Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейЗнать или уметь?

Знать или уметь?

Mне не раз приходилось участвовать в дискуссиях о качестве образования в Америке и в России. После десяти лет работы в МГУ я затем столько же преподавал в университетах США. При этом я окончил обычную московскую школу, а моя жена - обычную американскую, в такой же школе учатся и наши дети. Меня постоянно удивляет, как они (кстати сказать, круглые отличники) готовят домашнее задание. Полчаса с учебниками, а все остальное время они работают над своими творческими проектами. Темы - самые невероятные: от доклада о быте узников Бухенвальда или кухне египетских фараонов до написания юмористического рассказа из жизни овощей в холодильнике или строительства миниатюрных садов Семирамиды. Проекты задаются по разным предметам, и на их подготовку дается от нескольких дней до двух-трех месяцев. Поэтому, как правило, американский школьник работает над несколькими проектами сразу и учится, таким образом, определять приоритеты и распределять свое время.

Когда я пишу эти заметки, моя 14-летняя дочь с двумя подружками готовит доклад-представление об истории итальянской мафии. Ее следующее домашнее задание - сделать серию черно-белых фотографий, где была бы видна "игра теней", и произвести расчеты оптимальных траекторий прыжка с трамплина для прыгунов разного веса и роста. А 10-летняя последние дни активно изучает историю мировой цензуры и судьбу запрещенных книг. Она только что закончила монтировать свой первый выпуск телевизионных новостей, где исполняла все роли - диктора, продюсера, журналиста, художника, оператора, автора текстов. На следующей неделе у нее доклад о различных способах измерения времени, и она целыми днями конструирует то водяные, то солнечные, то песочные часы.

Поскольку все в классе получают (обычно придумывают сами, но из области, предложенной учителем) разные темы для проектов, то уроки проходят нескучно. Школьник должен, как правило, самостоятельно определить источники информации. Найти и взять, если надо, интервью у экспертов. Собрать базу данных. Решить "материально-технические проблемы", например, обеспечить фотоаппарат, видеокамеру, костюмы, необходимые детали. Конечно, это оборачивается головной болью для родителей - постоянно надо что-то покупать, возить детей в библиотеку, в музеи, театры или в парк для фотосъемок и т.д. Однако и польза от такого рода "проектов" для ребенка очевидна.

Вырабатывается самостоятельность мышления и его комплексность, индивидуальная ответственность, умение отделять главное от второстепенного, находить и осмысливать информацию и т.д. Во главе всего - свобода творчества. Никакого заучивания "от сих до сих" нет и в помине. К тому же в большинстве случаев все это делается с увлечением и похоже на игру.

Минусы есть, конечно, и другие. Гораздо меньше, чем в России, внимания и сил уделяется так называемым базовым предметам. Не остается времени на зубрежку, без которой в учебе не обойтись, например, при изучении иностранного языка или истории. "Зачем мне это знать на память, если за несколько секунд я могу легко найти эту информацию", - скажет типичный школьник США. Поэтому объем знаний, с которыми американец выходит после 11-го класса своей школы,заметно меньше, чем у его российского одногодка. Тот запросто назовет вам кучу исторических дат, рек в Африке, элементов таблицы Менделеева и спутников Марса.

Я давно обратил внимание, что если в одну группу на первых курсах университетов попадают вместе американские и российские студенты, то выпускники школ США выглядят крайне бледно на нашем фоне. При условии, конечно, что мы способны выразить свои мысли на понимаемом английском. Притихшие американцы с завистью наблюдают за москвичами или петербуржцами, которые легко цитируют Достоевского и Сартра, сразу показывают на карте Новую Каледонию, без запинки называют столицы Ботсваны или Габона и легко делят в уме.

Так продолжается примерно до третьего курса, потом ситуация начинает меняться. По мере того как от студента все больше требуется не запомнить и повторить, а дать критический анализ, сделать вывод, найти выход, предложить альтернативу и т.д., американцы, как правило, начинают стремительно обгонять россиян. Это особенно заметно на старших курсах или в аспирантуре. Конечно, существует множество исключений из этого правила, да и проявляется оно неравномерно в разных областях знаний. Но в целом я убедился, что 25-28-летний американец превосходит своего российского сверстника по умению мыслить нестандартно, думать не только творчески и критически, но также самостоятельно и практически. Нехватка знаний у него компенсируется умением их находить, недостаточность зубрежки - раскрепощенностью мысли. Редкий американец скажет то, что можно услышать от почти любого из нас: "И зачем я только убил столько времени и нервов на заучивание физики (химии, истории, ботаники и т.д.), ведь ни разу в жизни мне не пришлось применить эти знания!" По его мнению, это просто не практично. Он образован, если хотите, "вглубь", а не "вширь".

Российская система направлена на воспитание интеллигентного человека, американская - на подготовку высококлассного специалиста. Российская школа упирает на важность знаний, американская - на важность их поиска. Российское образование, как правило, кончается выдачей диплома, американское с этого только начинается.

Американцы считают русских очень умной нацией, но не могут понять, почему мы не применим наш ум для обустройства собственной жизни и страны. Как это может быть - "Горе от ума?" Почему у нас инженеры получают меньше официантов, а люди с нестандартным мышлением вызывают отторжение? Мы же считаем американцев, мягко говоря, не самыми умными, но не можем объяснить, почему именно они изобретают телефоны и компьютеры, получают самое большое число Нобелевских премий, совершают революции то в одной, то в другой области знаний. А также причину того, почему именно в США ежегодно приезжают сотни тысяч студентов со всего мира, чтобы за большие деньги получить здесь образование.

Дискуссии о том, где образование лучше, непродуктивны. Надо взять самое ценное из американского опыта, сохранив при этом главное из своего. В общем-то именно в этом и есть смысл образования.

НИКОЛАЙ ЗЛОБИН.

  00:04 18.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU