Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПлатите за теплую зиму.

Платите за теплую зиму.

Успеет ли Дальний Восток подготовиться к холодам?

В ЭТОМ году Правительство заранее начало готовиться к зиме в так называемых "критических регионах". Примером тому стал недавний представительный "десант", который высадился на Дальнем Востоке во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым. И это не случайно. Анализ ситуации показывает: сегодня нет объективных причин, оправдывающих срыв подготовки Дальневосточного региона к холодам. И все же нельзя исключать повторения приморского кризиса, так как практических выводов из уроков прошлой зимы сделано недостаточно.

Несколько цифр. С одной стороны, в этом году работники топливно-энергетической отрасли должны добыть 325 млн. тонн нефти (на 1,9 млн. тонн больше, чем в 2000 г.), 590,1 млрд. куб. м природного газа (прибавка 6,4 млрд. куб. м), увеличить на 1,14 млн. тонн добычу угля , доведя ее до 259 млн. тонн, и произвести 906,6 млрд, кВтч. электроэнергии, что на 30,6 млрд. кВтч превышает показатель прошлого года. Таким образом, складывается, казалось бы, благоприятная ситуация с ресурсами, обеспечивающими нормальное функционирование экономики и социальной сферы предстоящей зимой.

Министерство энергетики, получившее в середине июня нового жесткого и требовательного министра Игоря Юсуфова, ранее в течение двух лет руководившего росрезервом, по мнению экспертов, сумеет обеспечить выполнение этих производственных планов. Новый министр приказал в течение ближайших дней подготовить и провести заседание коллегии, посвященное подготовке ТЭК России к зиме. Показательно, что коллегии Минэнерго РФ не проводились в течение года, а само Министерство энергетики более четырех месяцев было без министра.

Игорю Юсуфову предстоит сложнейшая задача - в кратчайшие сроки поднять авторитет и усилить влияние Министерства энергетики в отрасли, наладить действенную координацию с другими федеральными органами исполнительной власти, прежде всего Минэкономразвития, отвечающим сегодня за "северный завоз", и Минфином. Это крайне трудная задача, учитывая, что полномочия Министерства энергетики в прошлом году были значительно ограниченны и в настоящее время не соответствуют тем масштабным задачам, которые необходимо срочно решать при подготовке к зиме.

Однако, если оценивать состояние ресурсной базы Дальнего Востока, и прежде всего Приморья, то картина вырисовывается сложная. Так, запасы энергоносителей в "Дальэнерго" составляют лишь 50 процентов от задания, а в компании "ЛуТЭК" - лишь одну треть. А общее невыполнение заданий по запасам угля составило 280 тыс. тонн. Фактически во втором квартале произошло даже не накопление, а снижение запасов топлива в обеих компаниях. И это при том, что федеральный бюджет и РАО "ЕЭС России" выполнили свои обязательства перед регионом. Выходит, за окном тепло и можно забыть, что одной из главных причин приморского кризиса стало именно отсутствие необходимых запасов твердого топлива.

В отличие от других регионов России основой энергетики Дальнего Востока является уголь, доля которого в региональном балансе котельно-печного топлива составляет почти 67 процентов, а в топливном балансе электростанций - 82 процента. Причем с каждым годом нарастает дефицит местного угля и увеличивается зависимость региона от своевременного завоза угля из других регионов. Если в 1990 г. доля привозного угля в общем углепотреблении Дальнего Востока составляла 16 процентов, то в 2000 г. она увеличилась до 27,4 процента. Несмотря на имеющуюся в регионе хорошую сырьевую базу, за последние десять лет добыча дальневосточного угля сократилась на 43 процента (с 49,5 до 28,2 млн. тонн), а за пять месяцев текущего года снизилась еще на 1,1 млн. тонн. И это при том, что потребление угля электростанциями региона отнюдь не уменьшилось, а даже увеличилось в последние годы, хотя и немного - всего на 2 процента. Наиболее кризисная ситуация сложилась на "ЛуТЭКе", ненадежная работа которого буквально лихорадила режим "Дальэнерго" в прошлую зиму. Выработка электроэнергии тогда была на 12 процентов ниже, чем предыдущей зимой, а добыча топлива в тот же период упала на 350 тыс. тонн. В этом году ожидаемое снижение добычи топлива на "ЛуТЭК" оценивается в 1,3 млн. тонн, и этот дефицит придется восполнять, привозя его из отдаленных регионов. За морем телушка-полушка да рубль перевоз.

ГЛАВНАЯ причина сокращения региональной угледобычи - в отсутствие инвестиций. Уже три года их не выделяют из федерального бюджета. Собственных же средств на развитие у шахтеров не хватает из-за низкой цены на уголь и хронических неплатежей потребителей. Общая задолженность энергетиков Дальнего Востока за уголь составляет около 2 млрд. рублей, долги администраций региона - около 500 млн. руб., примерно столько же задолжали федеральные потребители. В сумме это значит, что четвертая часть годовой поставки угля не оплачена. Чтобы как-то поправить ситуацию, Правительство приняло меры по дополнительным инвестициям для "ЛуТЭКа" в объеме 726 млн. рублей.

Помимо накопления запасов топлива есть еще целый спектр проблем, которые нужно срочно решать, особенно в Приморье, чтобы в очередной раз не превратить зимой регион в поле битвы за выживание. В числе таких проблем состояние оборудования электростанций, и особенно муниципальных котельных. Износ сетей и оборудования на объектах жилищно-коммунального хозяйства достигает 70 процентов.

В крае практически ничего не делается для экономии по энергосбережению - тепла и энергии. Программа энергосбережения здесь просто игнорируется. Потери в тепловых сетях никто не может точно оценить. Нет приборов учета, но, по оценке экспертов, они достигают 37 процентов. Это наихудший показатель по стране. Общая величина потерь по тепловым сетям ЖКХ и "Дальэнерго" оценивается на уровне 4 млн. Гкал, а это примерно 2,5 млн. тонн лучегорского угля. Если не снизить потери, то никогда не удастся снизить и стоимость энергии. Здесь нужна четкая программа действий, и меры надо принимать самые срочные.

Еще одной причиной, приведшей к кризису, который вполне может повториться, стала недостача средств не только в связи с заниженными тарифами, но и с хроническими неплатежами, отсутствием приоритета в оплате топлива в наиболее ответственном секторе потребления - коммунальном хозяйстве. Это также относится и к "Дальэнерго". Фактически здесь энергетиков обманывают дважды. Сначала занижают тарифы, а затем не платят и по ним. В абсолютном большинстве городов и районов Приморского края тарифы на теплоэнергию ниже федеральных стандартов без компенсации из бюджетов соответствующих уровней. Краевой и муниципальные бюджеты должны в безусловном порядке оплатить текущие поставки энергии и погасить накопившуюся задолженность в объеме 3,8 млрд. руб. по "Дальэнерго" и 2,0 млрд. руб. по муниципальному хозяйству. Очевидно, сейчас это нереально, но все поставки энергии текущего года должны быть, безусловно, оплачены.

Анализ структуры задолженности потребителей показывает, что самую большую проблему на сегодня представляют долги местного бюджета и населения. Из общей задолженности по тепло- и электроэнергии в размере 3,2 млрд. руб. на их долю приходится 2 млрд. руб., или две трети.

НАСТОРАЖИВАЕТ и тенденция роста задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных организаций, финансируемых из местного бюджета. Это прежде всего связано с тем, что при утверждении муниципальных бюджетов не учитываются реальные затраты бюджетных организаций на тепло и электричество, а также суммы дотаций на тепло, потребляемое населением городов и районов. Яркий пример - бюджет Владивостока на этот год. В нем расходы ЖКХ на субсидии предусмотрены в размере 1,1 млрд. руб., что не только на 0,3 млрд. руб. меньше прогноза бюджета на 2001 г., рассчитанного по принятому федеральному стандарту, но и на 0,2 млрд. руб. меньше расходов, принятых в бюджете 2000 года. Аналогичные отклонения и в других городах Приморья.

Сейчас стало очевидным, что без пересмотра краевого и местных бюджетов финансирование поставок топливно-энергетических ресурсов не может быть обеспечено. В этом смысле заслуживает положительной оценки принятое недавно администрацией Приморья решение о централизации расчетов через краевой бюджет. Эта мера оправдала себя во многих регионах России. Переход на казначейскую систему финансирования позволит упорядочить платежи федеральных потребителей.

И последнее. Дальний Восток никогда не переживал зиму без привлечения средств на закупку топлива. Как показывает опыт, не решив вопрос льготного кредитования, здесь не удавалось обеспечить подготовку региона к зиме. Решать эту проблему надо на федеральном, региональном, краевом и корпоративном уровнях. И решать как можно быстрее.

Сейчас по поручению Михаила Касьянова создается оперативная группа для контроля за подготовкой к зиме. Во Владивосток направят кого-то из заместителей министра энергетики, скорее всего Виктора Кудрявого. Но создание рабочих групп, оперативных комиссий, различных штабов, введение чрезвычайных положений и т.д. - это все экстренные административные меры разового порядка. Здесь нужна ясная и сбалансированная государственная политика по выводу Дальнего Востока из состояния постоянных топливно-энергетических кризисов, четкая координация и взаимодействие всех ведомств, федеральной власти и региональной администрации. А это работа, рассчитанная не на один день.

Николай СКВОРЦОВ.

  00:04 06.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU