Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейКорреспондент "Челябинского рабочего" совершил...

Корреспондент "Челябинского рабочего" совершил паломничество в православный центр Урала.

Валерий ЕРЕМИН. Свердловская область.

Лишь вернувшись из Верхотурья, я начал по-настоящему осмысливать значимость для себя поездки в православный центр Урала, каковым городок в верховьях реки Туры был в прошлом и возрождается ныне. Окунувшись вновь в шум и суматоху привычной жизни, затосковал по тихим верхотурским улочкам, неспешному течению времени, за которым там не гонятся, а главное - по удивительному душевному спокойствию и благоговейному восприятию окружающего. Пока эти отсветы вечного не покрылись налетом повседневности, спешу рассказать о впечатлившем в местах, где пребывают святые мощи праведного Симеона, находятся старейшие на Урале и в Сибири мужской и женский монастыри, где в свое время в паломнических поездках бывали Григорий Распутин и великая княгиня Елизавета Федоровна.

Возрождение.

В 1994 году в Верхотурье был неслыханных масштабов пожар - сгорели 168 домов. В этом ужасном гульбище огня погибли двое, остальные сотни погорельцев принялись за постройку новых усадеб. Претерпевая немалые лишения, многие невольно обращали взоры к небу, жили верой и надеждой.

Собкор "Уральского рабочего" Михаил Смышляев, чей дом сгорел предпоследним, сказал мне, что долгое время обитал в палатке в огороде, пока не построил новое жилье.

Общая беда сплотила верхотурцев, вызвала огромной силы энтузиазм, пробудила в душах лежавшие под спудом свойства. Вместе с тем страшное пожарище иные истолковали и как кару, знак свыше, призывающий к почитанию местных святынь, преданных на семьдесят лет забвению. И призыв этот был услышан. К последующим годам относятся заметные сдвиги в восстановлении храмов и монастырских зданий. В эти же годы зачастили в Верхотурье паломники, появились здесь и первые переселенцы.

Проехав на электричке от Нижнего Тагила на север пять часов, не усталость, а необыкновенную легкость ощутил, добравшись до центра Верхотурья. Оказавшись на площади между Николаевским мужским монастырем и Свято-Троицкой мирской церковью с позолоченными куполами, стал понимать, отчего много здесь туристов и паломников: такой величественный уголок православной России вряд ли где еще сохранился на Урале.

Правда, реставрационные работы, которые выполняются за счет средств, целенаправленно выделяемых властями Свердловской области, далеки до завершения тот же Крестовоздвиженский собор - в лесах, службы тут проходят редко, до окраинных городских церквей руки не дошли, а иные культовые строения пребывают в разрушенном состоянии. Однако центр и монастыри в основном обустроены, сооружены современная гостиница и набережная на высоком скалистом берегу, с которого открывается вид, захватывающий дух.

Этого хватило, чтобы туристический бизнес начал приносить доход. Ну а до того, что в других частях Верхотурья царят убогость и разруха, на улицах полно ребятишек-попрошаек, туристам обычно мало дела...

Паломники.

Мало дела до этого и паломникам, пришедшим поклониться древним святыням. Они идут прежде всего в Преображенский храм, к мощам святого Симеона-чудотворца, покоящимся в деревянно-стеклянной раке (когда-то она была кедровой, затем медной и серебряной), из которой идет исцеляющая благодать. Ведут благочестивые разговоры с монахами, едут в близлежащее село Меркушино, где на месте могилы верхотурского праведника бьет целебный источник. Набирают живительной влаги и землицы, кою почитают тут чудодейственной. Иные, иcцелившись, очистившись и узрев душой Божий промысел, решаются на переезд в Верхотурье...

Городку этому в позапрошлом году исполнилось 400 лет, он возник в Сибири вторым после Тобольска. Построен был в виде крепости для отражения набегов кочевников, а также для взимания пошлины с купцов, хлынувших по новой дороге из Руси и в нее.

Сегодня о Верхотурской таможне напоминает разве что одноименное фирменное вино, которым ублажают гостей. Здесь нет сколько-нибудь значимых производств, кроме лесхоза, и тот перешел "под крыло" екатеринбургского предприятия. Бюджет городка пополняется в основном отчислениями туристических фирм.

Работники музея при Николаевском монастыре в выходные загружены сверх всяких норм - автобусы с экскурсантами прибывают почти непрерывно. Их ведут в Крестовоздвиженский собор, который по роскоши и дороговизне отделки превосходит многие дворцы и особняки Екатеринбурга. В музее среди первых экспонатов показывают ризу инока. Примерно так был одет черный поп Иона, пришедший со строителями-добровольцами из центральной Руси. Он, получив разрешение и содействие от царя Бориса Годунова, основал обитель в 1604 году.

Монастырь с годами и столетиями полностью сбросил "деревянные одежды", разросся, облачившись в камень, а в 1913 году обрел "духовный венец Урала и Сибири" - Крестовоздвиженский собор, построенный в честь 300-летия державного дома Романовых. В 20-е годы в зданиях монастыря размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 30-е здесь был учинен страшный погром.

Лишь в 1990 году монастырь вернули епархии, тогда же появились в нем первые насельники.

...Когда отец Далмат приоткрыл крышку раки, и я наклонился, чтобы поцеловать накрывающую мощи парчу, голова стала ясной, а сердце словно осветилось изнутри. Потом к мощам подвели еле передвигающуюся старушку...Свидетельствами о чудесных исцелениях подле останков угодника Божия Симеона изобилует не одна книга, посвященная святыням Верхотурья.

Кощунственным было бы усомниться в истинности приводимых в них фактов.

Побывал я и в церкви женского монастыря. Похожая на домашнюю чистота и обилие цветов поразили, над всем тут витал кроткий смиренный дух скрытой от мирских глаз обители. Мне рассказали о двух девушках-сиротах из Челябинска, недавно принявших монашество, но увидеть их не довелось.

К слову, в 90-е годы возрождение Свято-Покровского женского монастыря началось благодаря настоятельнице Василиссе, приехавшей из Коркино и постриженной в монахини в Верхотурье.

Переселенцы.

Около десятка семей миасцев переехало в Верхотурье. Продали квартиры в четвертом по величине городе области и купили частные дома, причем далеко не лучшие, в заштатном городке, едва насчитывающем 10 тысяч жителей. Что привело их сюда, заставило перевернуть свою жизнь?

- До выхода на пенсию я работала инженером-технологом в КБ машиностроения, - рассказала одна из переселенок. - Но и на отдыхе на недостаток подруг и друзей, полезного и приятного общения не жаловалась. Будучи членом клуба выходного дня, кроме домашних хлопот имела и общественные. Но душу что-то давило, как будто не хватало воздуха для дыхания. Тяжело было еще и потому, что у меня развивалась ишемическая болезнь сердца. Однажды, гуляя по лесу, почувствовала острую боль, подумала, что умираю, легла на траву и смирилась. И сразу же "отпустило".

- Стала ездить по святым местам, - продолжила она. - Была, в частности, в Троице-Сергиевой лавре в Подмосковье, и везде ощущала прилив душевных сил, необычную бодрость и легкость, желание жить и радоваться во славу Господа. И тогда поняла, что это Бог направляет меня. Продала квартиру в Машгородке, купила дом в Верхотурье (переезд сюда оказался наиболее реальным) и не жалею нисколько. Никогда не думала, что жизнь может быть такой духовно насыщенной, интересной и радостной, несмотря на каждодневные заботы и трудности. Ну а сердце-то болеть перестало...

Вслед за этой пожилой женщиной переехала в Верхотурье ее старшая дочь, еще в Миассе обратившаяся к Богу и начавшая писать иконы. Сейчас она занимается еще и реставрацией. С ней приехал сын-подросток, поселившийся у бабушки. Дочь, выполняя заказы не только для храмов, но и для частных лиц, а едут к ней заказывать иконы из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, заработала деньги на маленький дом, в котором устроила мастерскую; в нем и живет.

А вот другая судьба. Женщина, работающая в иконной лавке при монастыре, в доверительной беседе поведала, что вместе со своей семьей (как и в первом случае, неполной) привезла брата-алкоголика, который в Верхотурье перестал пить. В Миассе у нее долгое время оставался престарелый отец, бывший активист-партиец, руководитель производства, который ни в какую не соглашался переезжать. В квартире, в которой он жил один, случился пожар, много вещей сгорело, но хозяин не пострадал. Зато тут же собрался в дорогу.

- Это Господь так устроил, показав, что спасительней для него быть здесь, рядом с нами, - убеждена она. - В Верхотурье улучшилось его самочувствие. Приблизился к вере, начал молиться и причащаться у батюшки. А когда пришел срок, отошел быстро, без мучений.

Нынче миасская "диаспора" пополнилась супругами - людьми среднего возраста. Жена, приехавшая вместе с верующим мужем, борется с собой, со своим маловерием. Между супругами случаются стычки, но все реже и реже...

Но даже воцерковленные не показались мне отрешенными, отдаленными от мира фанатичной верой. Они переживают такие же психологические драмы в своих семьях, решают такие же бытовые проблемы, что и большинство из нас. Только, пожалуй, менее притязательны, а потому многое складывается у них, как они просят у Бога. Отсюда отличающие этих людей душевное равновесие, усердие в делах, искреннее радушие. Их рассудительное, смиренно-радостное отношение к жизни может служить примером многим...

По количеству переселенцев в Верхотурье лидируют миасцы и челябинцы. Я попросил объяснить это председателя общественной организации "Верхотурский паломник" Г. Я. Бородину, одно время жившую в Челябинской области. Вот что она сказала:

- Для себя объясняю так. В Челябинске в соборном храме есть икона Симеона Верхотурского, которая и вдохновляет иных на переезд. Ну а миасцы в немалом количестве едут сюда, спасаясь, как они говорят, от скопления нечисти, связанной с активизацией сектантских групп. Главная же причина, пожалуй, в том, что Челябинск и Миасс - единственные города в большом регионе, откуда силами православных приходов и благотворителей организовываются регулярные паломнические поездки верующих.

Организация, которой руководит Бородина, встречает паломников, размещает на постой, показывает город и его святыни. Тем, кто задумал сюда переезжать, помогает приобрести жилье. Немало делают общественники и для сохранения древних ремесел и традиционной культуры края: устраивают выставки, концерты, конкурсы. Сейчас Галина Яковлевна занимается созданием в Челябинске филиала "Верхотурского паломника", работать в котором уже есть желающие.

  00:04 12.05  


  Лента новостей


  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU