Архив новостей → "Четверка" стартовала.
"Четверка" стартовала.
"Двойку" догоняет?
Андрей Сотников.
Новый четырехсторонний формат интеграции на постсоветском экономическом пространстве.
ПОДПИСАНИЕ в феврале 2003 года в Москве главами четырех государств - России, Казахстана, Украины и Беларуси - Заявления о формировании единого экономического пространства, без всякого сомнения, является качественно новым этапом в организации постсоветского экономического сотрудничества бывших союзных республик.
Четыре наиболее крупных и мощных в экономическом отношении государства бывшего СССР объявили о начале переговоров по формированию единого экономического пространства, Результатом переговоров будет подготовка уже к сентябрю нынешнего года Соглашения о формировании единого экономического пространства, согласованной экономической политике по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и создании единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам. Конечной целью совместной работы будет создание Организации региональной интеграции, которая возникнет на базе режима свободной торговли, а впоследствии - Таможенного союза.
Это событие явится качественно новым этапом в попытках создания на постсоветском пространстве реального экономической интеграционного сообщества. Во-первых, в единое экономическое пространство объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом. Создается компактная организация региональной интеграции, на долю которой приходится более 90 процентов всего производимого в странах СНГ валового внутреннего продукта, 90 процентов внутрирегиональной торговли и около 80 процентов населения. Во-вторых, принципиально важным является участие во вновь формируемом интеграционном объединении Украины. В-третьих, впервые в рамках создаваемой на территории бывшего СССР региональной интеграционной группировки будет применен принцип наднациональности при принятии решений, касающихся внешнеторгового регулирования и тарифов.
Мировой опыт свидетельствует: подлинная экономическая интеграция невозможна без наличия в рамках данного межгосударственного объединения некоего наднационального органа. Многочисленные важные решения, принимаемые в рамках СНГ, Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), на наш взгляд, "пробуксовывают" именно из-за отсутствия у них наднационального института. Деятельность всякого рода согласительных комиссий малоэффективна и имеет низкий коэффициент полезного действия, поскольку принимаемые на них решения не носят обязательного для всех участвующих сторон характера, а невыполнение не влечет за собой никаких санкций. В-четвертых, подписанный главами государств документ предусматривает четкую последовательность шагов по пути экономической интеграции.
Формирование региональной экономической интеграционной группировки сопровождается объективно необходимыми этапами эволюции.
Региональная экономическая организация не может быть создана волевым политическим решением, ей должны предшествовать следующие последовательные этапы. Первый из них - зона свободной торговли, являющаяся начальным этапом эволюции экономической интеграции. В этом режиме государства-участники сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения торговых режимов с другими странами, установления таможенного тарифа и изменения его ставок, применения мер нетарифного регулирования. Во взаимоотношениях с партнерами по зоне свободной торговли действует свободный от таможенных и количественных ограничений режим торговли товарами. Второй эволюционный этап - создание Таможенного союза. На этом этапе страны-участницы дополнительно к режиму зоны свободной торговли устанавливают единый таможенный тариф по импорту товаров из третьих стран, договариваются о проведении общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам; единообразно и одновременно вводят в действие нетарифные ограничения внешнеторговой деятельности. Третьей ступенью является создание общего рынка. Четвертая ступень - единый внутренний рынок. На этой ступени развития региональной экономической интеграции обеспечивается свободное перемещение между странами-участницами не только товаров, но и услуг, капитала, рабочей силы, промышленной (в том числе интеллектуальной) собственности.
Главная цель Организации региональной интеграции - создание единого экономического, валютно-финансового, правового и информационного пространства стран-участниц. Страны-участницы данной организации региональной интеграции координируют свою экономическую политику в направлении сближения уровней социально-экономического развития на основе рекомендаций наднациональных органов организации и при их контролирующей роли. Строительство единого экономического пространства должно представлять собой совокупность параллельно осуществляемых, взаимосвязанных мероприятий, включая установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике, создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии единой денежной единицы.
Этапы экономического интеграционного процесса, пройденные странами Западной Европы, не следует, очевидно, рассматривать как эталонные, без учета уже наработанного опыта у стран СНГ, в частности, в рамках создаваемого Союзного государства Беларуси и России и Евразийского экономического сообщества. "Интеграционный маршрут" от создания зоны свободной торговли до построения единого экономического пространства четырех государств - России, Украины, Казахстана и Беларуси - можно будет сокращать по времени. Несущим каркасом, стержнем единого экономического пространства должен стать полноценный Таможенный союз, а залогом успеха в его построении будет создаваемый впервые на постсоветском пространстве наднациональный институт - межгосударственная независимая Комиссия по торговле и тарифам. Весьма важно определить статус и полномочия этой комиссии. Основной ее задачей должно стать формирование Общего таможенного тарифа, применяемого к товарам, происходящим из третьих стран.
Все четыре государства, подписавшие заявление о формировании единого экономического пространства, ведут переговоры о вступлении в ВТО в условиях реальных экономических трудностей, в связи с чем разработчикам Общего таможенного тарифа необходимо будет учесть особенности обеспечения рентабельности производства, приемлемый уровень рентабельности, структуру и особенности формирования издержек производства. Необходимо предусмотреть баланс между разумным протекционизмом и здоровой конкуренцией, обеспечивающей поступательное развитие национальных экономик, оценить общий уровень протекционизма и его соответствие нормам ВТО. Потребуется проанализировать и смоделировать последствия проведения системы тарифного регулирования стран-участниц к нормам ВТО, дать предложения о формировании и применении разрешенных ВТО инструментов нетарифной защиты в качестве меры, компенсирующей тарифное открытие национальных рынков.
Планомерное снятие таможенных барьеров, гармонизация таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования, формирование межгосударственной валютной системы, способной обслуживать все области экономического взаимодействия, - все это, как представляется, будет способствовать существенному росту взаимной торговли четырех стран. Оживлению взаимного товарооборота во многом способствовала бы договоренность о разработке совместного прогноза развития экономики. Это позволило бы проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик и поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперирования производства. Результатом такой работы могли быть как межгосударственные программы, так и инвестиционные проекты, разрабатываемые на уровне отдельных предприятий, транснациональных компаний и финансово-промышленных групп.
Одной из важных задач Комиссии по торговле и тарифам станет выработка единой позиции четырех государств в переговорах о присоединении к Всемирной торговой организации. Проблема заключается в том, что ВТО рассматривает Таможенный союз как единое государство с единым внешнеторговым режимом. Создание же единого экономического пространства, о котором заявили президенты России, Украины, Казахстана и Беларуси, невозможно без формирования в качестве обязательного предварительного условия таможенного союза объединяющихся стран. Главное, чего нужно будет добиваться в переговорах о присоединении к ВТО, - обеспечение надежного уровня защиты прогрессивных стратегических отраслей и сфер национальной экономики, добиваясь, особенно в начальный период проводимой в странах "четверки" структурной перестройки, более высокого, чем в развитых странах, уровня таможенных тарифов, комплекса других защитных мер, допускаемых нормами ВТО, максимального сохранения системы государственной поддержки сельского хозяйства, увязывания наших обязательств по дальнейшей либерализации внутреннего рынка с обязательствами членов ВТО по устранению дискриминирующих положений в их законодательстве.
Андрей Сотников
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВСЕРОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
МОСКВА
00:04 17.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |