Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейНиколай КОВАЛЕВ: Мы не должны порождать...

Николай КОВАЛЕВ: Мы не должны порождать карающего монстра.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ Дума приняла в третьем чтении закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем". Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя парламентской Комиссии по борьбе с коррупцией, экс-директора ФСБ Николая Ковалева.

- Николай Дмитриевич, обилие поправок, внесенных к третьему чтению, - это свидетельство несовершенства законопроекта или повышенного интереса к нему со стороны депутатов?

- И то и другое. Необходимость принятия закона назрела давно. Это мощный рычаг в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Решительных шагов от нас ждут и западные партнеры. В большинстве стран Европы и в Америке отмывание денег относится к категории тяжких преступлений. Мы же до недавнего времени ограничивались одними декларациями.

К сожалению, в нынешней своей редакции закон не только не решит проблемы отмывания денег, но и создаст новые. Возьмем одно из ключевых положений, обязующее финансово-кредитные организации при достаточных подозрениях в отмывании денег информировать об этом. Что это за термин - "достаточные подозрения"? Кто определяет грань, когда подозрения достаточные, а когда нет?

Следующий момент, вызвавший недоумение: все сделки, превышающие 600 тысяч рублей, подвергаются процедуре контроля (читай проверки) со стороны уполномоченного органа. Согласитесь, не такие это заоблачные суммы. Ежедневно в стране проводятся десятки тысяч подобных операций. Это огромный массив информации, в том числе и на людей, никак не связанных с преступным миром. Его не в состоянии переварить ни одна из существующих ныне государственных структур. Я уже не говорю о том, чтобы реально проверить чистоту сделок.

По законам жанра эта информация рано или поздно будет востребована. Вопрос, кем? Не секрет, что в России существует черный рынок, на котором можно купить практически любые базы данных, в том числе и хранящиеся в правоохранительных органах.

- С другой стороны, без такой информации трудно поймать за руку тех, кто занимается отмыванием денег.

- Совершенно верно. Информацию необходимо собирать и анализировать. Но такая работа не должна носить характер тотальной слежки. Нужно четко определить, что является основанием для информирования уполномоченного органа. Термин "достаточное подозрение" скалькирован с западных законов. Там другой менталитет и другие правила игры. Если их банкир не проинформирует правоохранительные органы о своих подозрениях, его обвинят в низкой квалификации и привлекут к уголовной ответственности в качестве соучастника сомнительной сделки. Это заставляет западные банки осуществлять действенный контроль. У нас понятие "достаточное подозрение" - не более чем общая фраза. В России нужно расписывать все по пунктам, не допускающим двойственного толкования.

- Вы все время говорите о некоем абстрактном уполномоченном органе. Можно расшифровать, какое ведомство кроется за этой формулировкой?

- В законе говорится, что уполномоченный орган определяет Правительство РФ. Предполагается, что это будет финансовый орган. Но я думаю, что за право контролировать денежные потоки наших граждан развернется жесткая борьба, в которой с удовольствием поучаствуют и силовые министерства. У нас ведь уже есть межведомственный центр при МВД РФ по борьбе с отмыванием денег. Все прекрасно понимают, что эта структура будет иметь колоссальное влияние, в том числе и на политическую жизнь страны. Мы не должны порождать очередного карающего монстра, при мысли о котором у наших сограждан пропадет сон и желание. Главная задача уполномоченного органа - профилактика нарушений. Создаваться он должен при Президенте и подчиняться непосредственно ему.

- В проекте закона есть статья, запрещающая проведение сделок со странами, которые занимаются незаконным производством наркотиков. Какие государства могут попасть в этот список?

- Практически во всех ведущих странах мира, включая Россию, есть преступные группировки, занимающиеся незаконным производством наркотиков. Вопрос в масштабах такого производства, в том, является ли оно составляющей государственной политики. В законе сказано, что перечень стран определяется Правительством Российской Федерации. Скорее всего в этот список попадут Афганистан, Колумбия и государства так называемого Золотого треугольника. Но покажите мне хотя бы одного российского бизнесмена, который станет отмывать деньги через Афганистан или Колумбию. Только полный безумец пойдет на это. Риск практически стопроцентный. Как правило, отмыв происходит через европейские банки и оффшорные зоны. Против них и должно быть направлено острие закона.

- Можно ли считать новый закон все же шагом вперед в борьбе с организованной преступностью и коррупцией?

- Бесспорно, сделан важный политический шаг. Кроме того, я надеюсь, что Дума наконец-то вернется и к обсуждению закона "О коррупции". Это другая крайность законотворчества. Скоро исполнится девять лет, как в России начали разрабатывать антикоррупционное законодательство. Разные юридические школы ведут бесконечные споры, бьются за западные гранды, а результат нулевой. Только за последние три года они съели 5 миллионов долларов, выделенных на разработку закона западными странами. Складывается впечатление, что для людей важен сам процесс, а не его результаты.

Я думаю, что Президент, как и в случае с законом "О противодействии легализации (отмывании) доходов...", проявит политическую волю и возьмет работу над этим законом под личный контроль.

Андрей ШАРОВ.

  00:04 17.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU