Архив новостей → Крымская кампания.
Крымская кампания.
В мечетях Крыма звучат призывы к джихаду. Подготовленные в спецлагерях боевики из крымских татар воюют в отрядах Басаева и Хаттаба. Татарская община полуострова пикетировала консульство России в Симферополе с лозунгом: "Шамиль, мы с тобой!" В Крыму внедряется ваххабизм...
Об этом сообщила своим читателям выходящая в Симферополе газета "Крымская правда". Публикация стала главным политическим событием Крыма последнего месяца, затмив даже президентские выборы. Наш специальный корреспондент на месте убедился - дым не без огня.
Из аскеров в моджахеды.
- МЫ НИКОГДА не скрывали, что расцениваем войска России в Чечне как агрессию, - говорит Мустафа Джемилев, председатель крымско-татарского меджлиса. - Чеченцы сражаются за свою страну, и мы на их стороне. Но меджлис никого в Чечню воевать не направлял - это запрещено законом Украины. Российские законы - иное дело. Мы вправе не уважать расистское государство. Мы не можем и не хотим запрещать ехать в Чечню добровольно".
Мне не пришлось долго искать такого добровольца - его офис находится в здании меджлиса, прямо под кабинетом Мустафы Джемилева. Председатель Исламской партии Крыма Айдар Исмаилов не просто был на Кавказе в 1994-1996 годах, он герой Чечни. Награду Исмаилов получил из рук самого Масхадова.
В Крыму есть и партия "Адалет", которую недавно возглавил Февзи Кубединов, бывший десантник, тренер по восточным единоборствам, начальник охраны руководства меджлиса. "Адалет" (в переводе - справедливость) является по сути боевым отрядом Меджлиса. Это партия аскеров - воинов. Если в каком-либо селе русская семья обидела татарина-соседа - заняла, например, его сарайчик, а милиция посмотрела на это сквозь пальцы, то появляются парни из "Адалета" и наводят справедливость по-аскерски.
- У нас около полутора тысяч человек, как правило, бывших десантников, - рассказывает Февзи Кубединов. - Они работают в охранных структурах, сторожами - чтобы было время и законное основание для тренировок.
По словам Февзи, тренировки проводятся без оружия: "Патроны стоят денег, которых у нас нет, но аскер должен быть достаточно силен, чтобы управляться с автоматом. Лично я держу винчестер одной рукой, выбиваю 48 очков из 50".
Кубединов в любой момент может поставить в строй не менее двухсот человек, а при нужде - и все полторы тысячи. Около сотни крымско-татарских парней сейчас находятся в Чечне. Они добровольно стали моджахедами, людьми вне закона как России, так и Украины.
Кто спрятался, тот и не ваххабит.
В КРЫМУ по-кавказски горячо. Во времена "первой чеченской" был предотвращен провоз на полуостров тиража газеты со статьей Зелимхана Яндарбиева "Крым надо женить на Чечне". "Сваты" затею свою не забыли и сегодня.
18 мая крымские татары отметили 55-летие своей депортации маршем на Симферополь и многотысячным митингом на главной площади столицы Крыма. Вместе с ними были и чеченцы - танцевали свой священный и воинственный хороводный танец зикр.
А муфтиятом Крыма на днях принято решение о консолидации 20 процентов доходов всех мусульманских структур. Кому предназначены эти деньги?
Об угрозе исламского фундаментализма вынужден был говорить на одной из предвыборных пресс-конференций даже президент Украины Леонид Кучма, но угрозу эту несут традиционно христианской стране не только чеченские эмиссары.
Аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия (попросту говоря - Саудовская Аравия) возникла как самостоятельное государство в результате того, что еще в начале XIX века некто Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб создал очаг арабского сопротивления господству Османской Порты на Ближнем Востоке. Так возник ваххабизм, и с тех пор он прорастает в любом мусульманском регионе, где зарождается национально-освободительное движение. Ваххабизм - не слово, но меч ислама. В России меч этот был обнажен в дагестанских селах Карамахи и Чабанмахи. На Украине, в Крыму, он пока еще в ножнах.
Ваххабизм во всем мире распространяют в основном его основатели и хранители - арабы. Крым не исключение. В общежитии Симферопольского медицинского университета я встретился с человеком, которого называют руководителем движения ваххабитов в Крыму, но об этом мы с ним, разумеется, не говорили. Ваххабизм - масонская ложа мусульманства, принадлежностью к нему при посторонних не похваляются. Парень показывал мне молельную комнату для студентов-мусульман и сетовал, что крымские татары, изувеченные семьюдесятью годами советской власти, не знают подлинного ислама.
Их надо учить, а делать это могут лишь истинные мусульмане, то есть арабы. Муфтий духовного управления мусульман Крыма Нури эффенди Мустафаев позже прокомментировал это так:
- Сталин разрушил в Крыму не только мечети, но даже татарские кладбища. Поэтому главная для нас задача - восстановить утраченное. Лучше бы с помощью Турции - на ее деньги и с ее преподавателями ислама. Но мы строим мечети и на средства Саудовской Аравии (ваххабизм там - официальная идеология. - Б.С.). При этом настаиваем, чтобы и в этих мечетях были имамы, которых подберет духовное управление мусульман Крыма. Нам, крымским татарам, ближе светский ислам суннитского толка, которого придерживается Турция.
Но в построенных арабами мечетях и ислам арабский. Тем более если воздвигаются они с помощью таких структур, как благотворительный фонд "Зам-Зам". В России "Зам-Зам" возглавлял египтянин Эль Лаббан, спецслужбы обвинили его в том, что деньги фонда он направлял чеченским бандитам. В Симферополе есть свой "Зам-Зам". Арабы привозят с собой литературу, в которой пропагандируется опыт таких экстремистских структур, как "Хамаз", "Хэзболла". Украина в этом смысле оказалась удивительно арабским государством, даже духовное управление мусульман этой страны возглавил ливанец - имам Ахмед Тамим.
Трехполюсный мир.
ОСОБОЙ была эта командировка - ни на минуту не отпускало ощущение, что за каждым моим шагом внимательно наблюдает не одна пара глаз. После того как в Лондоне исламскими экстремистами были избиты съемочные группы ОРТ и НТВ, мне уже не кажутся излишними меры предосторожности, которые я предпринял в Крыму.
В украинском Крыму физически ощущается барьер, разделяющий две основные его диаспоры - русскую и татарскую. Первая традиционно ищет моральную опору в России, вторая - в исламском мире, но не только. Давно и успешно дружат против России украинские и татарские националисты. Председатель меджлиса Мустафа Джемилев, живущий в автономной республике, где официальным деловым языком признан русский, хорошо говорит по-украински. А в депутаты Верховной рады Украины он прошел от Руха.
- Никакой опасности татарский национализм в Крыму не представляет, - говорил мне Джемилев. - Гораздо большая беда - русский национализм. А вот здорового украинского национализма явно не хватает. Ведь даже флаг Украины в Крыму установили не украинцы, а мы, татары. Но если Украина, в подражание России, начнет принимать беженцев только славянской внешности, то в татарские семьи в Крыму вольются "лица кавказской национальности".
Джемилев не боится ни журналистов, ни власти. Он свое отбоялся еще в советских лагерях. Теперь боятся его. Крымским спецслужбам оказалось проще заявить, что на полуострове нет ни ваххабитов, ни лагерей, где тренируются солдаты для Басаева и Хаттаба, чем открыто признать очевидное, наживая врагов среди крымских татар. Для официального Киева организованные арабами под Симеизом лагеря для изучения ислама менее опасны, чем "Спокойной ночи, малыши!", - арабы, как правило, говорят по-украински, а Хрюша и Степаша "ридной мовою" преступно не владеют. Прочеченские настроения крымских татар воспринимаются как угроза России, а не Украине. А раз так, то и беспокоиться не о чем. "Шо погано москалям, то гарно нашим батькам".
Полуостров раздирается мусульманским и российским магнитами, Украину при этом больше беспокоит российское влияние. И напрасно. С Россией Украина прожила столетия, знает, чего ждать от соседки, как с ней договариваться, тогда как ислам в роли государственного регулятора ей совершенно не знаком.
В сугубо мусульманской Турции ценой немалых усилий придерживаются курса "светского национализма" Ататюрка. Не так давно прокурор суда госбезопасности Анкары распорядился немедленно арестовать депутатку Мерве Кавачи, которая появилась в парламенте в исламском платке. На подобное не осмелится не только Украина - любое государство на постсоветском пространстве. Их руководители теперь святее Папы Римского; обвинений в нарушении принципов свободы совести они боятся больше, чем всех вместе взятых ваххабитов. Украина в Крыму может сесть мимо стула, как уже хлопнулась Россия в Чечне. Но и не "Крымской правде" учить, какой стул надежнее.
Это не просто самая популярная русскоязычная газета самого русскоязычного региона Украины. Территория редакции - как бы территория России, ее слово для многих - слово Москвы. "Кучма - ИХ президент, наш президент - Ельцин, хоть он и...", - скажут вам сотрудники "Крымской правды". Нашумевшая статья подписана откровенным псевдонимом "Дмитрий Куликов" - от Дмитрия Донского и Куликова поля. Крымские татары намек поняли, расценив его как очередную попытку Москвы показать, кто в Крыму настоящий хозяин. Они считают, что газетная публикация организована российскими спецслужбами.
- Это еще раз доказало, что с Россией нельзя разговаривать по-человечески, - сказал Мустафа Джемилев.
Я располагаю документами, что стали основой публикации. Джемилеву мне возразить нечего - они действительно более всего похожи на оперативные отчеты спецагентов. Верно и то, что журналисты "Крымской правды" такого рода информацию примут лишь оттех, кому доверяют. Да и время для активизации российской "конторы глубокого бурения" самое подходящее - громкий крик о Крыме как о новом, импортированном с Кавказа, гнезде международного терроризма, может облегчить России ее диалог с Западом на саммите в Стамбуле.
Но, по совести сказать, мир вряд ли поверит голосу, поющему с подачи наших спецслужб, - слишком часто и охотно врали они. Сейчас Россия призывает защитить ее от бумеранга, который когда-то с огромной силой сама запустила себе в лоб. Татары пикетировали российское консульство в Симферополе с лозунгами: "Россия - империя зла", "Кремлевские террористы, опомнитесь!" Неприятно, конечно, но транспаранты эти не содержат призывов к насилию. В отличие от лозунга "Убей кавказца - спаси Россию!", которым в сентябре этого года безнаказанно размахивали в двухстах метрах от Госдумы члены ЛДПР.
Сообщение о крымско-татарских "воинах Аллаха" в Чечне шокирует. Но ведь аскеры партии "Адалет" появились в ответ на казаков, которых в свое время - для усмирения непокорных - завез на полуостров пророссийский, антиукраинский президент Крыма Юрий Мешков. Коллега Кубединова по воинской специальности (бывший десантник) Мешков правил Крымом с февраля 1994 года по середину 1995 - как специально, в то же время, когда шла "первая чеченская". Давно изменен статус полуострова, ликвидирован пост президента, сам Мешков преспокойно живет в Москве, но взращенные его агрессивностью отряды аскеров продолжают набирать силу. Рожденные в дни, когда российская армия бомбила Грозный и "зачищала" Самашки, они просто не могли не оказаться в Чечне.
Россия давно потеряла моральное право упрекать воюющих в Чечне крымских татар, арабских боевиков, украинских националистов. Любой мало-мальски сведущий человек тут же напомнит ей казаков, сражавшихся в Приднестровье, русских добровольцев на просторах Боснии, вербовку партией все того же Жириновского волонтеров в Югославию - для отпора НАТО. А то и "корейских" пилотов по имени Ли-Си-Цин, странно высоких, бледнолицых "вьетнамцев", многочисленных шурави на афганских просторах.
Крым, конечно же, зона интересов России, но в Крым нам надо идти не с имперскими амбициями, не с фээсбешным "сливом", а со своими деньгами. "За Крым надо платить", - справедливо заметил председатель Верховной рады автономии Леонид Грач. Вслед за Горьковским автомобильным заводом, собирающим в Симферополе "Волги" и "Газели", на полуостров должны ринуться прочие финансово-экономические структуры России - исключительно для того, чтобы заработать самим и дать заработать крымчанам.
Крым в этом смысле очень похож на Кипр, где неизбежный конфликт между греческой и турецкой общинами пригасили именно инвестициями. Когда у крымских татар и у крымских русских будет хорошо оплачиваемая работа, тогда они перестанут подозрительно следить друг за другом. Тогда там тесно будет и чеченским, и арабским эмиссарам-экстремистам.
Но этой роскоши - хорошо оплачиваемой работы - нет пока даже у российских татар и у российских русских" Симферополь - Москва.
БОРИС СИНЯВСКИЙ.
00:04 18.11
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |