Архив новостей → Семь критериев здоровой Федерации назвал вчера...
Семь критериев здоровой Федерации назвал вчера Евгений Примаков в своем выступлении на Всероссийском совещании по вопросам развития федеративных отношений .
Наш сегодняшний разговор, как мне представляется, должен был состояться давно. Совершенствование федеративных отношений и укрепление российской государственности њ это одна единая задача сегодняшнего дня.
Основной Закон называет Россию демократическим федеративным правовым государством. Но это њ не констатация уже свершившегося факта, а скорее всего цель, которую мы должны достичь.
И РСФСР, и Союз ССР только назывались федеративными, а по сути мы все это хорошо знаем, являлись унитарными, жестко централизованными государствами. Сегодня мы только начинаем строить подлинно федеративные отношения.
При этом для России сегодняшнего дня, отказавшейся от тоталитарного режима, для России с ее огромной территорией, многонациональным составом населения, различиями в экономическом потенциале регионов Федерация њ не только оптимальная форма государственного устройства, но, хочу это подчеркнуть со всей определенностью, это единственная возможность сохранения и укрепления единства нашей страны. Вместе с тем њ это гарантия сохранения демократической политической системы, исключающей произвол властей как центральных, так и региональных.
На пути строительства нашей Федерации сделано уже немало. Еще больше предстоит сделать. Прежние республики, края, области њ "объекты" административного управления Центра њ стали реальными субъектами Российской Федерации, наделенными значительными полномочиями. Но каким будет конкретное содержание этих прав и обязанностей, нужно, конечно, уточнять.
Эта работа сложная и тонкая, поскольку требует не только согласования интересов регионов и федерального Центра, но, главное, учета интересов населения.
В этой связи разрешите остановить ваше внимание на некоторых проблемах федерализма, которые должны быть обсуждены на нашем совещании.
Первое. Нередко приходится слышать, что главное в Федерации њ это децентрализация. Не могу согласиться с таким однобоким подходом. Федерация њ это прежде всего союз, внутригосударственная интеграция.
Поэтому абсолютно недопустимо, чтобы внутри единой Федерации административным границам фактически придавался статус государственных. Сегодня у нас есть факты примерно по тридцати территориальным претензиям регионов друг к другу. Это плохой симптом. Одностороннее изменение административных границ следует рассматривать как антиконституционные действия, направленные на подрыв целостности страны, ее национальной безопасности. Полагаю, что пришло время незамедлительно объявить мораторий на территориальные споры, ведущие к пересмотру административных границ. Любые территориальные споры должны решаться только в рамках Конституции страны.
Прошу высказаться по этой проблеме.
То же самое можно сказать об искусственных преградах, создаваемых на границах субъектов, которые мешают свободному передвижению внутри страны продовольствия, товаров, услуг.
Запрет на вывоз за пределы субъектов Федерации зерна, мясопродуктов не имеет ничего общего с Федерацией. Да и с рынком не имеет ничего общего. Напротив, это серьезно мешает развитию связей между субъектами, ущемляет права производителя, нарушает права и свободы граждан. Наконец, если хотите, это откровенный симптом сепаратизма.
Второе. О взаимосвязи решения проблем межнациональных отношений и становлении российского федерализма.
Особая сложность нашего государственного строительства состоит именно в том, что Российская Федерация њ не просто территориально организованное, а многонациональное государство. Отсюда двуединая задача: с одной стороны, сохранить равенство всех субъектов Федерации в своих правах и обязанностях и, с другой стороны њ создать наилучшие условия для обеспечения национальной самобытности всех народов России.
Как найти такое сочетание њ это тоже предмет обсуждения на нашей конференции.
Совершенно недопустима дискриминация граждан по национальному признаку, что подчас порождает потоки беженцев и переселенцев, их стихийное расселение в прилегающих регионах. Это ухудшает и без того трудные социально-экономические условия для местного населения, чревато столкновениями и конфликтами. Необходимо повысить ответственность руководителей за положение с беженцами. Тут недопустимо препятствовать возвращению людей в места прежнего проживания. Но в такой же степени недопустимы и попытки насильно обеспечить их возврат. Надо исходить из самочувствия людей, каждого человека, возможностей наладить совместную жизнь, особенно в регионах, где произошли межнациональные конфликты.
Третье. Конституция прямо говорит, что федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему в Российской Федерации.
Для претворения в жизнь этого нужна реальная "вертикаль" исполнительной власти, которая предполагает сочетание четкой дисциплины с отношениями партнерства и взаимного уважения конституционных прав каждого уровня власти.
Между тем у нас до сих пор не выработаны правила поведения между федеральным Центром и субъектами Федерации. Но вместе с тем нет и единых правил поведения в отношениях между субъектами и местным самоуправлением.
О каком эффективном управлении страной может идти речь, если вместо прямых каналов управленческого воздействия сегодня остались какие-то "пунктиры"? Это все равно, что пытаться звонить по телефону, а телефонный кабель в нескольких местах порван или, если хотите, вырезан и продан.
Давайте думать и решать, как будем строить систему наших взаимоотношений.
Четвертое. Постепенно договорная практика начинает определять взаимодействия между Центром и регионами. Мы знаем, что эта практика появилась вначале не от хорошей жизни.
Слава Богу, что мы забыли время, когда договоры были политическим инструментом предотвращения региональных и национальных конфликтов. И примерно с 1996 года отмечается весьма позитивная тенденция, когда субъекты Федерации стали передавать часть вопросов из своего исключительного ведения в совместное ведение с Российской Федерацией.
Таким образом, мы наблюдаем совершенствование договорных отношений. Однако существует целый ряд вопросов, на которые следует получить ответ. Среди них: как сочетать конкретную договорную практику с общими для всех правилами и ограничениями? Как без нарушения этих общих ориентиров учитывать национальные, культурные, исторические особенности регионов?
Хотя ни одного обращения в Конституционный суд о нарушениях договорами или соглашениями норм Конституции Российской Федерации не было, необходимо ужесточить правовую экспертизу договоров и соглашений. Это, очевидно, требование времени.
Пятое. Еще один важный вопрос њ о соотношении между собственностью федеральной, региональной и муниципальной.
Нередко слышишь от представителей регионов њ отдайте нам в собственность то или это. Эта постановка вопроса не отвергается. Однако мы должны думать главным образом не над тем, как переделить государственную собственность (а собственность субъектов Федерации и собственность на федеральном уровне имеет единый характер њ характер государственной собственности). Мы должны думать главным образом не над тем, как переделить государственную собственность по разным уровням (пора понять, что это не самоцель), а о том, как оптимизировать управление собственностью с целью повышения эффективности производства.
Вот, например, в Кемерове мы подписали соглашение, по которому в Совет директоров предприятий, находящихся в федеральной собственности, включаются 50 процентов представителей области.
Таким образом форма собственности не меняется, но субъект получает возможность эффективно участвовать в управлении этой собственностью и несет ответственность солидарно с Правительством России.
И кемеровский губернатор Аман Тулеев правильно говорил, что такое управленческое решение не только повышает эффективность работы предприятий, но и обеспечивает социальную направленность экономической политики.
Шестое. Среди проблем федерализма особое место занимает соотношение финансовых потоков из Центра и из субъектов Федерации. Больше всего, пожалуй, вызывает споров практика трансфертов. Ныне существующие критерии, по которым определяются их размеры, несостоятельны. Я об этом хочу заявить прямо. Мы делаем кое-что для исправления существовавшей негодной практики определения трансфертов, как говорится, "на глазок". Но пока мы еще далеко не ушли, хотя и понимаем, что в основе расчетов трансфертов для того или иного региона должны лежать реальные доходы на душу населения, стоимость потребительской корзины, а также географические, инфраструктурные и иные особенности.
Однако трансферты њ это одна сторона медали. Другая њ это обоснованность формирования расходной части региональных бюджетов (в том числе муниципальных). Следует установить единые правила формирования доходной части бюджетов, которые бы обеспечивали "прозрачность" методики их составления. Все хотят больше полномочий по расходам. Я думаю, что прежде надо говорить о полномочиях по доходам и об ответственности за их выполнение.
Речь о том, иными словами, что работать надо сообща, вместе њ и федеральным, и региональным органам власти, чтобы добиться обеспечения достойного уровня жизни населения, создания по всей территории страны таких бюджетных и финансовых условий, при которых гражданам будет гарантировано получение социального минимума, вне зависимости от территории их проживания. На деле же мы наблюдаем перетягивание каната или меряние на палке њ кто главнее. Это относится в первую очередь сейчас к такому острому вопросу, как обеспечение бесперебойной выплаты зарплаты учителям, медикам.
Попросил бы углубленнее обсудить и эту тему.
Седьмое. Еще одна проблема њ число субъектов Федерации. Их сегодня 89. Многие не без основания считают это не во всем оправданным. Однако говорить об укрупнении субъектов сегодня, в предвыборный год, очевидно, нецелесообразно. Сегодня надо делать акцент не на административном укрупнении регионов, а на развитии их горизонтальной экономической интеграции.
И в этой связи трудно переоценить роль межрегиональных ассоциаций. Недавно был в Белгороде на заседании ассоциации "Черноземье". Субъекты Российской Федерации, входящие в эту ассоциацию, приняли решение о создании единого комплекса по производству удобрений и обеспечению ими регионов Это только один пример. Немало таких наработок и в "Сибирском соглашении", и в других ассоциациях.
Я изложил лишь небольшой круг проблем, без решения которых невозможно говорить о здоровой Федерации, нормальном правовом государстве. А ведь именно такое государство њ наша главная цель.
Хотел бы пожелать успехов Всероссийскому совещанию, призвать всех к деловой, конструктивной работе.
00:04 27.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |