Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПророчества изгнанника.

Пророчества изгнанника.

Сегодня исполняется 123 года со дня рождения известного скульптора Сергея Коненкова. В его мемориальном музее - мастерской впервые открыта уникальная выставка из личной коллекции его сына и внучки - Кирилла и Аллы Коненковых. Только сейчас удалось приподнять завесу таинственности над малоизвестным "американским" периодом творчества С.Коненкова. В этом есть и вина самого скульптора, который даже в мемуарах не упомянул о плодах своего труда, лишь в беседах с сыном говорил, что пока еще не пришло время для его "космоса". Тем не менее создавал свою "Вселенную" 21 год.

Неожиданность этого "американского" творческого отдохновения в том, что, создавая свою гипертрофированную по форме скульптуру, он вдруг ударяется в символическую, утонченную, "летящую" графику прозрачного сине-голубого цвета, выполненную карандашом. Искусствоведы утверждают, что два творца уживаются в Коненкове, и феномен его искусства в том, что рационализм и в то же время эмоциональность, даже стихийность присутствуют как в трактовке скульптурной формы (некоторую можно отнести к авангарду), так и в тончайшей графике. В этом есть какая-то предсказуемость судьбы. Если бы не его поездка с выставкой русского искусства в 1924 году в США и вынужденная остановка на 21 год, возможно, не появились бы на свет эти философско-пророческие полотна, которые хранитель музея Светлана Боброва называет одним словом - космогония. Не случайно взяла она на себя такую смелость - долго изучала архивы скульптора. Оказывается, он сам писал в своих воспоминаниях, что единственным разногласием в спорах с Сергеем Есениным была эта самая космогония. Уже тогда он говорил, что его интересовала проблема мироздания и тайны космоса. Поэтому он и создал свою фантастическую систему мира.

- Мифологическое мышление Коненкова позволило ему, ассимилируя необыкновенное разнообразие идей, создать мир символов, соединивших черты средневековых космогоний с данными современной науки, - рассказывает Светлана Боброва. - Символическая панорама может быть сопоставима разве что с космическими видениями английского поэта и художника Уильяма Блейка. Я занимаюсь расшифровкой его символики, хотя никаких словесных отгадок он не оставил, полагая, что изобразительных средств достаточно, чтобы посвятить непосвященных в систему мироздания.

Началось все у него с размышлений о Библии, о ее нравственно-этическом кодексе. Постепенно идея космического апокалипсиса завладела им полностью. Многие картины посвящены пророчеству, связанному с будущим Земли. Особенно после знакомства с Эйнштейном и его теорией Коненкова увлекла идея центра Вселенной, который притягивает к себе галактики. Не случайно на одном из графических полотен он изображает звезду Алцион, к которой, по его мнению, все стремится во Вселенной.

Ближе к 40-м годам Коненкова волновала другая тема - тема России, втянутой во вторую мировую войну. Библейский персонаж Самсон олицетворяет в его скульптуре и графике идею жертвенности в момент тяжелых испытаний.

Для него самого было испытанием находиться в это время за пределами России. Хотя уезжал он не только с выставкой, но и с желанием попробовать свои силы в другой стране. "Буду ли я там интересен?" - спрашивал он себя.

А для американцев его монументальная скульптура в дереве стала откровением. Посыпались заказы, и мастер увлекся работой. Опомнившись, вернуться в Россию уже не смог. Да и о каком возвращении с Запада могла идти речь во времена Сталина? И хотя отказы Коненков считал чиновничьей нелепостью (паспорт он не менял), однако прожил в Америке до 1945 года... И лишь по слухам узнавал о том страшном беспределе, который правил в те годы в нашей стране.

Жил он вдали от Родины и ее проблем, в своем космогоническом мире, занимаясь самообразованием. Хотя, окончив Петербургскую академию художеств, в 1916 году стал одним из первых академиком. Позднее увлекался математикой, химией, физикой, знал несколько языков, в подлиннике читал тексты английских и американских филологов, знал теософские труды Ньютона. Не случайно сегодня мы имеем возможность увидеть необычные по жанру и композиции графические листы. И лишь с момента возвращения Коненкова в Россию начался третий, поздний период его творчества...

В музее более 2 тысяч единиц хранения: фотографии, книги, документы, скульптура, рассказывающие о жизни и деятельности Коненкова. Но многие его работы в дереве и мраморе, особенно раннего периода, до сих пор в частных собраниях. Хозяева готовы расстаться с ними, но приобрести их даже за символическую цену музей не в состоянии. А ведь формировать фонд - его прямая обязанность. Вот даже выставка организована при содействии не только семьи Коненкова, но и объединения "Магнум Арс", с помощью которых отремонтировано помещение музея. А ведь это единственный музей при Российской Академии художеств. Но, к сожалению, далеко не единственный, который нуждается в финансовой поддержке.

Нинель ЩЕРБИНА.

  00:04 10.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU