Архив новостей → Даешь мировую конфискацию!
Даешь мировую конфискацию!
В Мордовию вернулась продразверстка.
По определению "Большой советской", продразверстка - это "заготовка сельхозпродуктов, которая заключалась в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым ценам всех излишков хлеба и других продуктов". Прошедшее время, которым пользуется энциклопедия, уже не актуально. В редакцию пришло письмо из мордовского города Инсар: уже второй год республика живет по законам военного коммунизма.
Без воды, но с водкой.
ИНСАРСКИЙ район - семнадцать с половиной тысяч человек. Русские вперемежку с мордвой. За все время командировки - ни капли воды из крана, ее просто нет. Жара 35 градусов.
Автор письма (имя свое она пожелала не называть, пусть будет Михайловна) встретила меня с видом человека, в чем-то провинившегося: "Люди говорят, не только в нашем районе такое. Может, это нормально?".
От признаков "нормальности" происходящего голова идет кругом. Передовица в районке: "Более 1600 килограммов молока продала государству за четыре месяца Раиса Андреевна Агеева из Новлея... Значит, быть еще более высокому результату". На станции Кадошкино наблюдаю, как вооруженные милиционеры гоняют по платформе старушку с ведром картошки, и та вроде чувствует себя вполне преступницей.
- Поначалу все это никто не заметил, - рассказывает Михайловна. - Просто раньше сдавать продукты государству было можно, а потом вдруг стало нужно.
Ясность наступила, когда на рынок перестали пускать мясо, молоко и картошку - формально из соображений санитарии. А за их утаивание стали карать: не сдал по осени центнер картошки со взрослого человека по девяносто копеек кило (когда на рынке берут по два рубля) - не будет тебе зарплаты. Не сливаешь в закрома Родины ежедневно 10 литров молока с коровы по рупь восемьдесят (на рынке - три рубля) - отлучен от бюджета. А продашь на сторону бычка - будешь уволен.
Скоро все выезды из района в сторону Пензы стали патрулировать похлеще, чем на таможне. Саранский коммерсант Игорь Митрошин, у которого в селе Нижние Вязеры живет мать, рассказал: в прошлом году она попросила его продать выращенную своим горбом картошку, и Игореву КамАЗу пришлось вывозить урожай ночью, по лесным и проселочным дорогам.
Молоко люди ходят продавать по домам тоже тайком - как наркотики. А "бескоровникам" (вдохните глубже) приказали выполнять свой продовольственный долг, покупая продукты по коммерческим ценам за пределами Мордовии. И что? Люди вздыхают и заводят-таки корову. Такое вот стимулирование экономического роста.
Покупать что ни попадя тоже нельзя. Покупать люди должны только то, что нужно продать властям. Водку с Мордовспирта (здесь всем известно, что президент Меркушкин - его совладелец), масло с инсарского маслозавода, плюс то, что добыто властями в битвах за взаимозачеты. Выглядит это так: зять Михайловны из районной больницы получает приказ пойти в такой-то (и только такой-то) магазин, купить две бутылки водки, принести чек, и лишь после этого он получает остаток зарплаты. Чаще не деньгами, а возможностью отовариться все в том же магазине, в котором, правда, почему-то тут же исчезают дешевые крупы, зато вдоволь той же водки, конфет, жвачек и прочих прелестей.
Огненную воду санитарки потом продают пациентам. В школах родительские собрания тоже нередко напоминают распродажи. Более того, мордовские власти разработали "административно-сетевой" маркетинг: каждый инсарский шишка обязан распространить водку среди своих подчиненных. Любым путем. Не можешь - плохой ты начальник.
Мордовское село Шадым - ближайшее к Пензенской области, поэтому самое непокорное. Недавно директор местной школы Тамара Петровна Жданкина осмелилась продать заезжим коммерсантам бычка, за что была тут же уволена "по собственному желанию".
С начала года в Инсар уже доложили о двадцати сданных в Пензу головах. Недавно неразумное село приезжал воспитывать сам районный глава Николай Фанакин. Аргументы предъявил такие: "закрою школу и больницу!", "отменю автобус!", "отберу землю!", "разгоню село!". Тамара Петровна рассказывает, и я вдруг начинаю понимать, что ее обидел не смысл, а сила звука: "То ли дело Меркушкин, президент наш. Он с народом знаешь как разговаривает? Он не орет с народом".
Но насчет школы, больницы и даже земли Фанакин не просто так ляпнул. Очень даже может. Взять, например, землю. Формально каждый житель Шадыма - акционер развалившегося пять лет назад колхоза и имеет право на 8 га. Но акции хранятся в сельсовете, а оттуда прямая дорога в фанакинский сейф - пиши пропало. Судиться с администрацией района в районном же суде никто не пойдет: тут это не принято. Выход один - бунт. Пока - вполне осмысленный и скромный.
Пользуясь случаем, жители Шадыма попросили места для официального обращения к пензенскому губернатору: "Просим принять нас в состав Пензенской области. Мы даже не против продразверстки! Но только помогите с кормами".
В инвестициях не нуждаемся.
ЕСТЬ такой журналистский прием - "игра в позитив". Стучать по фанакинскому столу кулаком и требовать объяснений - толку мало. Я пришел в обличьи доброго ревизора. Дескать, ехал в командировку в Саранск, но попутчики рассказали столько интересного, что не вытерпел и выскочил посмотреть. Это же уникальный опыт! Самоокупаемость региона! Я тут поговорил с людьми - они просто счастливы!
- А знаете почему? - клюнул Фанакин. - Потому что мы не ноем, как другие, мы мобилизовали все ресурсы, до десяти ночи на работе сидим.
Действительности соответствует только последнее. У инсарских чиновников головной боли хоть отбавляй. Существует одиннадцать нормативов, по которым Фанакин отчитывается перед Меркушкиным - они прописаны прямо в законе о бюджете Мордовской республики. За каждый - оценка. За норматив по молоку - 20 баллов, за скот и птицу - 15, за живые деньги - 10, столько же - за сахарную свеклу, горошек, сою и коноплю, за картофель - 5. Нужно набрать 100 баллов. Если план выполняется меньше, чем на восемьдесят процентов - район получает дотации (а чиновники зарплату) по минимуму. Если же на все сто - Фанакин зарабатывает 5 тысяч рублей.
Сбыт тоже оценивается. Реализация водки - 10 баллов, остальные продукты входят в список по мере необходимости. Задолжал бюджету маслозавод - срочно всех гонят покупать масло, чтобы тому было чем заплатить налоги. Выплывут откуда-нибудь шоколадки - все как один пойдут покупать шоколадки.
Называется все это безумие "новыми межбюджетными отношениями", которые на самом деле являются хорошо забытой командно-административной системой, только в условиях разрухи. Если власть не знает, как привлечь инвестора и собрать налоги, она действует по принципу "всем оставаться на своих местах". Молоко сдавать только своим, а когда свой завод сделает из него масло, сами же будем им давиться. Зарабатывать на стороне тоже будем централизованно и употребим заработанное как один - даже если не хочется. Рыночная экономика? Да какой к черту рынок, если в районе из семнадцати колхозов всерьез работает лишь один, а брать налоги с подсобных хозяйств закон не позволяет?
С точки зрения временщика - резонно. Но хватит этой нищенской стабильности лет на пять, не больше. Потом с приусадебными хозяйствами случится то же самое, что с колхозами. Далее по известному сценарию - голод, нэп. Но до тех пор никакой исторический опыт не переубедит начальника финансового отдела района Александра Синичкина, который сомневается, а нужны ли вообще Мордовии инвестиции. Предположим, МИКОМС строит завтра в соседнем Кадошкинском районе мясопереработку, он же все мясо в Инсаре к рукам приберет, а чем перед начальством отчитываться?
Как ангажированного журналиста меня отправили с молоковозом в село Кочетовка. К двенадцати ночи там уже поработал продотряд, да не один, а несколько - конкуренты. За каждый литр получаешь пять копеек летом и три зимой. Сейчас в месяц можно заработать под тысячу рублей. И никакого презрения. Кочетовка - село послушное, к продотрядовской повозке народ с ведрами выбегает сам - как будто мусор выбрасывать. Срабатывает старое доброе "даешь!".
"Ножки Меркушкина" далеко пойдут.
В СТОЛИЦЕ есть три магазина под пошлым названием "Ножки Меркушкина". Москвичи их уважают за низкие цены, но мало кто знает, какой ценой добываются эти дары. Не знает об этом и московское правительство, которое невольно является заказчиком плодов продразверстки. Во всяком случае, так нам сказали в двух столичных Управлениях - по работе с регионами и плодоовощного хозяйства.
По словам саранских журналистов, которые после прошлогоднего покушения на главного редактора "Столицы С" Стаса Холопова больше говорят, чем пишут, схема мордовско-московской дружбы такова. Столица зимой перечисляет деньги за будущие поставки в Фонд развития села. По зимним же ценам. Полгода они там крутятся, потом тратятся, но далеко не всегда на сельскохозяйственные нужды. В итоге властям приходится запускать лапу в последнее, что осталось у людей -приусадебные сотки...
В этом году одной только картошки прибудет в Москву 9300 тонн. "Отечественные производители" из Мордовии умоляли меня перед отъездом: "Напишите так, чтобы все шарахались от наших товаров. Они ворованные". Инсар - Саранск - Москва.
На основании этих фактов Министерство сельского хозяйства уже направило официальный запрос в правительство республики Мордовия. Ответ мордовского президента и другие комментарии читайте в ближайших номерах "ОГ".
ДМИТРИЙ СОКОЛОВ.
00:04 15.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |