Архив новостей → Как самарцы спасали "Мир".
Как самарцы спасали "Мир".
В.ПОЛЕТАЕВА.
30 августа 1999 года в Звездном городке состоялась пресс-конференция "крайнего экипажа", который двумя днями раньше, 28 августа, вернулся на Землю с орбитальной станции "Мир". Командиру 27-й экспедиции Виктору Афанасьеву задали вопрос: как он относится к попытке собрать деньги на поддержание работы станции, что называется, "пустив шапку по кругу": если каждый взрослый россиянин перечислит в фонд "Мира" всего-навсего десять рублей, то как раз и соберется необходимая сумма. Виктор Афанасьев ответил, что не верит в эффективность подобного начинания хотя бы потому, что от собранной суммы до станции "Мир" дойдет только 40%. Остальные же деньги заберет государство, они осядут в министерстве... Вот если бы люди были твердо уверены, что их средства действительно пойдут на финансирование станции - и только станции, тогда можно было бы надеяться на результативность таких спецфондов и спецсчетов!
Схожую точку зрения месяцем раньше высказали самарские предприниматели во время встречи участников агитационного автопробега в защиту станции "Мир" в торгово-промышленной палате Самарской области. Тогда вице-президент ТПП СО Владислав Александров выразил готовность бесплатно поставить комплект элементарно необходимых инструментов, которые требуются для работы экипажа на орбите. Специализированной фирме "Тулз ЛТД", которой руководил В.Александров, уже доводилось быть в роли "космического снабженца" - несколько лет назад фирма выполняла крупный заказ самарского ракетостроительного завода "Прогресс". Тогда потребовалось полностью обеспечить пилотируемый старт инструментов и оснасткой для работы на земле и в космосе. А это около тысячи наименований! Летчик-космонавт А.С. Викторенко, участник автопробега, как раз работал на орбите инструментами, которые изготовили российские предприятия, а скомплектовала самарская инструментальная фирма. Александр Степанович имел возможность сравнить отечественную продукцию с зарубежными аналогами, которые привозили на станцию иностранные участники пилотируемых программ: наши инструменты оказались надежнее, прочнее...
Малый бизнес и космические программы. Малый бизнес как равноправный партнер гигантов космической индустрии. Несколько лет назад такое было бы трудно представить. А сегодня в торгово-промышленной палате Самарской области координация деятельности крупнейших предприятий и молодых небольших фирм является одним из важнейших направлений: подобная взаимоувязка экономических и производственных интересов становится реальной основой хозяйственной и социальной стабилизации в регионе.
Отечественная космическая индустрия создавалась почти полвека назад как серийное производство. Был серийным и куйбышевский-самарский завод "Прогресс": например, в 70-е годы ракеты-носители "Союз" куйбышевской сборки стартовали с Байконура и Плесецка еженедельно. При этом предприятия-смежники были расположены по всему Советскому Союзу. С распадом СССР многие традиционные поставщики остались за рубежами России. К тому же за последние 10-15 лет ракетное производство из серийного стало штучным. "Начиная с 1990 года величина госзаказа неуклонно стремилась к нулю; в 1990 году мы делали по госзаказу 60 ракет в год, сейчас - не больше десятка", - так оценивает положение дел в ракетно-космической отрасли Д.И. Козлов, генеральный конструктор, генеральный директор Государственного научно-производственного ракетно- космического центра "ЦСКБ-Прогресс".
Разумеется, найти новых смежников под такие небольшие серии комплектующих или специнструмента среди крупных предприятий "Прогрессу" невозможно. А малым фирмам освоить подобную продукцию гораздо легче. К тому же у них ниже накладные расходы, чем у индустриальных гигантов. Так постепенно выстраивается новая схема взаимодействия, набирает силу процесс "собирания" отечественной промышленности "снизу".
И здесь российские предприниматели, промышленники-практики являются первопроходцами: ставшие привычными за последние годы ссылки на зарубежный опыт в данном случае не применимы. И это легко объяснимо. В любой стране авиаракетостроение входит в число государственных приоритетов, и поэтому о механизме внутриотраслевых связей никто зарубежным конкурентам рассказывать не будет! Тайны - и коммерческие, и государственные - "за бугром" хранить умеют... И потому на совесть иностранных экспертов по малому бизнесу мы можем рассчитывать лишь в случае, если речь идет, к примеру, о вязаных кофточках или пирожках. Но как только новый класс российских предпринимателей установил себе иную планку и включил в сферу своих производственных интересов высокие технологии, он тем самым пересек границу совершенно иного экономического пространства: мировой рынок высоких технологий - это не рынок ширпотреба! Здесь цена успеха - геополитические интересы...
Поэтому в отработке практических методик экономического роста для региона и страны наши промышленники обречены быть первопроходцами, первооткрывателями... И, пожалуй, это к лучшему. Импортные схемы вхождения в рынок российская экономика благополучно "перемолола", что тоже легко объяснимо: в основе этих схем лежало продвижение иностранной продукции на наш рынок. Результат? Отрасли, наиболее активно закупавшие действительно необходимую зарубежную технику, первыми стали искать отечественных партнеров, способных выпускать импортозамещающие детали и комплектующие: очень быстро обнаружилось, что постоянный импорт запчастей с учетом курса валют, торговых накруток и перевозок очень резко повышает себестоимость продукции или услуг. Долго искать не пришлось - в структурах российского авиакосмического комплекса можно найти все необходимое на уровне мировых стандартов, и даже лучше... Пример самый характерный - Куйбышевская железная дорога. За последние годы здесь появилось свыше 60 наименований различных путевых дорожных машин с заграничной родословной, оснащенных современной пневматикой, гидравликой, электроникой. Сегодня наша железная дорога готовит будущих эксплуатационников, знакомя их уже с первого курса института с высокими авиационными технологиями. Кроме того, у Куйбышевской дороги многочисленные договоры с самарскими авиакосмическими организациями по комплексному внедрению их разработок..
Спасенная общими усилиями станция "Мир" - это не только форпост нашей страны на орбите, не только исследовательская лаборатория и космический завод. Сегодня она стала средством единения россиян, возрождения чувства национального достоинства.
Жива станция "Мир" - жива космическая отрасль, стержневая отрасль экономики страны в целом и Самарского региона в особенности. "Мир" продолжает работать на орбите - значит, есть уверенность, что космические технологии, созданные в Самаре, будут так же успешно работать и в земных отраслях.
00:04 05.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |