Архив новостей → Чужой "Мираж" из советских фантазий.
Чужой "Мираж" из советских фантазий.
Сенсацией прошедшего в Москве авиасалона МАКС-2001 стал истребитель "Супер-Мираж", выставлявшийся под флагами ЮАР и России. Впервые российские авиастроители осуществили уникальную модернизацию машины западного производства (обычно бывает наоборот). И мало кто догадывался, что фактическим отцом этого проекта был... доктор медицинских наук, профессор стоматологии, создавший островок российской науки на Черном континенте.
Хочу быть коммунистом! Станешь эмигрантом...
Родился Марк Семенович Волошин в небогатой семье скорняка в сорок пятом году. Поступая в Московский стоматологический институт, еврейский юноша даже и не предполагал, что звезда его станет русской, но вспыхнет вдали от России, а судьба заставит заниматься делами не только зубоврачебными.
В институте Марк Волошин сразу втянулся в общественную жизнь. Был членом комитета комсомола института, комиссаром строительного отряда. Решил обязательно стать коммунистом, а тут и возможность подвернулась. Незадолго до окончания института назначили его командиром стройотряда и определили очень важный участок работы.
Стоит напомнить, что интеллигентов в партию принимали неохотно. А вот студенты, они как бы к рабочим еще относились, и для них квоты были расширены. Если же ты ударник строительных отрядов, тем более командир, то считай - партбилет в кармане лежит.
Трудовой семестр прошел ударно, без замечаний и с хорошим заработком. После его окончания все рядовые бойцы разлетелись отдыхать да деньги тратить, а командирам полагалось садиться за финансовые отчеты, сводить баланс. Марк же почему-то решил, что с отчетом успеется, и тоже укатил отдыхать. И совершил "страшное преступление".
Ударника, можно сказать, коммунистического труда, комиссара и командира не просто пожурили за разгильдяйство, а наказали по всей строгости - исключили из комсомола. Не приняли во внимание даже то, что в парткоме института уже лежало заявление Волошина о приеме кандидатом в члены КПСС.
Так рухнули самые светлые мечты юного строителя коммунизма. Поскольку без комсомола, тем более без партии врач-стоматолог жизни в советской стране почему-то не мыслил, то решил он, что во всем Советском Союзе делать больше нечего, пора подаваться на Землю обетованную.
Еврею в семидесятые годы выехать в Израиль было, наверное, труднее, чем зубному врачу вступить в члены КПСС. Однако в 1973 году действовал договор американского сенатора Джексона и генсека Брежнева, предусматривавший квоту для выезда из СССР. Марк Волошин попал в квоту и выехал почти сразу после подачи заявления на эмиграцию.
А на Ближнем Востоке как раз начиналась большая арабо-израильская война. Молодого эмигранта-врача призвали (правда, на контрактной основе) на военную службу, что значительно облегчило его вхождение в новую жизнь. Как сейчас вспоминает Волошин, именно в израильской армии он впервые понял, что является... русским. Впрочем, всех евреев, приезжавших из СССР, - бухарских, грузинских, молдавских и прочих, называли русскими.
После того как закончился военный контракт, Марк подал документы на реэмиграцию из Израиля в Канаду. Однако в эту страну его не пустили по причине почти анекдотичной. Там начинался экономический спад, росла безработица, а врачей-стоматологов успело понаехать столько, что даже одного лишнего принять в Канаде не могли. Вместо Нового Света оказался он в Старом, в Западной Германии. Тут-то и выяснилось: все, что ни делается, - к лучшему.
Стоматолог с военным уклоном.
Марк окончил медицинскую академию в Дюссельдорфе, защитил докторскую диссертацию, открыл частную зубоврачебную клинику, стал весьма известным в своих кругах специалистом.
В 1985 году он уже работал профессором в медицинско-стоматологическом центре на Багамских островах. Откуда его и пригласили в ЮАР помочь организовать мобильную зубоврачебную помощь в сельской местности. Приехав в эту экзотическую страну, он влюбился в нее безоглядно. Вот что рассказывает Волошин о своей южно-африканской жизни.
- Южная Африка 1985 года почему-то напомнила мне... Советский Союз моей юности. Это очень трудно передать словами, но какая-то внутренняя атмосфера там была чисто советской, хотя общественно-политическое устройство, конечно, полностью отличалось. А поскольку где-то в глубине души я по-прежнему оставался советским человеком, то решил окончательно обосноваться только здесь. Как-то так сложилось, что стоматология отошла на задний план. В ЮАР я основал компанию, занявшуюся продвижением на рынок технических новинок, построил завод по производству вина, занялся гостиничным бизнесом.
В 1985 году, как вы помните, к власти в СССР пришел новый лидер - Михаил Горбачев, а вскоре начался период перестройки. Поскольку своих симпатий к Советскому Союзу я не скрывал, летом 1990 года через правительство де Клерка вполне официально мне было предложено стать коммерческим корреспондентом (торговым атташе) ЮАР в СССР.
Мои попытки поднять вопрос о начале расширения межгосударственных и экономических связей энтузиазма в столице СССР не вызвали. Почему-то считалось, что экономический интерес на Юге Африки всегда будет связан только с интересами алмазодобывающей корпорации "Де Бирс". Вообще на Преторию, как мне показалось, смотрели как на другую планету, с которой у Советского Союза ничего общего быть не может в принципе.
Между тем, когда к власти пришел Нельсон Мандела, вместе с ним руководящие посты заняли те, кто когда-то учился в СССР и питал к Союзу самые теплые чувства. Россия имела реальные возможности значительно укрепить свои позиции на всем Юге Африки, но как раз реальных шагов в этом направлении было сделано очень мало. Посольство России в ЮАР учредили лишь в 1993 году.
Я горжусь тем, что сумел организовать приезд в Москву первой официальной делегации из Претории и организовал поездку первой делегации из СССР в ЮАР. Мне удалось практически доказать, что Российская Федерация и Южно-Африканская Республика могут эффективно работать не только в сферах, связанных с алмазами. Сам я активно работаю в России с 1988 года. К сожалению, не все удалось довести до оптимальной реализации, хотя предпосылки к этому были.
В 1990 году ко мне обратились представители ВВС ЮАР с предложением оказать содействие в модернизации истребителей французского производства "Мираж F-1". Идея была в том, чтобы заменить родной двигатель тем, который стоит на МиГ-29, - РД-33 и усилить вооружение ракетами советского производства. Я ничего не смыслил в истребителях, но, как уже сказал, был уполномочен представлять экономические интересы ЮАР в Советском Союзе. И смело взялся за дело.
Однако в 1991 году Союз прекратил свое существование, почти все пришлось начинать сначала. Не обошлось без проблем с вашими "компетентными органами", что, наверное, естественно. Все-таки вторгался в сферу военно-технического сотрудничества. И факт моей давней эмиграции в Израиль кого-то в "органах", думаю, очень волновал. Времена вроде бы изменились, а мышление чиновников оставалось прежним. А ведь я действовал вполне официально по поручению АРМСКОР - юаровского аналога вашего "Рособоронэкспорта".
В общем, путь модернизации "Миража" при участии России оказался ухабистым и извилистым. То, что можно было сделать давным-давно, растянулось на десять лет. А ведь уже в 1995 году проект "Супер-Мираж" был готов к реализации. В ЮАР приезжала официальная российская делегация, по достоинству оценившая пилотажные характеристики и боевые возможности этого истребителя. Увы, вскоре в России начались президентские выборы, к управлению страной при старом лидере пришла фактически новая команда, вектор интересов резко изменился. "Мираж" едва не стал миражом в прямом смысле слова.
И все-таки рук мы не сложили, главной цели в итоге добились. На прошедшем авиасалоне МАКС-2001 под флагами ЮАР и России демонстрировался наш "Супер-Мираж", оснащенный российским двигателем и ракетами. Открыта весьма перспективная для России сфера ВТС - модернизация западной авиационной техники.
"Силиконовая долина" в Рязани.
Взявшись за модернизацию "Миража", Марк Волошин действительно не предполагал, с какими трудностями он столкнется. В самом деле, профессор-стоматолог, к тому же еврей-эмигрант из СССР, живущий в ЮАР, вдруг проявил интерес к истребителям МиГ-29. Для кого-то, наверное, все сразу стало ясно: если не аферист, значит, шпион. И даже то, что истребители стояли на вооружении НАТО, роли не играло. Было время, Волошина действительно пытались обвинить во многих смертных грехах, даже возбуждали уголовные дела.
И как-то никому не приходило в голову, что в далекой стране, на самом краю Черного континента, просто не было других белых людей, достигших довольно высокого положения в обществе, для которых русский язык являлся родным и которые считали и считают столицу России - Москву - своей настоящей Родиной.
В 1994 году Марк Волошин приобрел в районе Кейптауна - Хозендале - винную усадьбу, где не только наладил выпуск отменных напитков, но и создал маленький уголок России. В нем действуют Российский исследовательский центр, Музей русского искусства, организована картинная галерея, в которой видное место занимают работы художников Студии имени Грекова. Волошин содействовал открытию в ЮАР филиала Российской академии естественных наук, в котором был избран на должность вице-президента. Марк Семенович не устает возбуждать в этой стране самый живой интерес к России, веря, что самая крепкая дружба между нашими странами - впереди.
В дополнение к общественным делам Волошин создал совместное производство, в котором российские технологии стали ключом к успеху. Его СП производит и поставляет солнечные батареи практически для всего африканского континента. Фотоэлементы для этих батарей изготавливают в... Рязани, часть комплектующих поступает из Краснодара. По качеству они являются одними из лучших в мире, что обеспечивает батареям абсолютную конкурентоспособность. А ведь для многих из нас, россиян, Рязань ассоциируется не с "Силиконовой долиной" США, а с картошкой, так же, как и Краснодар, - с помидорами...
Сегодня на высоком государственном уровне наконец-то стал подниматься вопрос расширения связей России с ЮАР. Впервые планируется визит в эту страну Президента РФ Владимира Путина. Обретает плоть то, о чем герой нашего повествования говорил в Москве еще четырнадцать лет назад, что за эти годы подтвердил не только словами, но и делами.
А ведь если бы юного стоматолога Волошина когда-то приняли в члены КПСС, то еще долго воспринималась бы у нас Южная Африка черно-белой страной алмазов и баобабов, а там смотрели бы на Россию как на царство диких медведей и горькой водки.
Сергей ПТИЧКИН.
00:04 12.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |