требованиям (стандартам) качества образования или нет. Если соответствует, то учреждение получает право на выдачу документа об образовании заявленного уровня (аттестат, диплом и т.п.), на финансирование из бюджета всех уровней, а если не соответствует, то такие права могут быть утеряны.

Закон требует, чтобы каждое образовательное учреждение один раз в пять лет подтвердило свое право оказывать гарантированные государственные образовательные услуги. Эта процедура подтверждения и называется аттестацией, следующая за ней аккредитация закрепляет права образовательного учреждения на существование в данном виде. Именно в этом проявляется забота государства о ребенке, молодом человеке, да и взрослом по обеспечению его претензий к будущему.

Как проходит аттестация?

Сама процедура достаточно проста. Условия ее заранее известны всем участникам, они подготовлены на федеральном и региональном уровнях. Проводится она один раз в пять лет, причем время прохождения ее определяет само образовательное учреждение - законом закреплено право добровольности. Однако согласно закону учреждение, которое до истечения установленного срока не подтвердило свое право оказывать образовательные услуги, этого права лишается. Сегодня, когда каждому учреждению впервые предстоит пройти аттестацию, установлен порядок, и в соответствии с ним главное управление образования в силу данных ему полномочий определяет срок, до истечения которого те или иные образовательные учреждения должны пройти аттестацию. Продолжительность работы аттестационной комиссии непосредственно в детском саду, школе и т.п. не велика, только три дня (сравните с инспектированием - "фронтальная" проверка длится две недели), в основу ее работы положено согласующее начало. Так, до начала аттестации с учреждением согласовывают программу аттестации, набор предметов, который подвергается тестированию (половину определяет школа по своему выбору, а половина известна заранее - это всегда русский язык и математика), содержания изученного в школе учебного материала, по которому готовятся тестовые задания. Комиссия по составу, как правило, не велика - 4-6 специалистов (чаще всего это руководители школ, успешно прошедших аттестацию, работники отделов образования, представители вузов).

Попробуйте спросить: "Ваши учителя всегда справедливо ставили оценки?" Ответ будет скорее всего отрицательным. Давно известно, что в школьной оценке скрыто и отношение учителя к ученику, и представление педагога о том, что ученику знать необходимо, а что нет, и многое другое. В практике советской и российской школы никогда прежде не проверяли знания детей во всех школах с помощью единых заданий. "Аттестационные" задания построены таким образом, что ответ на вопрос, знает ребенок или нет учебный материал, всегда однозначен. Являются ли эти материалы тайной "за семью печатями"?

Нет. Во-первых, они составлены на основе действующих государственных образовательных программ. Во-вторых, образцы их опубликованы еще два года назад, и всякий учитель без особого труда может разработать аналогичные. Разумеется, те задания, с которыми комиссия работает в конкретной школе, держатся в секрете, иначе проверка знаний становится бессмысленной. Содержание этих заданий определено как минимально необходимое. Это значит, что каждый ребенок без отклонений в развитии в условиях массовой школы может и должен справиться с предлагаемыми тестами. Все тестовые материалы имеют рецензию специалистов и заключение областной психологической службы.

Все они прошли предварительную апробацию, до начала аттестации были испытаны более чем в 1,5 тысячи классов школ области и показали надежные результаты. В качестве инструмента оценки они были применены за два последних года в 251 школе (это примерно 8000 классов). Подавляющее большинство учащихся справились с ними. Да это и объяснимо при том нормативе оценки, который применяется: чтобы школа была аттестована, достаточно половине ее учащихся в каждой ступени (3, 9, 11 классы) справиться с двумя третями предложенных заданий.

Что, кроме знаний, оценивается еще? Конечно же, полнота избранных программ и их реализация, потому что только они могут быть основанием получения необходимых знаний.

Итак, в основе определения успешности деятельности образовательного учреждения лежат результаты, полученные им. Средства их достижения изучаются исключительно под углом зрения реальности поставленных в учреждении образовательных целей и рациональности программ их достижения. Никаких требований или "рекомендаций" к формам планирования работы, проведению педагогических советов, использованию "нестандартных форм проведения уроков" и т.п. не предъявляется, считая определение подобных форм, методов и приемов деятельности суверенным правом руководителей и педагогов образовательного учреждения.

Кому нужна?

Все участники образовательного процесса - родители, ученики, педагоги, руководители образовательных учреждений и специалисты органов управления образования - заинтересованы в результатах аттестации:

Родители получает ответ на вопрос о том, правильный ли выбор образовательного учреждения мною сделан, какова "цена" получаемого здесь образования. Самой жизнью обусловлено, что родитель хочет добра своему ребенку и ему совершенно не безразлично, какие возможности открывает его ребенку на будущее школа. За понятиями "хорошая школа" и "хороший учитель" стоит ожидание успеха ребенка сегодня и завтра.

Согласитесь, по большому счету родителей интересуют не столько оценки, которые приносит ребенок, сколько то, что ему удастся обрести на базе полученных знаний в будущем.

Ученик получает возможность понять, чего от него хотят и почему именно это он должен предъявить, чтобы быть состоятельным. Для него важно получить подтверждение своим планам на будущее - на что он может претендовать с теми знаниями и умениями, которые получил в своей школе.

Учитель получает основание для внешней оценки результатов своей деятельности. Учитель, будучи суверенным в подборе средств и методов, несет ответственность за результат, достигаемый учеником, ибо не может быть у учителя другого результата, кроме как динамика качества знаний этого ученика. Оценка труда педагога, полученная в ходе аттестации, не несет отпечатка личностных взаимоотношений школьного администратора и педагога.

Руководитель учреждения получает внешнюю экспертизу деятельности своего учреждения. С момента начала аттестации образовательных учреждений единственно правомерной оценкой результатов деятельности учреждения, а следовательно, и его руководителя становятся не надуманные проценты от числа заклеенных окон, проявленная дисциплинированность при сдаче произвольно требуемых отчетов, умение показать "высокой" комиссии наборы папок в методическом кабинете, а результаты, показанные учениками при проведении независимой внешней экспертизы. Очевидно, что это средство борьбы против произвола чиновников в оценке результатов деятельности учреждений образования, но одновременно и средство контроля со стороны органов местного самоуправления - власти за деятельность чиновников от образования.

Муниципальные органы управления образования имеют теперь технологии оперативного и объективного оценивания результатов деятельности учреждений, им подчиненных, не связанные с личностным отнесением учреждений с позиций "мне кажется" к более или менее успешным, получают средства влияния на руководителей учреждений не на "силовой" основе, а на основе "задания других правил игры", при этом сохраняется предусмотренный законом суверенитет образовательного учреждения.

Учредители образовательного учреждения получают ясное представление об эффективности созданного ими учреждения и заключение ведомственной экспертизы для принятия управленческих решений о судьбе данного учреждения, всей учрежденной ими сети.

Региональные власти приобретают источник оперативной и объективной информации для принятия управленческих решений.

Общественность получает ясное представление о том, насколько надежна сложившаяся система образования, основание для предъявления требования к власти по качественному изменению образования.

Некоторые итоги.

Подавляющее большинство образовательных учреждений региона успешно преодолевает "аттестационный рубеж", подтверждая тем самым свое право на выдачу документов об образовании государственного образца. Естественно, есть и те, кто оказался неуспешным. Среди них и те, чьи претензии на повышение статуса - стать лицеем или гимназией - оказались необоснованными. Часть из них реорганизуется или закрывается учредителем, часть использует свое право на повторную аттестацию, доказывая свою успешность на следующем этапе. Именно учредителю дано право решать вопрос о судьбе образовательного учреждения, и он исходит в этом случае прежде всего из интересов жителей того района, которых обслуживает учреждение.

Ошибаются те руководители и теоретики, которые под разными предлогами ("негуманности тестирования", "неподготовленности", "дети ни при чем" и пр.) по сути требуют подмены аттестации формальным инспектированием, агитируют за использование прежних, недемократических подходов к оценке деятельности образовательного учреждения.

Аттестация учреждения - это не открытый урок или контрольная по какому-то предмету. Аттестация дает комплексную оценку результатов деятельности образовательного учреждения. Родители должны знать, что результаты обучения на каждом этапе пребывания ребенка в школе, училище и т.п. - это способность формировать представления ребенка об окружающем мире во всех его проявлениях. Эта способность основана на определенной логике цельной программы обучения и развития личности ребенка. Школа может прекрасно организовать обучение по авторским программам, использовать самые "модные" технологии, но если это лежит в стороне от единой логики образования, если это не позволяет ребенку получить всего комплекса, предусмотренного федеральными программами, то это далеко не то, чего ждет от "своей" школы и ребенок, и родитель, ибо если школа не реализует образовательного стандарта, то она не выполняет той основной социальной функции, которую определяет для нее государство. Именно это соответствие и выявляет аттестация образовательного учреждения. Блестящие уроки инновационной педагогики, фейерверки педагогических открытий, часто восхищающие родителей, вселяющие в них надежду, могут оказаться достаточно далеким от реализации государственных нормативов. Аттестация, таким образом, позволяет родителям, заинтересованной общественности понять место образовательного учреждения в системе образования территории и сделать соответствующие выводы.

Аттестованное образовательное учреждение - это право выбора родителя, заинтересованное участие его в образовательном процессе, уверенность в надежности полученного образования, уверенность в будущем своего ребенка.

Главное управление образования.

  00:04 21.09  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU