Архив новостей → Счастливое детство за тридцать серебреников.
Счастливое детство за тридцать серебреников.
В эти дни в Саратове проходит ярмарка социальных и культурных проектов. Впервые она была организована в прошлом году в Перми по инициативе администрации Приволжского федерального округа. Некоммерческие организации соревновались за право исполнить социальный заказ местных властей. Бизнесмены же охотно вкладывали деньги в проекты тех благотворительных организаций, которые обещали позаботиться об обездоленных детях и отчитаться об этом до копейки. В итоге на один вложенный бюджетом рубль в социальную сферу города были привлечены три "подаренных" рубля.
"Тетенька, купите мне яичко. Кушать хочется, - попросил мальчик, робко тершийся у прилавка. Парнишка хотя и был плохонько одет, однако на попрошайку явно не тянул. Словно угадав мое недоумение, тихо пояснил: - Мамка который день пьяная".
Сироты при живых родителях уже обычное явление не только для больших городов. К примеру, даже в богом забытом поселке Лотошино Московской области год назад были вынуждены открыть Центр реабилитации для подростков. В районе, по самым скромным подсчетам, один ребенок из 30 предоставлен самому себе и улице.
В прошлом году в детских учреждениях страны насчитывалось более полумиллиона детей. А сколько пацанов и девчонок до сих пор живут на улице? Неизвестно.
Осенью прошлого года "РГ" опубликовала статью "А знаете ли вы, чем занимается в эту минуту ваш ребенок?". В ней рассказывалось, как в регионах маленьких бродяг без суда и следствия отправляют прямехонько за решетку. Говорилось о том, что штатные единицы органов попечительства при местных администрациях мэры используют по своему усмотрению: кто оформляет в их штат собственную прислугу, кто личного водителя. Эти факты приводил на одной из конференций начальник Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры России Александр Бигулов. Однако, когда "РГ" попросила его назвать реальные имена "героев", дабы страна о них узнала, он отказал редакции в такой информации.
Между тем безнаказанность дает право равнодушно взирать на разворачивающуюся драму. Так случилось с чувашским подростком Т. В районной инспекции Чебоксар знали об отчаянной ситуации, в которой оказалась семья парня, однако ничего не сделали, чтобы помочь ему и его братьям и сестрам. А ребята в школу не ходили, не было одежды (мать нигде не работает, пьет. Отец ударился в бега). Дома - ни крошки и даже чай не вскипятить, потому что за неуплату отключили электричество и газ. Очень хотелось есть, вот и пошел парень на кражу, попался, пошел под суд.
Увы, чиновники по-прежнему работают по советской логике. У них один ответ: на помощь таким детям в казне средства не предусмотрены. А история могла завершиться более благополучно, если бы чиновники пошевелили мозгами и, к примеру, обратились за помощью к некоммерческим организациям. Но и на этот довод у наших бюрократов заготовлен ответ: должностными-де обязанностями не предусмотрено.
Возможно, поэтому общественные организации Мордовии были вынуждены выступить с открытым письмом, в котором призвали местную и законодательную власть принять закон о социальном заказе. Ведь уже сейчас в республике сотни добровольцев приходят к брошенным детям, к немощным старикам, к инвалидам, к тяжелобольным и просто одиноким людям, приглашают они власть к сотрудничеству. Кстати, в цивилизованных странах о сирых и убогих заботятся в основном благотворительные организации.
На недавней сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке был заслушан десятилетний итог деятельности России по выполнению Всемирной декларации по правам ребенка.
В национальном докладе рассказывается об усилиях страны улучшить жизнь детей. Между тем этими "усилиями" мы выполнили лишь три из 68 рекомендаций ООН. За шесть лет (1993-1999 годы) число детей-алкоголиков выросло в 1,9 раза, токсикоманов - в 3,3, маленьких наркоманов - в 17,5(!) раза. И вообще за прошедшее десятилетие сирот стало в 1,5 раза больше. Почему? Десять общественных организаций из Москвы, Новороссийска и Хабаровска и независимые эксперты из партии "Яблоко" попытались ответить на этот вопрос, проведя независимое исследование. По их мнению, основная причина - в разобщенности действий и сепаратизме ведомств, когда, с одной стороны, они демонстрируют заботу, с другой - явно или скрытно коммерциализуются. За примерами далеко ходить не надо.
Уже три года издается бюллетень, каждый номер которого рассказывает о сиротах, нуждающихся в усыновлении. Большинство ребятишек, попавших на эти страницы, уже обрели новую семью. С одной стороны, вроде бы у детей появились родители. С другой - поражает размах бизнеса. На международном рынке цена российского малыша колеблется в пределах 10-15 тысяч долларов. Отсюда и упорно циркулирующие слухи, что продают детей на органы богатым людям. На российском же рынке происходит другое. Зачастую приемыши новоявленным родителям нужны для того, чтобы получить льготы, которые в таком случае полагаются. Москва уже погрязла в столкновениях с такими мамашами.
Конечно благо, когда есть куда отвести мальчишку, до которого нет дела пьяным родителям. Но нет уверенности, что он оттуда не сбежит. Увы, пока в большинстве богаделен не наблюдаются Сухомлинские. Да, здесь худо-бедно, но накормят, а повезет - так и оденут. Но реальная работа с семьями, психологическая помощь встречаются редко.
Мало создать социальную основу. Нет у нас пока правовой базы законов, которые могли бы реально защитить гражданские права детей. Первый шаг сделали - институт уполномоченных по правам человека в регионах создан, но при отсутствии специальной, как говорят юристы, ювенальной юстиции он пока остается формальным шагом.
Ираида СЕМЕНОВА.
00:04 05.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |