Архив новостей → Без чего народ неполон.
Без чего народ неполон.
Валерий Кичин.
Осенью в эфире появится новая радиостанция "Культура"
В СТРАНЕ, которая традиционно считает себя культурной, до сих пор нет культурного радио. Радио "Орфей", чей формат - музыкальная классика, работает в устаревшем диапазоне УКВ, недоступном почти всем владельцам приемников нового поколения. И падающие рейтинги этого радио обусловлены вовсе не падением интереса к хорошей музыке, а тем, что современная радиоприемная техника давно перешла на FM. Туда же переместилась наиболее активная и продвинутая радиоаудитория.
На недавней встрече интеллигенции с Президентом России шла речь об успехах телеканала "Культура" и его особом месте в духовном пространстве страны. Там прозвучало пожелание создать и аналогичную радиостанцию, оно нашло энергичную поддержку, но потом, как у нас водится, идея продолжения не имела, и радиоканал "Культура" по-прежнему в стадии становления. У него даже нет пока частоты, на которой он мог бы вещать.
Когда будет объявлен конкурс, тоже неизвестно. Но главный редактор будущей радиостанции Анатолий Голубовский надеется, что уже осенью радио "Культура" займет свое место в эфире.
Я задаю Анатолию Голубовскому глупейший вопрос о том, будет ли в этом конкурсе дана фора радиоканалу, без которого наш народ в буквальном смысле слова неполон.
- Это то же самое, что спросить, нужно ли в России создавать особые условия для культуры. Культурная информация для очень многих людей не менее актуальна и захватывающа, чем политическая, социально-экономическая или спортивная. Более того, как профессиональный социолог я знаю, что культура составляет главный интерес для потенциального зрителя или слушателя, даже если он не отдает себе в этом отчет.
- Сейчас удачное время для того, чтобы такое радио стартовало: люди объелись дешевой развлекухой, их мутит от игр и попсы, они все чаще переключаются на телеканал "Культура". А в радиоэфире ни нормальной музыки, ни нормального интеллекта сегодня, за редкими исключениями, просто нет. При этом все ссылаются на рейтинг - мол, пипл хавает. У вас как у социолога есть четкое представление о том, как определяются рейтинги?
- Вопрос действительно интересный. Люди, которые появляются в эфире телеканала "Культура", наутро ощущают повышенный интерес к себе - они кожей чувствуют, что их видели. А значит, "Культуру" смотрит очень много народу. Недавно мы шли по улице с Артемом Варгафтиком, и к нему подошли ребятишки с рюкзаками - лет по 14. Поинтересовались, не он ли ведет "Оркестровую яму" и попросили автограф. Мы были поражены: эти ребята никак не укладывались в расхожие представления о том, кто смотрит передачу о классической музыке, - и спросили, не учатся ли они в музыкальной школе. Оказалось - нет, обычные ребята из обычной школы. Вот такой выходит доморощенный рейтинг. А рейтинги официальные показывают стабильные 2-3 процента. Последствия ошибок здесь болезненны для всего общества: мой любимый канал оказывается нерейтинговым и начинает меняться вопреки моим вкусам и потребностям. Претензии предъявляются и к выборкам - к тому кругу потребителей, которые находятся в зоне телерадиометрии и должны представительствовать от всего общества. Но информация об этих методиках слишком специальна и "рядовому зрителю" ее трудно оценить.
- А почему, собственно, не объяснить все людям?
- Некоторые телеменеджеры вообще небезосновательно считают, что информация о рейтингах и долях не должна выходить за пределы круга профессионалов - ведь она может повлиять на отношение зрителя к тому, что он смотрит. Культура устроена гораздо сложнее, чем те "кластеры", общественные группы, которые обычно являются предметом социологического исследования. В последние лет пятнадцать аудитория, которая казалась монолитной, стала конгломератом относительно небольших групп. Одни из них больше, другие меньше, но их размеры ничего не говорят о том, какое влияние эти группы оказывают на общественное мнение в целом. К тому же субкультурная группа может включать в себя людей разных возрастов, но объединенных общими культурными ценностями. Зайдите в зал кинотеатра, где показывают артхаусный фильм - там будут все возрастные группы. Зайдите в зал оперного театра или консерватории - там много молодежи. Точно так же смешались в этих залах группы с разным доходом и уровнем образования. Вот и для радиоканала "Культура" важно, чтобы нас слушали те, кто и без всякого радио, по внутренней потребности ходит в театры, концертные залы, в кино и в музеи. Для нас это самая влиятельная аудитория: если нас будут слушать люди, ведущие активный культурный образ жизни, то будут слушать и прочие группы населения. Социологи определяют так называемую "фокус-группу", чтобы выяснить, чего ждет та или иная аудитория. Так вот, для культурной тематики правильнее брать не традиционную "фокус-группу" по возрасту или уровню доходов, а разные типы аудитории, которые объединились, скажем, в театральном или филармоническом зале, в кинотеатре.
- Каким вы видите тематический и жанровый диапазон радиостанции?
- Нельзя сказать, что это радио музыкальное, или театральное, или литературное. Наш жанр я бы обозначил как прямое высказывание. Мы делаем акцент на прямой эфир, на живое неотмонтированное слово, которое и составляет главное преимущество радиовещания. Кому бы я ни сказал о планах запустить радио "Культура", люди тут же вспоминают о том, какой был замечательный радиотеатр, - нельзя ли его возродить? Можно, и мы над этим работаем, причем надеемся, что это будут не только инсценировки литературных произведений и трансляции театральных спектаклей, но и пьесы, написанные специально - хотим даже объявить конкурс радиопьес. Мы намерены стать инициаторами культурных событий - конкурсов, концертов, фестивалей.
- А будете давать людям возможность просто слушать хорошую музыку?
- Да, конечно.
- Какое место она займет в вашем эфире? Я спрашиваю об этом потому, что в отличие от "Орфея" вы будете располагать технически совершенной аппаратурой и частотой FM, где качество звучания намного выше. И меня интересует: будет музыка как таковая - или разговоры о музыке?
- И то и другое. Но за исключением прямых трансляций, у нас не будет больших, не прерываемых ничем музыкальных кусков.
- Но почему бы не дать людям послушать симфонию или оперу целиком?
- Они будут, но на уровне спецпроектов. Нужна логика: почему то или иное музыкальное произведение звучит в нашем эфире именно сегодня. Информационная составляющая очень важна - мы собираемся работать с главным событием дня, музыкальным, театральным, кинематографическим... Музыка будет разная. И этническая - то, что называют World Music, которая в мире заняла одно из важнейших мест. И джаз, и классика. Попсы не будет - это точно. Хотя и под этим словом многие понимают разное.
- Попсу гонит такое количество радиостанций - вам-то зачем?
- Мы ее не будем передавать как музыкальный продукт, но она должна присутствовать в эфире как объект обсуждения, предмет анализа.
- Вы верите в то, что слушатели к вам придут?
- В России очень мало специализированных электронных СМИ. Наши радиостанции чем дальше, тем больше унифицируются, а этот процесс идет вразрез со всеми социальными тенденциями - аудитория как раз быстро дифференцируется. Социологи говорят, что сейчас идет активный процесс демассовизации СМИ. Появляется много платежеспособных аудиторий со своими приоритетами, и они имеют полное право на то, чтобы их интерес был удовлетворен.
- Понятия прайм-тайма на ТВ и радио совпадают?
- Нет. На ТВ горячая пора начинается с семи, для нас она, во-первых, утром, а во-вторых, - значительно позже, после 22.00. Нас интересуют люди, которые в театр ходят. И наше время начинается, когда спектакли уже закончились.
00:04 07.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |