Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостей"Голоса истории" - только в Волгоде.

"Голоса истории" - только в Волгоде.

В шестой раз Вологда собирает гостей на Российский театральный фестиваль "Голоса истории". И сам город - красивый, строгий, несуетный - выглядел в эти дни частью общей декорации. А величественный и одновременно уютный кремль стал основной сценической площадкой праздника.

Впервые смотр спектаклей в историко-архитектурной среде прошел десять лет назад. Вниманию, которое проявляют к "Голосам истории" областные и городские власти, может позавидовать любой фестиваль, а о заинтересованности жителей красноречиво говорят ежевечерние аншлаги.

Спектакли шли и в помещениях театров, и на воздухе. Так, сценические площадки Вологодского кремля - Пятницкая башня и Консисторский двор - вносят закономерные изменения в любое постановочное решение. Потому важно учитывать специфику как уникального игрового пространства, так и представляемого в нем спектакля - кремлевские стены должны подчеркивать выразительные особенности постановок, а не подавлять их. Перед организаторами неизбежно вставал и другой, не менее важный вопрос: как сохранить жанрово-тематическую неповторимость "Голосов истории", отличающихся от других театральных смотров. Удержать фестивальную афишу в жестких рамках, конечно, невозможно, но конкурсная программа, очевидно, должна иметь четкие критерии отбора, ориентированные на "историчность" материала, жанровую специфику и, разумеется, качество постановок.

Историческая драма С.Таюшева "Креститель" (Белгородский драматический театр им. М.С. Щепкина, режиссеры А.Морозов и М.Черныш), посвященная противостоянию российских князей Владимира и Ярополка, отвечает главной тематической линии фестиваля. Но при этом сама пьеса эклектична и вторична, а ее морализаторский пафос напомнил о постановках, выпускавшихся к праздничным датам, только теперь они уже не революционные, а христианские. В то же время в "Генрихе IV" Л.Пиранделло (Ульяновский театр драмы, постановка Ю.Копылова) сцены царствования короля Генриха - всего лишь игра, плод воображения персонажей, свободно перемещавшихся из одной эпохи в другую.

Но в этом спектакле ощущалась и перекличка времен, и масштаб личности героя, впитавшего в себя как волевую непреклонность коронованного властителя, так и ранимость обычного человека.

В неоднозначной версии шекспировского "Короля Лира" (Театр "Карусель" при Псковском театре драмы им. А.С. Пушкина, сценическая редакция и постановка В.Радуна) решение пространства было весьма эффектно. Мрачную атмосферу эпохи подчеркивали тревожные красные лучи, языки пламени, трепетавшие на кремлевских стенах, и могильная плита, в которую превращался королевский трон. В то же время манера поведения и взаимоотношения героев спектакля нередко напоминали криминальные разборки.

Некие вымышленные "царственные особы" представали и в сказках-притчах, стилизованных под старину. Элемент народного площадного действа, присутствовавший в постановке "Царь Максимилиан" А.Ремизова (Московский театр им. М.Н. Ермоловой, режиссер Б.Морозов), вполне пришелся к Консисторскому двору, актеры же мужественно выдержали испытание дождем. А вот шумное, песенно-танцевальное действо "Про Федота-стрельца" Л.Филатова (Русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия, режиссер Б.Манджиев) не слишком удачно вписался в кремлевскую "декорацию".

Впрочем, быстрое освоение нового игрового пространства для приехавших театральных коллективов - дело непростое. Лишь вологодские театры - в привилегированном положении: у них больше времени, чтобы сориентироваться в родных стенах. Так, в "Человеке из Ла-Манчи" Д.Вассермана (Вологодский театр для детей и молодежи, режиссер Б.Гранатов) сценографическая, пластическая и световая партитура спектакля точно и органично вписалась в пространство Пятницкой башни.

Рядом со сказочно-притчевыми героями появлялись на фестивале и реальные исторические персонажи не столь далеких эпох. Правда, в "Казни декабристов" (Московский ТЮЗ, автор пьесы и спектакля К.Гинкас) основные участники событий присутствовали лишь в воспоминаниях очевидцев и комментариях некоего автора, с нервной агрессивностью ведущего расследование этого трагического эпизода русской истории.

Понятие "история", конечно, включает в себя не только судьбы выдающихся личностей, но и будничную жизнь простых смертных. В таком случае главная тема фестиваля "Театр и история" становится просто необозримой. Так, спектакль "Мартирима" (Греческая театральная компания "Омма Студио", режиссер А.Диамантис) представлял собой отрывочную композицию из романов Ф.Достоевского и А.Пападиамантиса. Попытка соединить разные языки - не только разговорные, но и сценические - выглядела трогательной, однако не вполне удачной. Спектакль "Семейное счастие" Л.Толстого (московский театр "Мастерская П.Фоменко", постановка П.Фоменко) по уровню профессионального мастерства был безусловной вершиной фестивальной программы. Рядовой житейский эпизод превратился в смешное и грустное повествование о хрупкости человеческих взаимоотношений и коварстве закономерных случайностей, об обманчивости романтических надежд и зыбкости безоблачного счастья. Камерный сюжет, не претендующий на эпохальность, приобрел удивительную целостность, психологическую многокрасочность и философскую глубину.

Временные рамки, в которых должно развиваться действие фестивальных спектаклей, также вопрос неоднозначный: где провести грань между днем минувшим и днем нынешним? Когда современность становится историей? Бытовая декорация в "Песнях нашей коммуналки" (московский театр "У Никитских ворот", постановка М.Розовского) переносила зрителей в советскую эпоху, при этом пародийно-эстрадная манера исполнения сближала представление с сегодняшним шоу, правда, решенным в жанре капустника. К трагическим страницам недавней истории возвращала постановка "Отче наш" по мотивам "новой прозы" В.Шаламова (Вологодский камерный театр, режиссер Я.Рубин).

Марина ГАЕВСКАЯ.

  00:04 15.08  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU