Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейТайна "Колумбии" остается тайной.

Тайна "Колумбии" остается тайной.

Евгений КУЛАГА.

Но выводы из случившегося приходится делать всем, кто намерен развивать пилотируемую космонавтику.

Завтра в Хьюстоне должны начаться общественные слушания в связи с катастрофой американского шаттла "Колумбия". Однако эксперты с горечью констатируют: после трагедии прошел уже месяц, но они по-прежнему далеки от ее разгадки.

"Каждый новый обломок, каждый новый бит телеметрической информации лишь ставят новые вопросы, а не дают ответов", - заявил председатель комиссии Гарольд Геман. На последнем заседании, где обсуждались гипотезы гибели "Колумбии", были категорически опровергнуты слухи о том, что причиной разрушения корабля могло стать столкновение с НЛО.

Откуда поползли такие слухи?

Земные радары шаттла зафиксировали рядом с кораблем подозрительный предмет размером 30 на 40 сантиметров. Однако его заметили еще во время первого маневра "Колумбии" на орбите. А последующие исследования показали: объект исчез с радаров 20 января, то есть за десять дней до трагедии. К тому же, как уверяет член комиссии по расследованию бригадный генерал Дуэйн Дил, вероятнее всего, это был осколок, отколовшийся от самого "челнока", который затем сгорел в плотных слоях атмосферы.

Исходя из личного опыта, могу предположить: практически нет надежды на то, что собранные фрагменты шаттла помогут однозначно найти дефект в его теплозащите. Взрыв, а затем страшный пожар дают мало шансов. Но знаю и другое: именно состояние найденных элементов "Колумбии" позволит сделать заключения, которые, не исключено, повлияют на судьбу оставшихся у американцев космических кораблей многоразового использования - "Индевор", "Дискавери" и "Атлантис".

Практически никем не оспаривается версия о том, что основная причина катастрофы - нарушение теплозащиты левого крыла. И уже само по себе удивительно, что на шаттле может отлетать теплоизоляция. На нашем носителе "Энергия" теплоизоляция также была подвержена растрескиванию. Однако она никогда не могла отлететь - это исключала специально выполненная конструкция.

Некоторые убеждены, что взрыв произошел непосредственно внутри корабля и стал причиной его гибели. А мне кажется, что корабль взорвался как надувной мячик: от перегрева корпус потерял прочность и не выдержал нагрузок внутреннего давления и аэродинамического воздействия.

Какая судьба уготована шаттлам?

Ответ, очевидно, искать придется исходя из того, что тайна гибели "Колумбии" достоверно никогда не будет раскрыта. Виновата теплозащита, и все. Вот и следует искать причины в ней. Неоднократно высказывалось мнение, что и раньше случалось, отлетали плитки. Причем помногу. Здесь, вероятно, количество переросло в качество.

В свое время мне довелось возглавить комиссию по ремонту модуля "Спектр" российской орбитальной станции "Мир". После того как его пробил грузовой "Прогресс", модуль потерял герметичность. Тогда мы разработали метод ремонта и отработали процесс его выполнения на Земле - в вакуумной камере. Средства для ремонта были отправлены на орбиту, но, к сожалению, космонавты не смогли найти место пробоя корпуса. А потом "Мир" утопили. Вот сейчас этот эксперимент по ремонту корпуса очень пригодился бы американцам.

В любом случае на оставшихся "челноках" просто необходимо предусмотреть обязательный осмотр состояния теплозащиты перед посадкой корабля. И, если нужно, проводить ее ремонт. Причем астронавт это сможет выполнить без особого труда, используя имеющийся на борту манипулятор при работе на верхних поверхностях корабля. Конечно, необходимы соответствующие средства фиксации и перемещения астронавта вдоль нижней плоскости. Но опыт разработки подобных устройств есть как у нас, так и за океаном.

Есть ли будущее у МКС?

До тех пор, пока не начнут летать американские шаттлы, экипажи и грузы будут возить только российские "Союзы" и "Прогрессы". Однако это дороже. Так, доставка одной тонны груза на шаттле стоит примерно 13 миллионов долларов, а с помощью нынешних российских носителей с имеющимся одноразовым кораблем - уже 16 миллионов долларов.

Но у России есть и другой, более эффективный носитель - "Протон" и "грузовик" ТКС к нему, способный доставить на орбиту 12 тонн груза. Расчеты показывают: при их использовании стоимость тонны груза, доставленного на орбиту, будет составлять всего 6,5 миллиона долларов. Мало кто знает, что в 80-х годах к "Протону" был разработан и испытан многоразовый возвращаемый аппарат для трех человек, сходящий с орбиты по баллистической кривой без крыльев. Он дважды успешно запускался, а потом программа была свернута. Если ее реанимировать и перейти на "челнок" к носителю "Протон", то стоимость выведения на орбиту грузов будет еще меньше.

В США уже несколько лет ведутся работы по созданию новых шаттлов. И уже ясно, например, что следует более тщательно проработать вопрос: а целесообразно ли вообще применять пассивную теплозащиту в виде керамических плиток?

В ОКБ В.М. Мясищева в конце 50-х годов мне пришлось как раз разрабатывать конструкцию корпуса ракетоплана с пассивной теплозащитой, которая была повторена потом в шаттлах. Но одновременно "обкатывалась" и активная теплозащита. Например, с использованием прокачки жидкого лития по конструкции из ниобиевого сплава, сохраняющего прочность до 1100 градусов. Такая теплозащита, естественно, тяжелее. Зато она будет более устойчивой к внешним воздействиям и существенно повысит безопасность полетов.

Гибель "Колумбии" заставила всех по обе стороны океана по-иному взглянуть на многие проблемы пилотируемой космонавтики. Остается только надеяться, что они будут решены не только для определения судьбы оставшихся шаттлов, но и тех космических кораблей, которые появятся в будущем.

Евгений КУЛАГА ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.

Об авторе.

КУЛАГА Евгений Сергеевич - главный научный сотрудник ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, доктор технических наук, заслуженный конструктор России, заслуженный создатель космической техники.

  00:04 05.03  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU