Архив новостей → "Клянусь, я видел это сам...".
"Клянусь, я видел это сам...".
Социал-демократия - одна из важнейших достижений сегодняшней цивилизации, закономерно возникла на определенном этапе развития человеческого общества, как в свое время так же закономерно появилось христианство, которому она очень близка: социал-демократия есть христианская заповедь "возлюби", возведенная в ранг государственной политики. В России социал-демократия не прижилась, поскольку в 1917 году естественно-исторический процесс развития страны был нарушен. Необходимо было выйти из коммунистического тупика на столбовую дорогу цивилизации, чтобы появилась почва для социал-демократии и в России. Полагать, что России она чужда, т.к. является "переводом с немецкого", ошибочно, ведь и христианство есть перевод с одного из древних языков.
К этим простым истинам я пришел еще до перестройки, так как много думал и читал об этом. Родителей, коммунистов с 1919 года, репрессировали в 37 -м, отец умер в бутырках - это наложило отпечаток на мою судьбу (сын "врагов народа") и на мое мировоззрение.
А тут подоспела перестройка. После знаменитого многотысячного митинга, всколыхнувшего всю Самару, в Загородном парке стали собираться сотни людей, они страстно обсуждали положение в городе и стране, пытаясь ответить на извечный российский вопрос: "Что делать?".
Выступал и я. После одного из моих выступлений стали задавать вопросы. Было поздно, темнело, и я предложил собраться в другой день. Собралось человек сто. Среди них и ведущие агитпропщики обкома КПСС и, конечно же, вездесущие сотрудники КГБ.
Встречи в парке по вторникам продолжались несколько недель. Каждый раз под новым углом зрения, с новыми аргументами и примерами. Я говорил, в принципе, об одном и том же: октябрь 17-го нарушил естественно-исторический процесс развития России. Выход из тупика - в ликвидации монополии политической власти, являющейся тормозом общественного прогресса (1), в передаче средств производства в собственность трудовых колективов, ибо хозяин своей судьбы тот, кто владеет средствами производства (2) и в снятии пут с экономики, предоставлении простора действию экономических законов как основного условия роста производительных сил и массе реального благосостояния общества (3). Эти три тезиса потом лягут в основу программы Самарского (тогда еще Куйбышевского) клуба социал-демократов.
После бесед меня окружали люди, истосковавшиеся по свободному слову, задавали вопросы, уточняли услышанное. "И вы не боитесь говорить все это?" - "Нет. У меня за плечами многие годы. Теперь ничего не боюсь".
Мои беседы были пронизаны чувством исторического оптимизма, который не мог не захватывать слушателей. Постепенно выделилась группа лиц, согласных с тем, что я говорил, - студенты, интеллигенты, рабочие. Какие это были замечательные ребята, хочется всех их назвать поименно и рассказать о каждом...
Однажды после очередной встречи в парке Володя Данилов говорит: "Пора создавать свою организацию, клуб социал-демократов". Через неделю были готовы проекты программных принципов клуба и его устава.
28 сентября 1988 года в Дубовой роще на краю города (милиция препятствовала сборам неформалов в загородном парке) собралось человек 20. Обсудили проекты двух документов, в них было внесено много поправок и дополнений. Собрание поддержало инициативу Народного фронта о проведении митинга в День Конституции.
Через неделю (в течение нескольких лет собрания клуба проходили еженедельно) я зачитал текст выступления на митинге в День Конституции. Текст стал основной причиной моего превентивного ареста перед митингом - власти не хотели, чтобы текст прозвучал на митинге. (Каждое слово, сказанное на собраниях, сразу же становилось известно властям, и мы уже ничему не удивлялись). Были арестованы и еще три лидера неформалов, как нас тогда называли, так как организации, подобные нашей, не были зарегистрированы властями. Арестовали Марка Солонина, Василия Лайкина и Юрия Никишина, но подготовка к демонстрации несмотря ни на что шла полным ходом.
Проведению митинга власти воспрепятствовали, и он превратился в демонстрацию. Колонну возглавляли социал-демократы, и она от заблокированной по приказу властей центральной площади прошла к Волге и далее по набережной. Вот так описал эту демонстрацию 7 октября 1988 года один из завсегдатаев социал-демократического клуба Олег Айдаров.
Клянусь, я видел это сам - Фуражки снимали рядами, Секли толпу напополам Своими плотными цепями.
И как блеснули у трибун Щиты, дубинки, шлемы-каски. И на язык тому типун, Кто скажет, что все это сказки.
Я помню, как колонной шли, Не матерились - песни пели, Ну, а колонну все секли И в мегафоны ей ревели.
Нас гнали умно - в тупики, Нас гнали прямо на казармы...
А вот и символ их свобод - Громадный "КРАЗ" с прицепом грязным. Он заслонил собой проход И встал заслоном несуразным.
И в тот же миг толпа ментов Со всех сторон нас окружила...
Ломают руки делово, Крикливых в "бобики" кидают. Ну, мол, внутри там каково? И с новым пылом наседают.
Я помню улицы, где нас Под мегафонным гнали воем. Я вижу этот черный "КРАЗ" Над всей страной, что спит запоем...
После демонстрации ряды неформалов пополнились, число членов социал-демократического клуба почти удвоилось.
Прошел месяц существования клуба. Клуб стал на ноги: участвовал в демонстрации, распространяет листовки, читает лекции, встречается с трудовыми коллективами. Главное теперь - придать клубу истинно социал-демократический характер. Как по содержанию, так и по методам работы. Что касается методов, то наша задача отличалась от задачи Народного фронта: мы должны не возбуждать, а политически воспитывать, не "механические столкновения", а "химическая работа" - цитировал я "Вехи".
Я рассказал только о начальном этапе деятельности социал-демократического клуба, который в течение двух с половиной лет был одним из центров неформальной политической жизни города.
Нас бранили в печати ("кучка отщепенцев"), агитпропщики из обкома КПСС на собраниях трудовых коллективов пытались смешать нас с грязью. Как-то приходит жена в работы вся в слезах: "У нас на собрании в ОКБ "Каскад" тебя назвали фашистом". Всех нас по очереди приглашали к городскому прокурору, пытаясь запугать или привлечь к "сотрудничеству". Студентов грозили выгнать из институтов. Но от всего этого мы становились еще более сплоченными.
Наши ряды пополнялись. К нам привлекали не только наша политическая смелость, наша активность, наш идейно-теоретический уровень, но и дружелюбная атмосфера в клубе, отсутствие внутренних склок и борьбы за лидерство. Клуб давал городу хороший пример политической культуры.
Энтузиазм, постоянное общение, напряженная мозговая работа, растущее взаимопонимание постепенно превратили клуб в социал-демократическое братство.
Пригласили меня в обком на беседу. Поговорили. И вдруг: "Что вы хотите лично?" - "Чтобы осуществились три принципа, положенные в основу программы клуба социал-демократов". - "Нет, чего вы хотите лично?" - "Того же самого", - отвечал я наивно и лишь потом понял: меня прощупывали - не куплюсь ли. А будущий губернатор Константин Титов пригласил к себе Володю Белоусова: "Ну, рассказывай о социал-демократии...".
Дальнейшая история клуба и судьбы его членов драматичны и поучительны. Обо всем этом рассказано в "Записках социал-демократа. (История одной неудачи)".
Социал-демократическая партия, созданная 12 лет назад, одним из учредителей которой был и самарский клуб, оказалась по ряду причин нежизнеспособной, хотя в начале была очень активной, а ее лидер Олег Румянцев возглавил комиссию по созданию проекта Конституции новой России.
Будем надеяться, что у СДПР Горбачева-Титова будет иная, счастливая судьба и партия внесет существенный вклад в дело обновления России.
Владимир ГИНЗБУРГ.
00:04 09.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |