Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейБитва под Москвой.

Битва под Москвой.

Танки для нашего континентального государства, в котором отсутствует разветвленная сеть хороших автодорог, имеют такое же значение, как, наверное, авианосцы для США. И кто бы мог подумать, что в Министерстве обороны России появится мощное лобби, которое станет всерьез оспаривать эту, казалось бы, непререкаемую истину.

Впрочем, понимание того, что бронетанковые части являются основной силой отечественных сухопутных войск, далось немалой кровью. Не стоит думать, что советские танкисты всегда были баловнями судьбы, любимцами кремлевских вождей.

Как вспоминают ветераны-танкостроители, интриги "признанного авторитета" 30њ40-х годов Жозефа Котина, руководителя Кировского завода в Ленинграде, едва не парализовали конструкторскую мысль в стране и не оставили нашу армию вообще без боеспособных машин. Поистине актом отчаяния стал знаменитый марш-бросок Михаила Кошкина на своих Т-34 из Харькова в Москву. И можно сказать, что лишь чудом перед самой войной был все-таки налажен серийный выпуск средних танков, признанных ныне мировой классикой.

Высшее военное руководство Красной Армии начинало в кавалерийских частях. Известные маршалы и очень многие генералы свято верили, даже когда вовсю полыхал пожар Великой Отечественной, что исход сражений будут решать конные лавы да лихие рубаки, а не моторы и броня.

О высшем политическом руководстве и говорить не приходится. Сталин к танкистам был равнодушен. В фаворе ходили летчики. Хрущев любил и холил ракетчиков, а танкистов считал историческим пережитком.

И если наша бронетанковая техника в конце концов все-таки стала лучшей в мире, то во многом это случилось не благодаря, а вопреки. А то, что мы лучшие, и вообще, где танк њ там победа, говорит вся военная история ХХ века.

Даже в горном Афганистане танки играли и продолжают играть заметную роль в вооруженном противостоянии различных сил. В арабо-израильских войнах танкисты часто ставили решающую точку, и надо отметить, что обе стороны предпочитали воевать на танках советского производства. Во время известной войны в Заливе межнациональные силы ни разу не решились на жесткий танковый бой с Ираком. А ведь у них были

наисовременнейшие "Абрамсы". Ирак же располагал лишь "устаревшими" Т-72 еще советских годов выпуска. Мало кто знает, что чеченские сепаратисты больше всего боялись и ненавидели совсем

не десантников или каких-то омоновцев, а... танкистов.

Это уж вина российских СМИ, которые муссировали страшные картинки сожженной бронетехники на улицах Грозного и не замечали очевидного: где появлялось "черное крыло" њ так называли в Чечне наших танкистов њ там бои очень быстро прекращались. Воевать было не с кем њ противник спасался бегством.

Где танк становится танком, или Что такое Кубинка.

Название подмосковного поселка Кубинка у всех, причастных к оборонной промышленности, вызывает одну ассоциацию њ крупнейший танковый полигон, крупнейший танковый научный центр и самый большой на планете танковый музей. Слова "Кубинка" и "танк" стали просто неразделимы.

В 1931 году в шестидесяти километрах западнее Москвы началось строительство испытательного полигона. Именно здесь перед войной поддержали харьковчан и по сути дали путевку в жизнь Т-34. Здесь провели испытания всех трофейных танков нацистской Германии и всех бронемашин, поставляемых по ленд-лизу.

Полигон со временем превратился в крупнейший центр военной науки, подобных которому во всем мире њ единицы. А по ряду направлений своей деятельности он вообще уникален.

Только здесь можно с полной уверенностью выяснить, на что годится новый танк, бронетранспортер, боевая машина пехоты или десанта. Только здесь можно провести весь мыслимый цикл испытаний любой боевой машины, только здесь можно организовать глубокие научные исследования и проверить практическую ценность самых передовых научных идей. Когда-то всего за несколько месяцев в Кубинке решили практическую задачу по созданию лучших в мире систем динамической защиты танков. На Западе, истратив несравнимо больше денег, бились над этой проблемой несколько лет. Только здесь удалось оптимизировать требования к весьма дорогостоящей системе активной защиты бронемашин. И сегодня только Россия имеет системы, способные сделать танк почти непоражаемым.

О научно-исследовательском испытательном институте бронетанковой военной техники (НИИИ БТВТ) в Кубинке можно говорить бесконечно, и объективно это будет одна хвала. Авторитет этого военного НИИ во всем мире непререкаем. Россия может гордиться тем, что ее бронетехника по сей день њ образец для подражания, и заслуга военных ученых Кубинки здесь очевидна. Даже в конце ХХ века американцы, европейцы, китайцы, японцы идут по следам наших танковых разработок. Не мы им завидуем, а они с тоской взирают на почти недосягаемое совершенство российских бронемашин. Увы, все былые заслуги НИИИ БТВТ и огромное значение научного центра для обеспечения обороноспособности Отечества в будущем, похоже, решающего значения не имеют. На российские танки наехали российские же колеса, и броня вот-вот затрещит...

Самолеты њ хорошо, танки њ тоже хорошо. А машины њ лучше?

В отличие от Кубинки другой подмосковный городок њ Бронницы њ никаких ассоциаций с военной наукой ни у кого не вызывает. И зря. Здесь тоже находится научный центр Министерства обороны њ целый НИИ автомобильной техники (НИИ АТ).

Вполне возможно, ученые њ военные автомобилисты, которых в НИИ АТ множество и руководит ими, конечно, генерал, имеют какие-то заслуги перед Отечеством, но тайна сия њ велика... Во всех странах мира, где есть автопромышленность, выпускаются специальные автомобили, предназначенные для использования только в Вооруженных Силах. И лишь в нашей стране на протяжении десятилетий выпускались и продолжают выпускаться автомобили, как бы унифицированные и для армии, и для народного хозяйства. В результате страдают и армия, и хозяйство. Наверное, лишне объяснять, что военный грузовик, хотя бы в теории, должен отличаться от гражданского, как отличается танк от трактора. Однако танки у нас прекрасные, трактора хорошие, а грузовики... унифицированные.

Впрочем, возможно, в НИИ АТ обосновали с ученой точки зрения именно такое положение вещей. Там десятилетиями изучали "ГАЗы", "ЗИЛы", "МАЗы", "КамАЗы", написали и защитили несметное количество диссертаций, регулярно получали положенные звезды на погоны. Ну и что? Хотелось бы спросить компетентные органы: охотился ли кто-нибудь и когда-нибудь за страшными секретами российских военных ученых-автомобилистов? Спросил бы, да боюсь засмеют.

Однако, несмотря на очевидное убожество военных автомобилей, сами военные автомобилисты на судьбу никогда не жаловались. И это понятно. В личном хозяйстве њ пусть и плохонький њ автомобиль все-таки лучше, чем очень хороший танк. И дружить с владельцем автосервиса или хозяином ГСМ всегда приятнее, чем с замасленным трактористом.

Когда несколько лет назад в процессе сокращения управленческих структур Вооруженных Сил объединили автомобильное управление и бронетанковое в единое Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ), то в общем штате начальников-автомобилистов оказалось чуть ли не вдвое больше, чем танкистов. А сегодня влияние "колесных" генералов в ГАБТУ стало абсолютно доминирующим, хотя "командует" по традиции выходец из танковых частей њ генерал-полковник Сергей Маев. Но похоже, что мощная "резиновая" шея вовсю крутит своей "бронированной" головой.

И когда в процессе военных реформ стал вопрос о неизбежном сокращении военных научно-исследовательских центров, то как-то естественно родилась директива, от которой у многих защитников Отечества перехватило дух. В первоначальном варианте НИИИ БТВТ, имеющий мировую славу, должен был бы утратить свою научную самостоятельность, значительно сократить штат сотрудников и перейти в подчинение... НИИ АТ. Естественно, штат ученых автомобилистов предполагалось увеличить.

В приказном порядке российская бронетанковая научная мысль, напомню, самая передовая в мире, должна прекратить свое существование и перейти под начало военно-автонаучной, ничем передовым себя не запятнавшей. А ведь по логике вещей все должно быть наоборот. Невзрачное НИИ АТ надо передать в распоряжение НИИИ БТВТ. Может быть, после этого и в России наконец-то появятся автомобили, которым будут завидовать во всем мире.

Абсурдность директивы не могла не вызвать естественной критики в стенах Генштаба, хотя и очень робкой. Правда, интерес "Российской газеты" к этой проблеме кому-то придал решимости, а у кого-то вызвал легкую панику, так как деяние, преследующее лишь узкокорпоративный интерес, но никак не государственный, втайне сотворить не удалось. Сегодня в спешном порядке ищутся более "оптимальные" пути решения возникшей проблемы. Однако при всех раскладах НИИ АТ предполагается сохранить и даже расширить, а НИИИ БТВТ все-таки скрутить в бараний рог.

А что думают по этому поводу генералы ВПК

и армии?

Сразу скажу, что высшее руководство Министерства обороны категорически отказалось хоть как-то комментировать сложившуюся ситуацию. Ссылались на страшную занятость. Те же генералы, с которыми мне удалось переговорить, лишь разводили руками и обреченно констатировали, что в нашей армии, оказывается, автомобилисты всегда "давили" танкистов, когда дело касалось каких-то общих спорных вопросов. И, мол, совершенно бесполезно о чем-то писать, так как "колесные генералы" своего добьются в любом случае.

А вот генералы ВПК свою точку зрения высказали. И это особенно примечательно, так как отношения военных ученых из Кубинки и промышленников всегда носили характер конфронтации. При испытаниях некоторых образцов военной техники в НИИИ БТВТ закипали такие страсти, что, казалось, дай волю гражданским, они этот военный институт в порошок сотрут без всякого сожаления.

Один из ведущих танковых конструкторов мира њ генеральный конструктор Уральского КБ машиностроения, находящегося в Нижнем Тагиле, Владимир Поткин сказал:

њ Кубинка сыграла огромную роль в становлении нашей танковой промышленности. В НИИИ БТВТ сосредоточена мощная и во многом уникальная научно-исследовательская база, там работают очень опытные специалисты. Честно признаюсь, я просто не верю в то, что танкистов могут подчинить автомобилистам. И как это из Бронниц будут управлять Кубинкой њ не представляю.

Создатель отечественных боевых машин пехоты Александр Никонов генеральный директор и главный конструктор ОАО СКБМ, которое в Кургане, высказал свои сомнения.

њ Мне тяжело издалека судить о том, что сейчас происходит в московских коридорах власти, њ сказал по телефону Александр Иванович. њ К тому же к Кубинке у меня сложное отношение, крови мне там попортили достаточно. Наличие двух схожих НИИ њ автомобильной и бронетехники њ сегодня, наверное, обременительно для бюджета Министерства обороны. Какому отдать предпочтение? Кубинку я знаю прекрасно, и как бы ни складывались наши отношения, надо сказать честно њ вклад НИИИ БТВТ в обеспечение обороноспособности государства трудно переоценить. А про институт в Бронницах мне ничего неизвестно. Впрочем, когда сочинялась директива о реформировании военных НИИ, с представителями оборонной промышленности не советовались.

Наиболее жестко высказался человек, чья многолетняя и очень насыщенная трудовая деятельность была связана с Кубинкой самым тесным образом. Генеральный директор АО НИИ стали, член-корреспондент РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий Дмитрий Рототаев был категоричен:

њ Если первоначальный вариант директивы обретет форму приказа министра обороны, обязательного к исполнению, то на бронетанковой технике России надо сразу ставить крест. Мы будем наблюдать не деградацию, а настоящий крах. Надо называть вещи своими именами. НИИ в Кубинке является национальным достоянием, которое требуется развивать, а не урезать, тем более не переподчинять автомобилистам. Случалось, что с военными в Кубинке мы разругивались в пух и прах. Но это шло только на пользу. Там же не дилетанты, там настоящие специалисты, которых во всем мире еще поискать надо. Только благодаря НИИИ БТВТ мы смогли сегодня решить такие задачи, к которым в самых передовых странах лишь подступаются.

Вместо эпилога.

Можно было бы и дальше приводить мнения лидеров отечественной "оборонки", и все они сводятся к одному: любой удар по НИИИ БТВТ станет ударом не только по военной науке, но и по многим отраслям оборонной промышленности, а затем пробьет огромную брешь в оборонном потенциале России. Жаль, что точка зрения генералов ВПК мало интересует генералов МО.

Между прочим, в разговорах с генеральными конструкторами и директорами высказывалась и следующая мысль, которую я хочу донести до министра обороны и до Правительства России.

Учитывая уникальность НИИИ БТВТ и реальный вклад его ученых в разработку самых передовых военно-технических достижений Отечества, придать институту в Кубинке принципиально новый статус, соответствующий реальному положению вещей и интересам военной реформы. Предлагается вывести институт из подчинения ГАБТУ и преобразовать его в единый научно-исследовательский и испытательный центр Сухопутных войск. Расширение круга решаемых в Кубинке задач и соответствующая финансовая поддержка на деле приведут к экономии бюджета Министерства обороны и к повышению качества военной техники, поступаемой на вооружение армии России.

У кого-то, наверное, возникнет вопрос: с чего это "гражданская" газета так глубоко "въехала" в дела сугубо военные? А потому, что в армии служат наши дети, желающие вернуться на гражданку живыми и здоровыми. И кому, если не нам, биться за то, чтобы броня защищала наших солдат и офицеров по-настоящему, а не подобно фанере. Страшных потерь в Чечне можно было избежать почти полностью, если бы в войсках знали и применяли то, что давно придумали и сделали в Кубинке. Впрочем, это отдельная тема. Однако и темы для разговора не будет, если не будет в России НИИИ БТВТ. Воевать станем на грузовиках или "жигулях", а там защита одна њ той же дорогой, но в обратную сторону.

Сергей ПТИЧКИН.

  00:04 25.11  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU