Архив новостей → Взрыв в метро - Подозреваемые.
Взрыв в метро - Подозреваемые.
Наталья Козлова, Андрей Шаров, Владислав Куликов, Тимофей Борисов, Андрей Стенин, Михаил Нечаев, Ирина ОГИЛЬКО, Илья Зубко, Валентина Сидоренко, Виктория АВЕРБУХ.
Подозреваемые.
ПОСЛЕ эвакуации пострадавших в туннеле начала работать следственная бригада, в которую входили следователи Генпрокуратуры, сотрудники ФСБ и МВД. Сразу же были изъяты записи камер слежения, установленных в метро над эскалаторами, на станциях и переходах.
Как сообщается, видеокамеры зафиксировали предполагаемого пособника террористки-смертницы. Милиционеры объявили в розыск мужчину с внешностью уроженца Кавказа, на вид тридцати-тридцати пяти лет, с острым носом, пухлыми губами, чисто выбритым лицом, в темной кожаной шапке с искусственным каракулевым мехом. Он попал в объектив вместе с предполагаемой смертницей: они стояли на перроне одной из станций метро, в руках у них было два чемодана.
По другим данным, разыскиваемого мужчину сопровождали сразу две молодых женщины в черных одеждах. Приметы подозреваемых были переданы на все посты милиции, а эксперты приступили к составлению фотороботов.
По имеющейся информации, разыскиваемый незадолго до взрыва подошел к одной из дежурных по станции "Автозаводская" и сказал: "Будет вам праздник", добавив затем нецензурное ругательство.
Как пояснили в МВД РФ, теракты подобного рода обычно готовят несколько человек. Смертника страхуют сообщники, которые могли находиться недалеко от места взрыва. В МВД не исключили, что трагедия в московском метрополитене - одно из звеньев целой серии терактов, произошедших в России за последний год.
Вскоре после эвакуации раненых спасатели и технические службы метро вытащили поврежденные вагоны из тоннеля и отбуксировали их на запасной путь. Как сообщают очевидцы, на месте взрыва остались фрагменты человеческих тел и обломки вагона. Их изучали следователи и эксперты. Проходили следственные действия и в эвакуированных вагонах.
Версии.
ВЧЕРА специалисты-взрывотехники целый день провели в подземке, выясняя, что же на самом деле рвануло в вагоне метро. На момент подписания номера определенной ясности на этот счет так и не было.
Как пояснили наши источники в правоохранительных органах, определенной ясности на этот счет пока и не может быть. Сама специфика взрывотехнической экспертизы такова, что подтверждения или опровержения той или иной версии появятся не сразу. Но все наши собеседники, с которыми удалось переговорить, сходятся к тому, что это был теракт. На это указывают несколько хоть и косвенных, но в данной ситуации очень важных доказательств. Во-первых, выбор места и времени взрыва совпал с часом пик, чтобы количество жертв было максимальным. Во-вторых, выбор второго вагона метро для совершения взрыва также совпадает с многолетней статистикой проведения подобных терактов.
Специалисты пока не настаивают категорически на этой версии, потому что практика знает и случаи, когда мужья из ревности вместе с неверной женой заодно взрывали и самолет. Бывали и более экзотические случаи. И все же... все же опыт предыдущих терактов показывает, что с большой вероятностью следы вчерашнего взрыва могут вести к бригаде смертников "Риядус Салихийн" Шамиля Басаева. Почерк теракта до мелочей совпадает с действиями этой террористической группы.
Для проведения этих акций, в частности, готовятся и используются фанатично настроенные мужчины и женщины-смертницы от 16 до 30 лет либо люди, прошедшие насильственную психофизическую подготовку и похищенные из различных регионов страны. Так, в частности, готовились и смертницы из Чечни Зулихан Элихаджиева и Мариам Шарипова, совершившие 5 июля 2003 года взрывы у входа в аэродром "Тушино". Также готовилась к взрыву на Тверской и Зарема Мужихоева.
Правда, в данном случае не стоит говорить о чеченском терроризме, такой вид деятельности чужд чеченскому менталитету. Смертники как инструмент политического давления и запугивания - фирменное изобретение международных мусульманских радикальных группировок.
Возможно, вчерашний теракт совершил не смертник, а подрывник, который оставил в вагоне сумку со взрывчаткой. В пользу такой версии говорит тот факт, что взрыв произошел, как только поезд отъехал от платформы. Глубоко в тоннеле террористу привести в действие взрывное устройство дистанционно не удалось бы.
Мнения специалистов.
- Взрыв произошел в 8.32 по московскому времени в туннеле между станциями замоскворецкой ветки метро "Автозаводской" и "Павелецкой" у первого выхода второго вагона поезда, направлявшегося в центр, - рассказал "РГ" начальник Управления информации ГУВД столицы Кирилл Мазурин. - Машинист, услышав хлопок, нажал по тормозам, поезд протянуло еще метров 100 - 120. К этому времени по просьбе машиниста диспетчер отключил электрический ток в вагонах. Пассажиры первого вагона начали выходить на пути в сторону "Павелецкой", пассажиры других вагонов в сторону "Автозаводской". Около 8.40 повалил дым и начался пожар, которому была присвоена самая высокая - пятая степень сложности. Столпотворения на путях не было. В 10.30 эвакуация из перегона между станциями метро "Павелецкая" - "Автозаводская" закончилась. Около 10.00 пожар был потушен. Всего было эвакуировано около 700 человек.
- По последним данным, в ликвидации последствий взрыва и начавшегося затем пожара было задействовано 50 пожарных расчетов, 10 спасательных отрядов, около 130 машин неотложной "скорой помощи" и автобусов для эвакуации пострадавших, три отряда Центроспаса с вертолетом, отряды военных горноспасателей, сотрудники правоохранительных органов Москвы и столичного метрополитена, - рассказал "РГ" начальник отдела по связям с общественностью ГО и ЧС Москвы Николай Мирный. - Наш сотрудник, начальник оперативного дежурного центра кризисных ситуаций ГО и ЧС Москвы Сергей Ковунов, был в этом злополучном поезде. Единственное, что нам известно, что он ехал в третьем вагоне у одной из центральных дверей. После взрыва он, не растерявшись и быстро сориентировавшись, начал эвакуировать пассажиров в более безопасное место вагона. Сам Сережа сильно не пострадал.
- О взрыве и неполадках в поезде между станциями метро "Автозаводская" - "Павелецкая" сообщил сам машинист поезда, - рассказала "РГ" пресс-секретарь столичного метрополитена Елена Крылова. - На участке Замоскворецкой ветки метро организовано челночное сообщение между станциями "Речной вокзал" - "Павелецкая" и "Коломенская" - "Каширская", ведь один путь у нас все же цел. С разницей в несколько минут поезда курсируют на этом участке то в одну, то в другую сторону. Кроме этого, мы совместно с Мосгортрансом организовали автобусное сообщение. Всего задействовано около 200 дополнительных автобусов. Но у нас впереди вечерние часы, а это обычно массовый наплыв пассажиров, поскольку ветка ведет в спальный район. Машинист, который вел поезд, после случившегося находится в шоковом состоянии. Сразу после взрыва Владимир Горелов, машинист второго класса, действовал оперативно и сумел предотвратить пожар в первом вагоне. По мере сил он успокаивал пассажиров, а когда контактный рельс был обесточен, - помогал эвакуировать пострадавших. "Давки после взрыва не было, люди вели себя спокойно, - рассказал Владимир Горелов. - После отправления от станции "Автозаводская" через 500 метров я услышал сильный хлопок. Затем повалил дым. Я применил экстренное торможение и связался с диспетчером, потребовав снять высокое напряжение на путях метрополитена. А затем постарался открыть двери поезда. После этого я сказал пассажирам, чтобы люди выходили на пути из первого вагона в сторону "Павелецкой", из остальных - "Автозаводской".
Несмотря на то, что машинист не пострадал, сразу после того, как пассажиры были выведены, - он был доставлен в первую градскую больницу имени Пирогова.
Помощь пострадавшим.
И.о. мэра Москвы В.П. Шанцев подписал Распоряжение об оказании материальной помощи семьям погибших и пострадавшим во время террористического акта в метро на станции "Павелецкая" 06.02.2004. Предполагается выплатить 100 тыс. руб. семье каждого погибшего, 50 тыс. руб. - каждому, находящемуся на стационарном лечении, 3 тыс. руб. - каждому, проходящему амбулаторное лечение. Предполагается выплачивать в пределах 10 тыс. руб. компенсацию стоимости утраченного в результате взрыва имущества. Также Правительство Москвы обеспечит бесплатное захоронение всех погибших и доставку тел погибших за пределы Москвы.
Для оказания материальной помощи пострадавшим и семьям погибших в результате террористического акта в метро на станции "Павелецкая" 6 февраля 2004 года в Департаменте социальной защиты организован оперативный штаб, работает "горячая линия связи".
Номера телефонов:
291-34-78 (круглосуточно)
290-12-09, 290-12-75
с 9.00 до 18.00
291-27-17
В Банке Москвы открыт внебюджетный счет, на который могут перечисляться средства от граждан и организаций для оказания помощи пострадавшим:
Департамент социальной защиты населения города Москвы, ИНН 7704253064, КПП 770401001 АК "Московский муниципальный банк -
Банк Москвы" (ОАО)
р/с 40603810900172000052,
БИК 044525219,
к/с 30101810500000000219.
Над выпуском работали репортеры "РГ": Наталья КОЗЛОВА, Андрей ШАРОВ, Владислав КУЛИКОВ, Тимофей БОРИСОВ, Андрей СТЕНИН, Михаил НЕЧАЕВ, Ирина ОГИЛЬКО,
Илья ЗУБКО, Валентина СИДОРЕНКО, Виктория АВЕРБУХ.
Досье "рг".
6 ноября 1977 года на станции "Бауманская" была взорвана бомба, замаскированная под чугунную утятницу. От взрыва погибли 6 человек.
Взрыв в метро столицы Азербайджана Баку прогремел 19 марта 1994 года. Погибли 12 человек. Больше 50 были ранены. Виновных во взрыве не нашли, хотя азербайджанские власти сразу после взрыва обвинили во всем армянских террористов.
Религиозная секта "АУМ синрике" 20 марта 1995 года распылила газ зарин в метро города Токио. Погибли 12 человек. Пострадали 5 тысяч, из которых 3 тысячи так и остались инвалидами. Власти секту разогнали, а ее руководство осудили.
25 июля 1995 года в Париже в метро на станции "Сен-Мишель" был взорван газовый баллон с начинкой из металлической стружки. Погибли 8 человек. Ранены больше 80. Террористов поймали. Ими оказались граждане Алжира.
Апрель 1996 года. Взрыв в метро в столице Венесуэлы. Никто не погиб. Ранено несколько человек.
11 июня 1996 года. Москва. В перегоне около станции метро "Тульская" взорвана тротиловая шашка. Погибли 4 человека, ранены 15.
3 декабря 1996 года. Опять Париж. Взрыв на станции "Порт-Руаяль". Как и в предыдущий раз, взорван газовый баллон с гвоздями и металлической стружкой. Погибли 4 человека. Ранены 100. Организаторы взрыва найдены. Ими оказались опять алжирские террористы.
24 декабря 1997 года. Санкт-Петербург. Взрывное устройство небольшой мощности сработало на станции метро "Адмиралтейская". Станция по причине ремонта была закрыта для пассажиров. Пострадавших нет.
28 июля 2000 года. Германия, Дюссельдорф. Взрыв в метро. Тяжелые ранения получили 9 человек. Среди раненых - беременная женщина.
6 февраля 2001 года. Москва, станция метро "Белорусская-кольцевая". Взорвана граната в вестибюле станции. Ранены 15 человек.
11 мая 2002 года. Милан. Неизвестные преступники подожгли баллон на станции "Duomo". Полиция смогла сбить пламя. В корзине для мусора на станции обнаружена простыня с надписью на итальянском и арабском языках.
2 августа 2002 года. Прага. Российский строитель-нелегал устроил взрыв в метро. Убил полицейского и ударил ножом пассажира.
00:04 07.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |